Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Учебная программа декоративно-прикладному искусству искусству детям 5-6 лет | Втюрина Зарема Рыдвановна. Работа №235046

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Втюрина Зарема Рыдвановна
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящий - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления как обучение детей элементам дизайна в дошкольном образовательном учреждении требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребенка. Дизайн-деятельность способствует развитию интеллекта и психики ребенка, а также развитию изобразительного творчества детей.

Структура программы учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» .

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящий - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления как обучение детей элементам дизайна в дошкольном образовательном учреждении требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребенка. Дизайн-деятельность способствует развитию интеллекта и психики ребенка, а также развитию изобразительного творчества детей.

Дополнительная программа «ДПИ» составлена на основе учебно-методического пособия Лыковой И. А. «Художественный труд в детском саду» для подготовительной группы (Москва, Издательский дом «Цветной мир», 2011).

Художественный труд - это творческая, социально-мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающегося утилитарные и эстетические свойства. Прикладным результатом художественного труда выступают предметы и композиции, которые служат для обустройства игрового и бытового пространства.

В настоящее время художественный труд прочно ассоциируется с понятием «дизайн». Дизайн-деятельность предполагает индивидуализацию и художественную трактовку каждой вещи, а также предусматривает гармоничное единство ее формы, назначения и места в пространстве. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Но развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень сформированной мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, и трудовых умений, овладение родным языком, развитие первоначальных навыков письма. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован только в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

1. Общекультурная (духовно-нравственная) направленность программы.

Этот принцип подразумевает формирование у детей дошкольного возраста системы знаний и представлений об окружающей действительности: о связи человека и создаваемой им культурной среды, а также расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование созидательных возможностей личности.

2. От общего к частному (в формировании духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы). Старшие дошкольники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.

3. Вариативность содержания занятий, многообразие конкретных тем и изделий.

4. От более простых форм к более сложным.

Структура и содержание программы

Образовательная программа «ДПИ» включает в себя изучение различных видов декоративно – прикладного искусства, В ней присутствуют все типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный).

Содержание занятий кружка «ДПИ» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Используемые материалы:

- Пластилин

- осенние листья

- Коряги, шишки, жёлуди, мох

- Семена растений

- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

- Вата

-Фольга

-Клей, краски

-Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Инструменты и приспособления:

- Ножницы, шило (только для взрослого)

- Иголка и нитковдеватель

- Карандаш, ластик

- Линейка

- Набор стеков и доска для лепки

- Клеёнка для аппликации

- Клейкая лента

 

 

-Срок реализации учебного предмета. Срок реализации учебного предмета – два года. Учебная программа курса «Декоративно-прикладное искусство» разработана для групп отделения раннего эстетического развития.

- Сведение о затратах учебного времени. Общая трудоемкость учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» при двухгодичном сроке обучения составляет 68 часов аудиторных занятий.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета . Объем программы: занятия рассчитаны на детей 5-6 лет, всего 34 занятия в год, продолжительность каждого до 30 минут.

Форма работы: мелкогрупповая (5-10). Набор детей в группу осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий. Согласно учебному плану групповые занятия проводятся один раз в неделю в объёме один академический час. Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (беседа совмещается с практической работой). Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. На протяжении всего учебного года происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастеркласса», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Цели и задачи учебного предмета

Цель:развитие творческих способностей дошкольников в области дизайна и содействие углублению интереса к дизайн-деятельности.

Задачи:

расширить представления о народных игрушках,научить мастерить традиционных кукол, формировать умения работать с тканью и нитками, развивать тактильное восприятие, ловкость и аккуратность;

познакомить с рельефной лепкой из пластилина (соленого теста), контррельефом (отпечатки, процарапывание), совершенствовать технику лепки, учить планировать работу, дать первоначальное представление о композиции, развивать чувство гармонии, ритма, художественный вкус и творческое воображение, развивать способность видеть множество вариантов в одной обобщенной форме и делать выбор по своему замыслу;

развивать координацию в системе «глаз - рука»;

вызвать интерес к созданию сувениров и подарков из разных материалов, интерьерных композиций;

воспитывать интерес к созданию игрового и обустройству бытового пространства.

