Статья Учить ли дошкольника?. Автор: Негреева Елена Владимировна, Крылова Лидия Васильевна

Автор: Негреева Елена Владимировна, Крылова Лидия Васильевна
Рекомендации для родителей "Учить ли дошкольника?"


Автор: Негреева Елена Владимировна, Крылова Лидия Васильевна

Учить ли дошкольника?

 

Остановимся ещё на одном вопросе, который часто волнует родителей. Это вопрос об уместности изучения в дошкольном возрасте отдельных элементов школьной программы. Хорошо это или плохо, нужно это делать или нет? И нередко бывают разочарованны, когда не получают однозначного, пригодного для всех случаев ответа. Между тем такого ответа нет: всё зависит от конкретных обстоятельств - от того, как идёт развитие ребёнка, насколько подготовлены сами родители к тому, чтобы взять на себя такое обучение. На некоторых моментах, которые надо учитывать в первую очередь, мы и остановимся, дав несколько практических советов.

Если ребёнок растёт живым и любознательным, если ум его постоянно требует новой и новой пищи, если он начинает интересоваться какими-то вещами, требующими школьных знаний, или тем более сам просит научить его чему-нибудь, чаще всего - читать, то соответствующее обучение здесь будет вполне уместно. Нельзя отделываться от ребёнка заявлением типа: «Много будешь знать - скоро состаришься» или «Пойдешь в школу - там всё узнаешь». Так недолго заносить развивающийся познавательный интерес. Ребёнок вплотную подошёл в своём развитии к рубежу школьных знаний, и нет оснований задерживать его здесь.

Если же ребёнок к этому рубежу ещё не подошёл, то лучше не форсировать его искусственным образом. Не поддержанное идущей изнутри мотивацией, обучение будет оставлять у ребёнка тягостное чувство, и неприязнь у учёбе может сформироваться у него раньше, чем он пойдёт в школу. Да и получаемые знания осваиваются в этом случае чисто механически, остаются формальными, малопригодными к употреблению и быстро забываются, если взрослые не организуют систематического повторения. Более правильная линия в этом случае - сосредоточить внимание на общем развитии и на тех моментах, о которых шла речь: на формирование навыка управления собой и выработке познавательной мотивации.

Обычная ошибка состоит у родителей в том, что они начинают обучение ребёнка, совершенно не сообразуясь с уровнем его развития, чаще всего под действием каких-то случайных факторов. «Почему мы начали учить Сашу читать? Ну как же у наших знакомых Верочка уже читает, по слогам, но читает. А чем наш Саша хуже?»

Если вы решили обучать чему-нибудь своего ребёнка (считать, читать и т.д.), то поинтересуйтесь, как это делается сегодня. Взрослые часто считают, что здесь достаточно воспоминаний о том, как их самих учили когда-то в детстве. Помимо того, что эти воспоминания уже далёкие и чаще всего полустёршиеся, соответствующие методы обучения бывают, мягко говоря, достаточно далеки от современных.

К сожалению, имеющийся опыт подсказывает, что мало кто из родителей пытается узнать новые методы изучения и обучения, хотя все соглашаются с необходимостью этого. Отсюда следующий совет: «Если вы всё же взялись за обучение ребёнка по своему усмотрению, о доводите дело до конца, скажем, чтение - до уровня беглого чтения, сложение - до уровня безошибочного и т.д. Иначе очень велика опасность, что читать или считать вы толком ребёнка не научите, зато сформируете у него нерациональный способ действия»

Следует помнить, что если ребёнок приходит в школу, уже зная программу 1 класса, то учение может показаться ему скучным, не требующим усилий. В этом случае велика опасность того, что у него не будет формироваться учебная деятельность. Родителям придётся специально работать над этим, если они не хотят, чтобы где-то к концу 4 - 5 классов школьник упёрся в какие-то загадочные и непреодолимые трудности. Всё сказанное следует принять во внимание, когда вы решаете вопрос, следует ли учить ребёнка до школы.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x