Учебно-исследовательская деятельность на уроках географии.

Автор: Скрипченко Татьяна Ивановна

 

             Учебно – исследовательская деятельность на уроках географии

У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная это опасность- безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека - и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Эти слова очень актуальны и в настоящее время. Ведь учитель перестал быть единственным источником знаний. Настоящее время- период активных поисков такой организации образовательного процесса, который позволил бы наиболее успешно решать проблемы обновления образования, обеспечивающей повышение качества образования, в т. ч. и географической подготовки учащихся.

        Урок географии - это устный школьный предмет, предполагающий его усвоение преимущественно на уровне запоминания. Это приводит к усвоению готовых истин и отсутствие внимания к обучению способом познания. Учитель должен помочь обучающимся в овладении опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи, а на профильном уровне - задачи требующие учета географической ситуации на конкретной территории.

       Сейчас многие педагоги подошли к идее построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций.

      Главная задача исследовательской деятельности ― перенести нагрузку с памяти ученика на мышление. При исследовательском подходе учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности, а имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

Одним из направлений в исследовательской деятельности является проблемное обучение.

Проблемные и исследовательские задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.

Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.

    Так изучение климата  России можно целенаправить на решение проблемы: « Почему самые холодные зимы не на самом северном полуострове России, а на северо – востоке в Оймяконе», «Где и почему влажные и сухие территории России находятся в непосредственной близости друг от друга?»

  В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

 

ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.

        В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

         Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

         Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

         Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.   Еще одним направлением в исследовательской деятельности можно отнести практические задания, которые включают в себя и решения проблемных вопросов.

   Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки».

Подобные уроки возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делят на число групп. Равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:

-    определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу, заполнить в тетради таблицу.

Выяснить:

- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)

- Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

 Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)

группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

- Почему в северной части Африки климат более сухой, чем в южной?

         Как видно, проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

         Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа – пятая) – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

        Можно говорить об исследовательском подходе в обучении, если он включает проектирование и практическую реализацию поисковой, исследовательской идеи.

 Много лет наша школа работает по проектной технологии.  На своих уроках мы практикуем и мини – проекты и проекты, выходящие на научно – практическую конференцию.

Так на своих уроках в 6 классе мы создавали проекты по темам: «Может ли вулкан извергаться в моем дворе?», «Куда текут реки?», «Почему облачная погода бывает часто, но дождь идет не всегда?».

 Большим исследовательским проектом было «Путешествие на воздушном шаре», где ребята готовили донесения по исследованию атмосферы. Каждая группа представила результаты в виде компьютерной  презентации, были сделаны общие выводы.

В 9 – 11 классах проекты более серьезные. Темы могут быть следующие:

 Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?

 Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников

энергии?

 Воды сибирских рек в Центральной Азии: утопия или жизненно - важный проект?

 Похож ли мой город на город моей бабушки?

 Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?

 Как человек меняя среду обитания, меняется сам?

 Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?

 Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической

базой будущего?

 Может ли 21 век стать веком старения населения?

 Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало

человечество?

 Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль

открывателя мира и объединить его в единое целое?

 Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли

она права личности?

 Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?

 Что нас ждёт в будущем? ( Сценарий третьего тысячелетия)

 Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?

 Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?

Самым распространенным методом исследовательской работы на уроках является самостоятельная работа. Обучая детей приемам учебной деятельности, учитель должен постоянно увеличивать время на самостоятельную работу учащихся на уроках. Сначала это может быть выполнение отдельных заданий, затем самостоятельная работа на определенных этапах урока и, наконец, самостоятельная работа в течение всего урока или нескольких уроков.

Климат Антарктиды ученики 7-го класса могут самостоятельно изучить по

алгоритму.

КЛИМАТ АНТАРКТИДЫ.

1. Материк находится в ___________________________климатическом поясе.

2. Климат во внутренних областях материка более ______________________

чем на побережье.

3. «Полюс холода» Земли ________________________________________, с t0

воздуха ___________________________.

4. Снег и лед отражает ______________________________%.

5. Там где летом отсутствует ледяной покров, образуются _____________,т.к. скалы

поглощают _________________________.

6.Ветер дует от центра материка к побережью, т.к. _____________________.

7.Здания стоят на сваях т.к. _________________________________________.

8. В Арктическом поясе выпадает менее 100 мм осадков, т.к. там преобладает

_________________________________ давление.

В старших классах очень интересно и познавательно проходят  Уроки – семинары.

Вопросы для проведения семинара должны носить проблемный характер, будить в учениках стремление к живой беседе, диалогу, дискуссии. На уроках ребята учатся защищать свои убеждения, находить различные варианты доказательств.

Урок – семинар по теме «Население мира» в 10-м классе может включать такие вопросы: А) Ваше отношение к демографической политике? Не приводит ли она к ущемлению прав человека?

Б) В чем преимущество и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения?

В) Почему города стали главной формой расселения людей в современном мире?

Г) Докажите, что религии играют большую роль в мировом развитии.

Творческие уроки.

Эта форма занятий прививает ученикам коммуникативные навыки, носит элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету.

7-й класс – презентация туристических агентств.

9-й класс – проектирование новой электростанции на территории России.

 

Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x