Методы обучения.Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

• практический;

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного искусства. Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов. Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия. Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий. В проведении занятий используются мелкогрупповая форма работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации непосредственно-образовательной деятельности делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по ДПИ должна быть оснащена удобными столами. Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования: Для успешной реализации программы необходимое следующее материально-техническое оснащение:

1) Оборудование: - столы; - стулья; - доска школьная.

2) Художественные материалы и инструменты.

Программа способствует:

Раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка;

Формированию интереса к художественной деятельности;

Формированию эстетического вкуса;

Развитию пространственного воображения и мышления;

Развитию мелкой моторики рук;

Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты.

 

 

 

 

 

II. Содержание учебного предмета. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 5 лет.

 

 

п./п.

Тема занятия

Содержание

Оборудование

Кол-во часов

 

 

1.

 

 

 

 

Аппликация коллективная. Цветочная клумба.

Выявить универсальные творческие способности детей.

альбомный лист, капля из цветной бумаги, клей, цветные карандаши.

1

 

2

Рисование сюжетное по замыслу. Посмотрим в окошко.

Развивать художественный вкус.

Акварельные карандаши.

1

 

3

Лепка предметная с элементами конструирования. «Вот поезд идет, колеса стучат»

Познакомить с явлением симметрии.

Пластилин стеки

1

 

4

Аппликация предметная. Поезд мчится «тук-тук-тук»

Научить создавать декоративную рельефную картину для оригинального подарка и оформления интерьера. Развивать творческое воображение и вкус.

картон, цветная бумага, ножницы ,клей

1

 

5

Лепка предметная. Бабочки на цветочной клумбе.

Развивать творческое воображение и вкус.

Кусочки ткани, нитки, веточки, ножницы.

1

 

 

6

 

 

 

 

 

 

Бумажная пластика. Бабочки.

 

 

 

Научить составлять коллаж из бумаги на основе обобщенной формы, развивать творческое воображение. развивать чувство вкуса.

 

 

 

цветной картон, ножницы, клей.

 

 

 

1

 

Лепка предметная .Ушастые пирамидки.

развивать творческое воображение.

Пластилин клеенка стеки влажные салфетки

1

 

8.

Аппликация предметная .Цветной домик.

Развивать творческое воображение и вкус.

Кусочки ткани, нитки, ножницы

1

 

9.

Рисование с элементами аппликации.. «Падают. Падают листья»

Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

Ткань (канва), цветные нитки, ножницы, простой карандаш и шаблон цветов.

1

 

10

Аппликация из природного материала. Листопад и звездопад.

Познакомить с новыми способами создания масок. Развивать мелкую моторику, ловкость, аккуратность, усидчивость.

Листья (гербарий). Клей. картон

1

 

11

 

 

 

 

Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев, семечек арбуза.. «Золотые подсолнухи»

Познакомить со способом конструирования. Развивать воображение, восприятие и художественный вкус.

цветная бумага, листья и семена арбуза ножницы, нитки, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

12

Лепка предметная. «Вот какой у нас арбуз»

Развитие мелкой моторики. развивать творческое воображение.

Пластилин. Стеки, тряпочка.

1

 

13

Аппликация с элементами рисования карандашами. «Яблоко-спелое, красноеладкое»

Продолжать учить создавать декоративную рельефную картину, закреплять приемы лепки. Развивать творческое воображение и вкус.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

14

Аппликация .Часы «Времена года»

Закрепить умения художественного конструирования, развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к обустройству бытового пространства.

белая бумага, цветная бумага, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

15

Аппликация с элементами рисования. Праздничная елочка (поздравительная открытка.

Расширить опыт художественного конструирования на основе обобщенного способа формообразования. Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

Цветной картон, , фоамиран ,клей, ножницы.

1

 

16

Аппликация с элементами рисования. «Волшебный сапожок»

 

Познакомить со способом конструирования из нескольких фигурок . Развивать воображение, восприятие и мышление.

цветная бумага, ножницы, тряпочка, нитки, клей клеёнка.

