Учет овариально-менструального цикла спортсменок при построении тренировочного процесса

Автор: Ткачева Мария Игоревна

Исторически сложилось так, что показателем развития любого общества всегда считались степень свободы женщины и ее участие в социальной жизни. Спорт, в том числе женский, является частью этой жизни. Бурная эмансипация женского спорта привела к тому, что практически не осталось чисто мужских видов. Женскими стали борьба, бокс, футбол, хоккей, тяжелая атлетика. Научные и теоретические разработки не успевают за расширением границ женского спорта за счет мужских видов, методика тренировки в которых должна иметь свои выраженные особенности. Даже в давно существующих женских видах спорта в связи с усложнением олимпийской программы, имеющиеся устаревшие представления перестали во многом устраивать тренеров.

Актуальность решаемых проблем связана с тем, что в настоящее время нет однозначных данных о методике тренировки женщин, хотя и можно выделить два разнонаправленных мнения специалистов и в связи с этим два подхода к этому вопросу. Первая группа ученых и практиков предлагает учитывать в построении мезоциклов тренировки овариально-менструальный цикл женщин. Вторая же настаивает на том, что строить тренировочный процесс у спортсменок необходимо по образу и подобию спортсменов на основе общих закономерностей тренировки.

Таким образом, на основании эмпирического опыта педагоги-практики разделили методику тренировки женщин на две группы, не имея при этом доказательных научных объяснений на различия во взглядах. С медицинской точки зрения это вполне обоснованно с позиции полового диморфизма, в свете которого среди спортсменок можно выделить два антипода. Первая группа - женщины с фемининным (женственным) соматотипом, который редко встречается у спортсменок и у которых овариально-менструальный цикл не нарушен. Именно для них абсолютно возможно построение тренировочного процесса первым путем. Вторая группа - женщины маскулинного (мужественного) соматотипа, который часто (в 30-90% случаев) встречается у спортсменок, для них нередко характерно нарушение овариально-менструального цикла. Именно они ближе к мужчинам и именно для них приемлем второй путь построения тренировочного процесса.

Безусловно, многосторонние аспекты изучения женского спорта не будут полными без должного знания основ спортивной тренировки женщины. Однако последние не могут быть оторванными от глубокого понимания физиологических особенностей женского организма. И поэтому только все вместе взятое должно составлять широкое понятие «женский спорт».

Актуальность рассматриваемой проблемы очевидна, и объясняется она тем, что в медицинской литературе существуют тревожные результаты исследований о высокой частоте нарушений в детородной функции спортсменок. Именно они должны волновать не только медиков, но в первую очередь и самих спортсменок и их тренеров.

С учетом данного аспекта женскому спорту предъявлены серьезные обвинения, причем со стороны не только спортивных врачей, но и популярной печати. Однако в настоящее время снять его сложно потому, что существующие противоречивые толкования полученных медицинских результатов освидетельствования спортсменок до сих пор не дали однозначных ответов на вопрос о причинах столь высокой репродуктивной патологии у них.

Существующие аспекты большой проблемы «женский спорт» можно дифференцировать на три большие группы, выделяя в каждой моменты для выяснения причин отклонений в физиологическом, психологическом и социальном развитии женщин, которые в совокупности образуют значительную субпопуляцию - спортсменки.

1. Физиологические аспекты: а) различная степень выраженности морфологической маскулинизации (омужествления), и в первую очередь мужского соматотипа у спортсменок; б) высокая частота патологии детородной функции (нарушения менструальной функции, осложненные беременность и роды, бесплодие).

2. Психологические аспекты: a) психологическая маскулинизация спортсменок; б) тяжелая адаптации в браке; в) нарушения психосексуального развития (трансформация полоролевого поведения, половые перверсии).

3. Социологические аспекты: а) бурная эмансипация женского спорта, б) гендарные конфликты в современном спорте.

Современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет весьма разнообразные и высокие требования к физическим и психическим качествам спортсмена. Если спортсмен отличается комплексом физических и психических качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной деятельности, помогает ему добиться успехов в спорте, то мы с полным правом можем назвать эту совокупность качеств способностями к спортивной деятельности. Этот комплекс не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях отдельных функций. Этим, в частности, объясняется малое сходство в характере действий спортсменов примерно одного класса даже при равной их эффективности.

Тренировочный процесс может приводить к значимым изменениям нейродинамических характеристик и психофизиологического состояния спортсмена, которое является составной частью более общего биологического феномена – функционального состояния организма.

Следует учитывать, что управляющая и регулирующая роль ЦНС непостоянна: она претерпевает существенное изменение в процессе любой  деятельности, в том числе и в связи с изменением в результате жестко организованных многолетних тренировок. Все это свидетельствует о том, что психофизиологическое состояние является одним из важнейших слагаемых спортивных успехов и потому может быть оценено только во взаимосвязи и через спортивные достижения. Известный тренер, ученый и выдающийся спортсмен Н.Г. Озолин в своей работе пишет: «Самая главная, решающая причина, обусловливающая взлет или падение спортивных результатов, называется редко. Это -  работоспособность ЦНС. Как бы блестяще ни был подготовлен спортсмен, на каком бы высоком уровне ни находилась стабильная часть подготовленности спортсмена, он обречен на провал в соревновании, если работоспособность  ЦНС снижена».

Специфика спортивной деятельности, заключается в том, что спортсмен практически постоянно действует в условиях жесткого психологического напряжения.

В настоящее время на крупных соревнованиях в сложных условиях спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией, где спортсмены имеют равную техническую и физическую подготовленность, придерживаются одинаковой тактики, чаще побеждают те из них, кто имеет более высокий уровень развития моральных, волевых и специальных психических качеств. В спортивной практике есть множество примеров, когда бесспорные лидеры сезона в силу срывов психологического характера не попадали в финалы, а спортсмены, не входившие в число фаворитов, во многом благодаря предельной волевой мобилизации часто добивались побед на чемпионатах Европы и мира, на Олимпийских играх.

 

 

Таким образом, тренировочный процесс девушек-легкоатлеток должен быть индивидуален, и строится на основании физической, функциональной подготовленности, а так же психофизиологических свойств личности спортсменки. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x