Статья Учимся создавать проекты. Автор: Попова Ольга Леонидовна

Автор: Попова Ольга Леонидовна
 

В данной статье автор делится опытом в построении проблемного задания. Автор рассказывает о критериях, по которым для обучающихся составляет задания из курса Зоологии. В статье приведен пример одного задания из методической разработки Поповой О.Л. "Учимся создавать проекты".

 


Автор: Попова Ольга Леонидовна

УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТЫ

 

Попова Ольга Леонидовна учитель химии и биологии высшей категории ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус»

 

В условиях ФГОС современные школьники защищают исследовательские и творческие проекты. С каждым годом растет дефицит тем для исследований. Сбор информации у школьников происходит по готовым сведениям и выводам из разных информационных источников. Ученик может посмотреть идеи тем для проектов: по биологии, экологии, зоологии и т.д., но личной заинтересованности в получении новых знаний, в получении новой информации для жизни и творчества у школьника не произойдет. Решаемая проблема в проекте должна быть близка к реальной жизни, знакома для ученика. В данной статье я поделюсь опытом в построении проблемного задания для отработки навыка сбора и анализа информации учеником.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проблемный метод, проблемные задания, параметры выбора животных организмов для заданий, схема сбора информации.

 

Проблемные задания помогают ученикам овладеть проблемным методом обучения и сформировать цель своего будущего проекта или исследования.

Проблемное задание состоит из наглядных природных объектов или цветных фотографий животных. При составлении проблемных заданий с животными мною были определены параметры, по которым я ориентировалась при выборе организмов:

- животные могут находиться в биотических связях (хищничество, паразитизм, мутуализм, конкуренция, симбиоз и т.д.);

-объекты в заданиях могут быть частями целого (перо, раковина и т.д.);

-животные имеют видимые идиодаптации и ароморфозы, а также характерные черты строения класса;

- многие животные занесены в Красную книгу, находятся под Международной охраной, многие животные являются вредителями другие наоборот, приносят пользу человеку.

Учащийся собирает данные с биологических объектов по следующей схеме:

1.Факты (полученные знания то, что мы узнали об объектах исследования).

2. Объяснение (объяснение полученных данных, взаимосвязь между объектами).

3. Вывод (значение полученных данных).

4.Рекомендации (советы заинтересованным сторонам).

Проблема в заданиях доступна по возрастным особенностям и по готовности учащихся к её решению. Задания рассчитаны на выдвижение новых идей и поиска новых знаний. Задания с применением наглядных объектов вызывают интерес у школьников, позволяют более подробно рассмотреть экспонат и выдвинуть нестандартные и необычные версии при объяснении взаимосвязи объектов.

Пример задания по теме Класс Насекомые

Сформулируйте возможные цели проекта или исследовательской работы из анализа данных. Для сбора данных предложены четыре варианта задания. Анализ данных проведите по схеме: факты +объяснение + вывод + рекомендации.

 

 

 

 

 

Павлиноглазка атлас Павлиноглазка грушевая

Информация для учителя, возможный ответ

Анализ данных по объектам: Павлиноглазка атлас и Павлиноглазка грушевая или Большой павлиний глаз.

Факт. Бабочки крупные, ярко окрашены.

Объяснение. Рисунки на крыльях видны четко. На крыльях маленького размера рисунок смотрелся бы пятном. У Павлиноглазки атлас рисунок, на вершине передних крыльев, напоминает кобру. Посередине каждого крыла, бабочка имеет белые пятна с черной окантовкой, которые отвлекают внимание от туловища. Бабочка окрашена в светлые, яркие тона.

У второй бабочки на каждом крыле рисунок глаза. Глаз имеет зрачок синего цвета. Изображение напоминает глаз млекопитающего. Бабочка Павлиноглазка грушевая имеет темного цвета окрас.

Вывод. Врагов у бабочек, очень много. Из средств защиты мимикрия - подражающая окраска. Одна из бабочек защищает себя рисунком кобры, следовательно обитает там, где водятся кобры – тропические леса, например, Южной и Юго – Восточной Азии (Индонезия, Индия). Летают бабочки с крупными крыльями медленно. Темное окрашивание крыльев, скорее всего бабочка ночная, светлое окрашивание крыльев бабочка дневная.

Рекомендации. Бабочке Павлиноглазке атлас не следует перемещаться в другие ареалы, так как устрашающий окрас способствует сохранению жизни в борьбе за существование. Бабочке Павлиноглазке грушевой нужно прятаться днем, так как темные больших размеров крылья привлекут хищников.

Формулирование возможных целей проекта, исследовательской работы из анализа данных:

изучить экстраординарные изображения на крыльях бабочек семейства Павлиноглазки;

узнать о проявлениях мимикрии на всех стадиях метаморфоза бабочки Павлиноглазки атлас;

выяснить взаимосвязь имитаторов и моделей для подражания данной формы мимикрии (модель

бейтсовской

мимикрии);

(Г.

Бейтс

, 1862)

проанализировать происхождение систематического названия вида;

привлечь к проблеме вымирания насекомых больших размеров.

Список информационных источников для учителя:

1. Мимикрия. Эволюционное учение. [Электронный ресурс] / http://proznania.ru/books.php - Режим доступа свободный.

2.Бабочки. Часть 11. Виды бабочек. [Электронный ресурс] http://mooseum.ru/Priroda/Babochka/babo-11.html- Режим доступа свободный.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x