1

 

17

Аппликация-мозаика. «Тучи по небу бежали»

 

 

Расширить опыт художественного конструирования Развивать творческое воображение,

цветная бумага, цветной картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

18

 

Рисование декоративное Вьюга-завируха.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

Акварель, бумага.

 

 

19

Аппликация с элементами рисования. Снегнег!

Продолжать учить создавать декоративную рельефную картину, закреплять приемы лепки.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

20

Рисование модульное.(ватными палочками или пальчиками). «Кисть рябинки, гроздь калинки»

Развивать творческое воображение и вкус.

Кусочки ткани, нитки, ножницы.

1

 

21

Лепка рельефная в спичечном коробке. Кукла-пеленашка. Знакомство с видом народной куклы.

Развивать творческое воображение средствами создания коллажа на свободную тему. Развивать воображение, чувство композиции.

Пластилин белая бумага, цветная бумага, ножницы, различные картинки, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование цветными карандашами. Иллюстрирование знакомых сказок.

Развивать творческое воображение и вкус.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

23

 

Аппликация. «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке)

Расширить опыт художественного конструирования, (птица,)на основе гармошки. Развивать творческое воображение и вкус.

белая бумага, цветная бумага, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

24

Аппликация по мотивам русской народной сказки. Избушка ледяная и лубяная.

Познакомить и учить создавать аранжировки из природного материала и рукотворных изделий. Воспитывать интерес к преобразованию бытового пространства, желание сохранить народные традиции.

Ветки, листья, яичная скорлупа, цветная бумага, цветной картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

25

 

 

 

 

Рисование с элементами аппликации. (Папин день)

 

 

 

Продолжать учить создавать декоративную рельефную картину, закреплять приемы лепки. Развивать творческое воображение и вкус.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

 

26

 

Лепка Веселые вертолеты.

Учить конструировать из пластилина на основе представления о внешнем виде. Познакомить с явлением симметрии. Развивать воображения

 

Пластилин стеки, тряпочка, клеёнка.

1

 

27

Лепка декоративная. Цветы-сердечки

Развивать творческое воображение и вкус.

Пластилин стеки тряпочка, клей .

1

 

28

Рисование с декоративными элементами аппликации. Красивые салфетки

Расширить опыт художественного конструирования открытки. Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

Салфетки цветная бумага, цветной картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

29

Рельефная лепка. Звезды и кометы.

Развивать творческое воображение.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

30

Аппликация из цветной и фактурной бумаги. Ракеты и кометы.

Расширить опыт художественного конструирования. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

цветная бумага, белый картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

31

 

Аппликация с элементами рисования. «По реке плывет кораблик»

Выявить универсальные творческие способности детей, определить динамику развития творческих способностей.

альбомный лист, капля из цветной бумаги, клей, цветные карандаши, рисунок

1

 

32

Лепка объемная и рельефная. «Наш аквариум»

Организовать выставку работ детей, показать значимость их труда, заинтересовать в занятии дизайн-деятельности.

 

Пластилин стеки.

1

 

 

33

 

Рисование карандашами. «Радуга»

 

 

Развивать творческое воображение и вкус.

 

 

Цветные карандаши. Бумага.

 

 

1

 

 

34

 

 

Итого:

Аппликация сюжетная с элементами рисования. «У солнышка в гостях»

 

 

Расширить опыт художественного конструирования Развивать творческое воображение,

Цветная бумага. клей ножницы.

1

 

 

 

 

 

34

 

Календарно-тематическое планирование 6 лет

 

№ п./п.

Тема занятия

Содержание

Оборудование

Кол-во часов

 

Лепка предметная. «Веселые человечки»

Выявить универсальные творческие способности детей.

пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

Аппликация из бумаги. «Веселые портреты»

Учить конструировать из бумаги на основе представления о внешнем виде. Познакомить с явлением симметрии.

Цветная бумага, картон, ножницы. клей

1

 

Рисование сюжетное «Веселое лето»

Развивать художественный вкус.

Бумага, акварель,

1

 

Лепка предметная . «Наши любимые игрушки»

Научить создавать декоративную рельефную картину для оригинального подарка и оформления интерьера. Развивать творческое воображение и вкус.

