Учет показателей аварийности в г. Якутск при развитии транспортной инфраструктуры | Бочкарев Айаал Николаевич. Работа №209849
Автор: Бочкарев Айаал Николаевич
В статье проанализированы дорожно-транспортные происшествия, произошедшие в г. Якутске за 2013-2017 гг. Цель данной работы выявить основные причины ДТП на улицах г. Якутска
УДК 656.081
Бочкарев Айаал Николаевич
студент 2 курса М-ОБД-17
Автодорожного факультета,
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, РФ
E-mail: ban_5991@mail.ru
Учет показателей аварийности в г. Якутск при развитии транспортной инфраструктуры
Аннотация
В статье проанализированы дорожно-транспортные происшествия, произошедшие в г. Якутске за 2013-2017 гг. Цель данной работы выявить основные причины ДТП на улицах г. Якутска
Ключевые слова:
Транспорт, инфраструктура, дорожно-транспортное происшествие.
Введение
Вопросы развития транспорта и цели транспортной политики формулируются в стратегических документах развития отрасли. На сегодняшний момент долгосрочные цели развития транспортной инфраструктуры страны определены в "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденной Правительством Российской Федерации в 2008 г. Развитие транспортной инфраструктуры в настоящее время идет более медленным темпом, чем рост уровня автомобилизации населения. За период 2000-2011 гг. плотность автомобильных дорог в среднем по России увеличилась на 38%, а число легковых автомобилей на 1000 человек на 86%. Показатели безопасности транспортного комплекса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню, так, число погибших в ДТП составляет 15,0 чел. на 100 пострадавших в них, что в 6–7 раз больше, чем в развитых странах, таких как Япония, Великобритания, США, Германия. Первоочередными задачами в области безопасности дорожного движения являются: снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.
В соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2020 года повышение безопасности дорожного движения (БДД) является общенациональным приоритетом. Стратегия дорожной инфраструктуры базируется на экспертных оценках, моделях дорожного движения, включающих факторы риска и прогнозирование ДТП, моделях экономической целесообразности. При разработке элементов дорожной инфраструктуры необходима тщательная оценка текущей ситуации, построение модели будущей транспортной нагрузки с существующим уровнем безопасности и определение мер, повышающих безопасность. Для планирования безопасной дорожной инфраструктуры в небольших проектах достаточно исходных данных о технических параметрах дороги, трафике и количестве ДТП, для масштабных проектов регионального или федерального значения необходим анализ множества инженерных и статистических параметров.
Поскольку основной процент ДТП (до 70%) совершается в населенных пунктах, то заявленные в Транспортной стратегии действия по снижению количества и тяжести ДТП носят, в основном, организационно-правовой и информационный характер: проведение планомерной профилактической работы среди всех участников дорожного движения; формирование общественного мнения относительно дорожной аварийности; создание системы государственных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечение участников движения информацией о возможных опасностях и способах их преодоления; развитие систем своевременного обнаружения ДТП и т.д.
Предварительный анализ ДТП показал, что на федеральных и региональных трассах, где совершается 30% всех ДТП, число погибших составляет почти 50% от числа всех пострадавших. Необходимо выявить основные причины ДТП и установить факторы, влияющие на аварийность.
Предварительный анализ ДТП в г. Якутск за 5 лет показал, что в 2017 г. на улицах совершено 208 столкновений, 182 наезда на пешехода, 32 опрокидывания, 20 наезда на препятствия, 16 падений пассажира, 7 съездов с дороги, 14 прочих происшествий.
В 2016 г. на улицах совершено 223 столкновений, 182 наезда на пешехода, 28 опрокидывания, 27 наезда на препятствия, 21 падений пассажира, 9 съездов с дороги, 21 прочих происшествий.
В 2015 г. на улицах совершено 267 столкновений, 164 наезда на пешехода, 14 опрокидывания, 19 наезда на препятствия, 14 падений пассажира, 7 съездов с дороги, 14 прочих происшествий.
В 2014 г. на улицах совершено 259 столкновений, 246 наезда на пешехода, 24 опрокидывания, 13 наезда на препятствия, 9 падений пассажира, 15 съездов с дороги, 19 прочих происшествий.
В 2013 г. на улицах совершено 274 столкновений, 232 наезда на пешехода, 44 опрокидывания, 16 наезда на препятствия, 21 падений пассажира, 11 съездов с дороги, 13 прочих происшествий.
Распределение ДТП по видам в зависимости от организации движения представлено на рис. 1.
Рис.1. Распределение ДТП за 2017 г. от количества полос движения
По результатам анализа 70% всех ДТП совершаются на дорогах c двухполосным движением. Основной вид ДТП – столкновение транспортных средств, 86% и 83% на дорогах соответственно с двух- и четырехполосным движением. Наезд на стоящее транспортное средство случается чаще при организации движения по четырем полосам и составляет 12% против 4% при двухполосном движении.
Развитие транспортной инфраструктуры должно определяться, в первую очередь, требованием повышения безопасности транспортной системы. Развитие и модернизация дорожной сети с учетом количества ДТП, грузонапряженности участка, плотности автодорог и уровня автомобилизации позволит не только повысить безопасность транспортного комплекса, но и осуществлять такое развитие в соответствии с потребностями в автомобильных перевозках, а также с учетом уровней социально-экономического развития и инфраструктурной оснащенности.
Использованная литература:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.gks.ru.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена приказом Минтранса № 45 от 12.05.2005 // Официальный сайт Минтранса России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mintrans.ru.
3. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 // Официальный сайт Федерального дорожного агентства министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. URL http://rosavtodor.ru/information.php?id=190.
4. Копылова О.А. Развитие региональной транспортно-логистической инфраструктуры // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании, 2012». – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – Т. 1. № 4. – С.42-51.
5. Копылова Олеся Александровна, Осинцев Никита Анатольевич, Несват Константин Константинович Учет показателей аварийности при развитии транспортной инфраструктуры в регионе // СПТКР. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-pokazateley-avariynosti-pri-razvitii-transportnoy-infrastruktury-v-regione (дата обращения: 09.04.2019).
Бочкарев А.Н