Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Творчество в блокадном Ленинграде | Докучаева Елена Сергеевна. Работа №234766

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Докучаева Елена Сергеевна
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, которой подвергается наше общество сегодня, – не в сложной экономической ситуации, а в подмене ценностей, понятий, попытки отдельных государств и личностей переписать историю. Особенно велико влияние на детей и подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, героизме и патриотизме.

В связи с этим возрастает значимость работы с подрастающим поколением по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном и бережном отношении к героическому прошлому родной страны.

Именно поэтому в нашей школе был запущен проект «Мы не хотим войны». Основной составляющей которого являлось формирование патриотических чувств школьников через театрализованную деятельность.

В рамках этого проекта мы провели внеклассное мероприятие «Творчество в блокадном Ленинграде». В мероприятии участвовали учащиеся 5 – 11 классов.

Цель: ознакомление с творчеством русских поэтов о блокаде Ленинграда.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

- развивать патриотические чувства обучающихся;

- развивать чувства гордости за свою страну;

- подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Жемчужненская средняя школа №1

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие

«Творчество в блокадном Ленинграде»

 

Форма – театрально-поэтическая композиция

 

 

 

 

 

Автор Докучаева Елена Сергеевна

Учитель иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колодезный, 2019

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, которой подвергается наше общество сегодня, – не в сложной экономической ситуации, а в подмене ценностей, понятий, попытки отдельных государств и личностей переписать историю. Особенно велико влияние на детей и подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, героизме и патриотизме.

В связи с этим возрастает значимость работы с подрастающим поколением по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном и бережном отношении к героическому прошлому родной страны.

Именно поэтому в нашей школе был запущен проект «Мы не хотим войны». Основной составляющей которого являлось формирование патриотических чувств школьников через театрализованную деятельность.

В рамках этого проекта мы провели внеклассное мероприятие «Творчество в блокадном Ленинграде». В мероприятии участвовали учащиеся 5 – 11 классов.

Цель: ознакомление с творчеством русских поэтов о блокаде Ленинграда.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

- развивать патриотические чувства обучающихся;

- развивать чувства гордости за свою страну;

- подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.

Условия проведения: актовый зал со сценой, декорации разрушенного дома.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, колонки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарный план мероприятия

На проекторе идет видео «Город-герой Ленинград» (Приложение 2)

Чтец 1:

Этот город, неровный, как пламя,

Город-кладбище, город-герой,

Где за контуром первого плана

Возникает внезапно второй!

Этих храмов свеченье ночное,

Этих северных мест Вавилон,

Что покинут был расой одною

И другою теперь заселён!

Где каналов скрещённые сабли

Прячет в белые ножны зима,

И дворцовых построек ансамбли

Приезжающих сводят с ума!

(Александр Городницкий)

 

Ведущий 2: Город Санкт-Петербург удивителен и неповторим. Он так завораживает собой, своими просторами, воздухом свободы своих ровных проспектов, набережных. Дворцы, мосты, соборы, памятники, каналы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство - всё овеяно неуловимым духом Российской Истории.

Ведущий 1: 27 января, в День воинской славы России, мы отмечаем освобождение города-героя Ленинграда от фашистской блокады. И в наши дни нельзя оставаться равнодушными к героизму людей оборонявших и защищавших Ленинград, стоявших насмерть, только бы не пропустить врага в один из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров страны.

Ведущий 2: Это один из красивейших городов мира. За революционные, боевые и трудовые заслуги Ленинград награждён двумя орденами В.И. Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание "Город - герой" и вручена медаль "Золотая Звезда".

Ведущий 1: Историю своей страны должен знать каждый. У человека, который не знает своего прошлого, нет будущего. Каким был блокадный Ленинград, кто те люди, которые увековечили память об этих трагических страницах истории? Именно об этом мы хотим рассказать вам сегодня.

Чтец 2: Стихотворение «Я песни пел, осколки собирая» (Приложение 1)

Ведущий 2: Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.

Ведущий 1: Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки…

Ведущий 2: Давайте представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы.

Ведущий 1: А еще — тех, кто дарил солдатам и горожанам великое чудо театра, дарил не только на классической сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между боями. Есть воспоминания, что актерам фронтовых бригад выдавалось оружие, потому что в любой момент могла возникнуть необходимость его применить по назначению.

Ведущий 2: Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия. Говорят, когда звучат пушки, музы молчат.

Ведущий 1: В блокадном Ленинграде музы не молчали. И, может быть, именно это помогло городу выжить и не только выжить, но и показать всему миру такую высоту человеческого духа, которая воплотилась в музыке Шостаковича, в стихах замечательных русских поэтов. Они достойны памятника.

Ведущий 2: Ольга Бергольц, в годы Великой Отечественной войны оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города.

Видео «Февральский дневник» (Приложение 2)

Ведущий 1: Владимир Александрович Лифшиц — русский писатель, поэт, драматург. Первая публикация в 1934 году; выступал главным образом как автор стихотворений для детей. В 1941 г. пошел в народное ополчение, участник Великой Отечественной войны.

Чтец 3: Стихотворение «Баллада о черством куске» (Приложение 1)

Ведущий 2: Асадов Эдуард Аркадьевич - русский советский поэт, Герой Советского Союза. Родился в городе 7 сентября 1923. Все свое детство и юность провел в Свердловске. В восьмилетнем возрасте написал своё первое стихотворение.