Пластилинтеки, пряпочка

1

 

 

Аппликация силуэтная с элементами рисования. «Цветные ладошки»

Развивать творческое воображение и вкус.

ножницы картон цветная бумага, клей, ножницы, тряпочка, салфетка, клеёнка,

1

 

Рисование декоративное «Лето красное прошло» (краски лета)

Развивать пространственного воображения и мышления.

Гуашь, бумага. палитра

1

 

Аппликация сюжетная. «Наш город»

Научить составлять коллаж из бумаги, развивать творческое воображение.

Цветная бумага,

цветной картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

Рисование по представлению. «Деревья в нашем парке»

Развивать творческое воображение и вкус.

Акварельумага, кисти.

1

 

Аппликация с элементами рисования. «Машины на улицах города» Коллективная композиция.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

Ткань (канва), бумага, фоамиран, клейартон

1

 

Лепка предметная. «Осенний натюрморт»

Развивать мелкую моторику, ловкость, аккуратность, усидчивость.

Пластилин стеки, тряпочка, клеёнка.

1

 

Рисование по содержанию загадок и стихов. «Загадки с грядки»

Развивать воображение, восприятие и художественный вкус.

Акварельные карандаши, бумага

1

 

Аппликация «Цветные зонтики»

развивать творческое воображение.

нитки шерстяные или бумажные полоски, клей, ножницы.

1

 

Аппликация симметричная «Листочки на окошке» (витраж)

Продолжать учить создавать декоративную рельефную картину, закреплять приемы лепки. Развивать творческое воображение и вкус.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

Рисование декоративное «Волшебные снежинки» (краски зимы)

Закрепить умения художественного конструирования, развивать творческое воображение.

Акварель, бумага

1

 

Аппликация из фольги и фантиков (поздравительная открытка )

Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

ножницы белая бумага, цветная бумага, фольга, фантики ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

Аппликация с элементами рисования. «Снеговики в шапочках и шарфиках»

Развивать воображение, восприятие и мышление.

Яичная скорлупа, цветная бумага, ножницы, тряпочка, нитки, клей клеёнка.

1

 

Моделирование новогодних игрушек из ваты . ниток и бумаги.

Расширить опыт художественного конструирования открытки. Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

цветная бумага, цветной картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

Рисование декоративное «Волшебные снежинки»

Продолжать учить создавать декоративную рельефную картину.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

Рисование с натуры «Еловые веточки»

Развивать творческое воображение и вкус.

Кусочки ткани, нитки, ножницы

1

 

Рисование модульное.(ватными палочками или пальчиками). «Кисть рябинки, гроздь калинки»

Развивать творческое воображение средствами создания коллажа на свободную тему. Развивать воображение, чувство композиции.

Акварель белая бумага, цветная бумага, ножницы, различные картинки, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

Лепка.

«Звонкие колокольчик»

Продолжать учить создавать декоративную рельефную картину, закреплять приемы лепки. Развивать творческое воображение и вкус.

картон, пластилин, дощечка, стека, тряпочка.

1

 

Аппликация с элементами рисования «Заснеженный дом»

Расширить опыт художественного конструирования различных изделий (веер, птица, крона, цветок) на основе гармошки. Развивать творческое воображение и вкус.

белая бумага, цветная бумага, ножницы, , клей клеёнка.

1

 

Рисование с опорой на фотографию. Папин портрет.

Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Акварель, бумага.

1

 

Аппликация предметно-декоративная. «Галстук для папы»

Продолжать учить создавать декоративную рельефную картину.Развивать творческое воображение и вкус.

Бумага цветная, клей, картон, ножницы.

1

 

Рисование с элементами аппликации. (Папин день)

Познакомить с явлением симметрии. Развивать воображение, чувство формы.

Акварель, бумага.

1

 

Рисование по представлению или с опорой на фотографию. «Милой мамочки портрет»

Развивать творческое воображение и вкус.

Гуашь, бумага.

1

 

Аппликация коллективная «Весенний букет»

Расширить опыт художественного конструирования открытки. Развивать творческое воображение, художественное восприятие и художественный вкус.

