УЧЕТ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Автор: Проскурякова Мария Олеговна

 

Количество детей с задержкой психического развития растет с каждым годом, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к дальнейшему его увеличению. Дети с задержкой психического развития обучаются в специальных учреждениях, детских садах, специальных школах-интернатах, в специальных классах. Хорошо известно, что не всегда в воспитании таких детей учитываются их психологические особенности.

Актуальность проблемы состоит в том, что учет этиологических факторов при построении педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, дает педагогу средства для коррекции недостатков у ребенка, помогает избежать ошибок в определении путей  обучения и воспитания.

Задержка психического развития определяется как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Известно, что чем раньше начата коррекционная работа, тем благоприятнее условия развития ребенка.

Задержка психического развития была классифицирована К.С. Лебединской на четыре группы. При рассмотрении данной классификации с учетом особенностей детей каждой из групп, можно определить эффективные методы построения педагогической работы.

Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. У этих детей особенно выражено отставание в развитии эмоционально-волевой сферы. Для таких детей характерна большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций, но и  их неустойчивость; имеет место легкий переход от смеха к слезам и наоборот. Данная группа детей с задержкой психического развития имеет явное проявление инфантилизма во всех сферах, отставание в психическом развитии в целом.

Трудности детей данной группы заключаются в том, что ребенок, попадая в общество сверстников, остается не понятым, не замеченным, или воспринимается окружающими как «странный», «не такой как все». Вместо постепенного развития среди  нормальных детей, такой ребенок имеет риск  усугубить свое напряженное психологическое состояние. Поскольку сверстники не проявляют желания общаться с таким ребенком, в нем развивается ощущение отвергнутого и покинутого человека. Для такого ребенка характерны частые перепады настроения, повышенная тревожность, беспокойство, плохой сон и аппетит, неосознанно резкие реакции на происходящее вокруг.

Таким образом, главная проблема этой группы детей заключается в том, что всегда есть опасность ухода ребенка в себя, в «свой мир».При этом ребенок может перестать развиваться интеллектуально, и его развитие начнет приобретать регрессивный характер.

Решением такой проблемы, будет являться,в первую очередь, помощь родителей и педагога, внимательное наблюдение за ним, чуткое отношение к его психологическим особенностям. Достаточно эффективным будет проведение психологических тренингов и игр в коллективе с такими детьми, предоставление им возможности проявить себя. Необходимо научить детей с нормальным психофизическим развитием положительно относиться к детям с задержкой психического развития, создавать в коллективе или группе благоприятный климат и дружескую атмосферу.

Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, связанная с различными длительными тяжелыми и хроническими заболеваниями в раннем возрасте. Плохое соматическое состояние не может не отразиться на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание.

Дети этой группы чаще всего встречаются с такими трудностями, как отчуждение от всей своей группы или класса. Эти дети очень редко появляются в садах или школах, по этой причине они почти не имеют друзей, замыкаются в себе и своих мыслях, концентрируются на своих болезнях.  У таких детей с ранних лет развивается ощущение одиночества, мысли по типу: «я лишний», «мне не с кем играть, у меня нет друзей».

Помимо этого, редкое посещение общеобразовательного учреждения влечет за собой постоянное отставание в учебе, неуспеваемость,  вследствие чего, негативное отношение к учебе, нежелание разбираться в пропущенном материале. В итоге, отсутствие общения со сверстниками и постоянная неуспеваемость влекут за собой в старшем возрасте склонность к девиантному поведению, депрессиям, проблемам в организации своей собственной жизни.

Помимо проблем социализации и образования, дети этой группы испытывают постоянную ослабленность иммунитета и всего организма в целом, пониженный тонус мышц, аллергические реакции, обострения болезней в весенний и осенний периоды. Значительная часть детства  ребенка проходит в больницах, поликлиниках при постоянном лечении болезней, что приводит к депрессивному состоянию ребенка.

Для того что бы наладить общее настроение и психологический настрой у такого ребенка, важно искать обходные пути для преодоления болезней, ставить психологический комфорт ребенка превыше его заболеваний. Если они имеют несерьезный и неопасный характер, то допустимо лечение ребенка дома, без вмешательства врачей, которое серьезно влияет на настроение и мысли ребенка. Если болезнь все же требует обязательного посещения больниц, врачей и т.д., тородителямнеобходимо быть еще и друзьями для своего ребенка - помогать ему развиваться, расширять его кругозор и интересы. Будет полезно  брать все задания в саду или школе, стараться подтянуть ребенка до максимально возможного уровня, помогать ему осваивать программу обучения дома. С ребенком важно общаться, интересоваться его настроением и чаще организовать его лечение в игровой форме, так, что бы ребенок не чувствовал себя лишенным общения и друзей в период болезни, и что бы по выздоровлению он не ощущал себя «отрезанным» от коллектива. Для ребенка не должен входить в привычку постоянный пропуск занятий, обучение дома, вне коллектива.

Третья группа – задержка психического развития психогенного происхождения, связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение в формировании личности ребенка. Эти условия - педагогическая запущенность или, наоборот – гиперопека.

Психологическими проблемами таких детей будут являться психическая неустойчивость, импульсивность, безынициативность, отставание в интеллектуальном развитии, искаженное восприятие, эгоцентризм,  несамостоятельность, эгоизм.

Преодолеть такие трудности можно при личностно-ориентированном обучении с помощью педагога, который поможет организовать индивидуальный подход к воспитанию и обучению такого ребенка. Имеет смысл так же систематическая работа психолога как лично с ребенком, так и со всей его семьей.

Четвертая группа – задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины такой задержки развития состоят в патологиях при родах - травмах, асфиксиях, инфекциях, интоксикациях, заболеваниях центральной нервной системы в первые месяцы жизни.

Травмы и заболевания  центральной нервной системы могут привести к состоянию, которое называется органическим инфантилизмом. Это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга.Для таких детей характерно отставание в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи и других функций. Дети этой группы часто оказываются пограничными с детьми, имеющими умственную отсталость, но отличие их в том, что они имеют больший потенциал развития. Для детей четвертой группы так же характерен очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности и во всех ее видах – в игре, в конструктивной деятельности и т.д.  В значительной мере у таких детей замедленно формируются представления, понятия, различные умения и навыки.

Путем преодоления психологических проблем детей четвертой группы,  будет являться коррекционный подход к воспитанию и обучению ребенка, комплексное и всестороннее воздействие на формирование его психических функций, а так же работа с ребенком в специальных дошкольных образовательных учреждениях.  Четвертая группа детей, имеющих задержку психического развития церебрально-органического характера, наибольший интерес представляет для дефектологии, являясь самой сложной и многочисленной из всех четырех групп в данной классификации.

Таким образом, рассмотрев проблемы детей с задержкой психического развития, вошедших в различные группы в соответствии с классификацией К.С. Лебединской, мы определили наиболее эффективные способы психолого-педагогической помощи в их преодолении с учетом этиологического фактора. В каждой группе были изучены причины возникновения нарушения, психологические особенности детей и методы преодоления психологических проблем их развития.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x