Ведущий 1: Через неделю после выпускного вечера в школе началась Великая Отечественная война. По комсомольскому призыву Эдуард Аркадьевич Асадов ушел добровольцем на фронт. В перерывах между боями писал стихи: «Письмо с фронта», «В землянке» и другие.

Инсценировка «В землянке» и песня «В землянке» (Приложение 1)

Ведущий 2: Юрий Воронов - поэт, журналист, общественный деятель.. Пережил блокаду Ленинграда. Центральное место в стихах Воронова занимает тема войны и, в частности, — блокады Ленинграда. Воронов остро ощущал необходимость помнить войну, даже если эти воспоминания непомерно тяжелы.

Чтец 4: стихотворение «Память – наша совесть» (Приложение 1)

Ведущий 1: Анна Андреевна Ахматова - одна из крупнейших русских поэтов XX века. войну встретила в Ленинграде. Русская поэтесса. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована из блокадного Ленинграда сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда через Казань в Ташкент.

Ведущий 2: 31 мая Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. поэтесса, видевшая своими глазами блокаду Ленинграда, создает цикл стихов, полной любви к родине. Ее поэзия обретает высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием».

Ведущий 1: Одно из наиболее знаменитых стихотворений блокадного цикла Ахматовой — «Мужество», написанное 23 февраля 1942 года, показывает что Вера в победу была велика

Видео «Мужество» (Приложение 2)

Ведущий 2: Около 60 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта умерли от голода. Но это великое народное страдание не уменьшило в народе веру в победу. Это отразилось в поэзии военных лет, посвященной блокаде Ленинграда и битве за Ленинград. За величайший город нашей страны.

Видео «Мы помним»

Ведущий 1: Мы помним…

Ведущий 2: Мы не хотим войны!

 

 

 

 

 

Методические рекомендации педагогическим работникам

 

Мероприятие проводится в большом светлом зале. Зрителей можно посадить как угодно, чтобы создать комфортную обстановку. Артисты выступают на сцене.

Задействованы:

2 ведущих

4 чтеца

5 актеров в инсценировке

Технические специалисты (звук, видео, презентация).

 

Для создания эмоционального настроя фоном играет музыка «Священная война».

Декорации: разрушенный дом на сцене.

 

Ведущие не делают выводов, они дают возможность зрителям задуматься о последствиях необдуманных поступков, о тяжести существования в ужасных условиях, о неиссякаемой вере людей в светлое будущее. Героизм и мужество – это основная мысль всего мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Стихотворения для чтецов

«Я песни пел, осколки собирая»

Я песни пел,

Осколки собирая,

В орлянку меж тревогами играл.

А если неожиданный налет,

А если в расписанье мой черед,

То с кона взяв поставленный пятак,

Я шел с противогазом на чердак.

А было мне всего тринадцать лет,

Я даже не дружинник,

Просто - шкет,

Но "зажигалку" я щипцами мог

Схватить за хвост

И окунуть в песок.

(Нина Николаевна Шестинская)

 

«Баллада о черством куске»

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.

Леденистый брезент прикрывал её кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

 

Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,

Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,

Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,

И махорку он вёз, проклиная погодку.

 

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрёл грузовик на чужую планету.

 

Вдруг навстречу лучам - синим трепетным фарам,

Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел как мука, - плавно, медленно, сыто...

 

- Стоп! - сказал лейтенант. - Погодите, водитель,

Я, - сказал лейтенант, -здешний всё-таки житель.

И шофёр осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

 

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням,

И вошёл. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные рёбрышки... бледные губки...

Старичок семилетний в потрёпанной шубке.

 

Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..

И достал лейтенант свой паёк из кармана.

Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-

И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

 

Там поверх одеяла - распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

 

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца, настоящий мужчина.

И когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

 

А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,

- Приезжай! -закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...

 

Грузовик отмахал уже многие вёрсты.

Освещали ракеты неба древнего купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, чёрствый,

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

 

Потому, что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему подложила.

Потому, что была настоящей женою,

Потому, что ждала, потому, что любила.

 

Грузовик по мостам проносился горбатым,

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому, что солдатом он был настоящим.

(Владимир Александрович Лифшиц)

 

Инсценировка «В землянке»

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом...

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем.

 

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

 

И замолк, второй качнулся,

Подавил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: "Ох!"

 

"Да",- ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: "Ага!"

 

"Не могу уснуть, нет мочи! -

Пятый вымолвил солдат. -

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!"

(Эдуард Асадов)

 

Песня «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

 

«Память – наша совесть»

Опять война, опять Блокада, —

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

 

 

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о Блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.»

 

И может показаться: пра́вы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда — не права́!

 

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

 

Я не напрасно безпокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

(Юрий Воронов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Список видео

Город-герой Ленинград https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16417446040421279390&text=видео%20город%20герой%20ленинград&text=город%20&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581940944275627-1249203964014805120100076-sas3-5909&redircnt=1581940948.1

Февральский дневник

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1938596691984052304&text=февральский+дневник+

Мужество https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18157340565343685897&text=мужество+ахматова

Мы помним

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=121322537574052892&text=мы+помним

 

Список аудио

«В землянке» Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова.

 

Список наглядности

Презентация «Творчество в Блокадном Ленинграде»

 

Список литературы

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахматова,_Анна_Андреевна

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Асадов,_Эдуард_Аркадьевич

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Воронов,_Юрий_Петрович

5. Берггольц О.Ф., Никто не забыт, и ничто не забыто, 2016

6. Даров А.А., Блокада, 2012

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×