цветная бумага, цветной картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

Рисование с декоративными элементами аппликации. «Солнышко нарядись»

развивать творческое воображение.

Акварельумага.

1

 

Лепка декоративная из пластилина. Плетение из жгутиков «Весенний ковер»

Расширить опыт художественного конструирования. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Пластилин, стеки, тряпочка.

1

 

Аппликация с элементами рисования «нежные подснежники»

Выявить универсальные творческие способности детей, определить динамику развития творческих способностей.

альбомный лист, цветная бумага, клей, цветные карандаши, рисунок

1

 

Аппликация с элементами рисования. «Я рисую море»

Организовать выставку работ детей, показать значимость их труда, заинтересовать в занятии дизайн-деятельности.

цветная бумага, цветной картон, ножницы, тряпочка, клей клеёнка.

1

 

32.

Рисование коллективное по замыслу. «Морская азбука»

Формирование интереса к художественной деятельности.

Цветные карандаши, бумага.

1

 

33

 

 

 

34

 

 

 

 

Итого:

Рисование на камешках по замыслу. Превращение камешков.

Аппликация из цветной бумаги «Наш аквариум».

 

 

 

 

Формировать умение планировать работу по реализации замысла,

 

 

 

Развивать творческое воображение и вкус.

Цветные карандаши.

 

 

 

 

Цветная бумага, клей.

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

34

 

 

III. Требования к уровню подготовки учащихся В результате освоения предмета «ДПИ» учащийся должен: знать: - основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы; - принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла. уметь: - применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах; - находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу; - находить живописно – пластические решения для каждой творческой задачи. владеть: - навыками по созданию композиционной художественно-творческой работы.

IV.Формы и методы контроля, система оценок. Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов. Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия. Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий. В проведении занятий используются мелкогрупповая форма работы. Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов. Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия. Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий. В проведении занятий используются мелкогрупповая форма работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации непосредственно-образовательной деятельности делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

 

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации непосредственно-образовательной деятельности делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Творческий просмотр (в конце курса) проводится в счет аудиторного времени. Оценки ученикам выставляться по окончании полугодия. Формами подведения итогов реализации программы могут являться: - выставки детских работ, конкурсы, викторины; - открытые занятия, мастер-классы для родителей; - участие в мероприятиях разного уровня. Итоговая работа демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой. Критерии оценок по результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. 4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. С учетом целесообразности оценка качества выполнения работы может быть дополнена системой «+» и «, что даст возможность более конкретно и точно оценить работу учащегося.  Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей осуществляется с помощью диагностики в несколько этапов:

в начале года,

в конце года обучения.

Форма подведения итогов реализации образовательной программы является выставка творческих работ дошкольников.

Диагностический инструментарий для определения уровня творческого развития детей

Показатели

Диагностические методики

Сроки проведения

Выявление творческих способностей

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.) (6/20штук)

Сентябрь, май

Творческая надситуативность, т.е. способность выйти из ситуации, мысленно построить новую.

«Солнце в комнате»
В. Синельников,
В. Кудрявцев

Сентябрь, май

 

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению. Педагог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ

(отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе.

Оценка 3- высокий уровень—ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа.

Оценка 2 -средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).

Оценка 1 — низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку ( выделяя оригинальность созданных детьми изображении);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов).

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности.

Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов

Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:

- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п.) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

-в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;

- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.

С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.

3 балла—рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.

2 балла— изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось.

1 балл — дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).

Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.

Для определения художественных способностей у5-6-летних детей можно предложить задание:

тест «Круги» — на выявление творческих способностей.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с двадцатью нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса. Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; - частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать ту или иную технику выполнения работы; - творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Список используемой литературы

 

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду.

Лыкова И. А. Художественный труд. Подготовительная группа.

Пантелеева Л.В. «Детское рукоделие. Художественный труд в детском саду и семье».

Салагаева

Л.М. « Объёмные картинки».

Давыдова Г.Н.« Детский дизайн. Поделки из бросового материала».

Журналы «Коллекция идей», «Мистер

Самоделкин

» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×