Статья "Учите детей жить среди людей". Автор: Иванова Галина Дмитриевна

Автор: Иванова Галина Дмитриевна
Цель данной статьи – помочь родителям, «домашним воспитателям», работникам дошкольных учреждений разных типов сделать первые шаги на пути формирования у детей коллективной направленности, дефицит которой сегодня ощущается очень резко.


Автор: Иванова Галина Дмитриевна

Иванова Галина Дмитриевна

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ №102»

«Солнышко» г. Братск

 

Статья: «Учить детей жить среди людей».

 

Современная педагогика в теории и на практике переходит от одной модели воспитания к другой. При этом сплошь и рядом читаем как развить индивидуальность ребенка, а как в столь противоречивой обстановке жить среди людей – нет. Отдавая дань моде, многие издания вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившие статус общечеловеческих. Так произошло с термином «коллективизм».

Цель данной статьи – помочь родителям, «домашним воспитателям», работникам дошкольных учреждений разных типов сделать первые шаги на пути формирования у детей коллективной направленности, дефицит которой сегодня ощущается очень резко.

Анализируя поступки детей в дошкольном учреждении, дома, на прогулке, можно заметить, что одни из них стремятся в первую, к удовлетворению своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не замечая их. Другие дети, напротив, свои действия, поступки, соотносят с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых. В таком случая можно говорить о проявлении коллективной направленности.

У детей шестого года жизни коллективная направленность на другого человека имеет различные проявления: яркая, умеренная, слабая, внешне не выраженная. Если ребенок стремиться к постоянному общению и взаимодействию со сверстниками, можно говорить о ярко выраженной коллективной направленности. Дети с умеренной степенью направленности на другого человека бывают более сдержанны в своих проявлениях. При общей устремленности к контактам со сверстниками они, заинтересовавшись определенным видом деятельности, занимаются им в одиночестве. При этом эмоциональное состояние окружающих людей они могут не замечать. Если ребенок любит играть, рисовать один, редко проявляет сочувствие, отзывчивость по отношению к окружающим, в период досуга часто меняет партнеров по игре, - налицо слабо выраженная направленность на других людей. Внешняя не выраженность направленности на другого человека не свидетельствует об отсутствии у ребенка внутренней потребности к проявлению коллективных начал. Возможно, ребенок просто не владеет механизмом их проявления.

Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную степень коллективной направленности. Это в какой-то мере объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда ребенок «на людях» вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения взрослых, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам, требует исполнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. Дома же ребенок привык, что свою значимость ему не нужно завоевывать, доказывать, не нужно самоутверждаться. В результате формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть в последующие годы.

Неоспорим тот факт, что любой человек стремиться к той группе, где реализуются его интересы, а ребенок – тем более. Родители должны знать, чем живет, чем интересуется ребенок, что любит, чего не любит, с кем играет и во что. Интересы ребенка можно выявить, создав определенные условия. Для этого в один из вечером можно предложить ему заняться чем-либо по собственному интересу, одновременно это поможет решить вопрос о свободном времени ребенка в домашних условиях.

Если вы заметили, что ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, то предоставьте ему различные изобразительные средства, проявите участие в продумывании тематики поделки. Хорошо если совместный труд займет не один вече. С помощью поддержки взрослого, интерес ребенка становиться прочнее и устойчивее. Ребенок замечает участие взрослых в его делах, тянется к общению с ними, обогащается новыми умениями, приобретает новые навыки, эмоционально растет, для совершенствования в любимом деле.

Ребенок начинает осознавать и понимать, что с помощью взрослого он может реализовать свои устремления.

Но, направленность по отношению к другому человеку нужно формировать и по отношению к взрослому человеку, и по отношению к сверстнику. Ребенку нужно дать почувствовать собственную значимость: попросить рассказать, научить, показать свое увлечение. Обязательно нужно расширять сферу деятельности и интересов ребенка. Рассказывать, беседовать, приводить примеры, показывать на опыте других людей. Благодаря совместному участию в интересной деятельности, ребенок научиться дорожить вниманием другого человека. Любой совместный интерес порождает стремление к взаимодействию.

Постепенно круг общения ребенка нужно расширять. При этом нужно стараться поддерживать эмоциональный комфорт каждого участника. Совместная деятельность должна помогать снимать чувство скованности при общении, помогать испытывать радость от совместного дела. Взрослым нужно следить, чтоб одни дети не подавляли других, чтоб один ребенок не злоупотреблял правами «хозяина положения».

Важным шагом в формировании чувства коллективной направленности у ребенка, является создание чувства своей значимости малыша, для других людей. Это сильный стимул для возникновения эмоциональной отзывчивости, для более легкого вхождения в группу.

Для создания устойчивого интереса к какой-либо деятельности у ребенка, ему нужно нарисовать перспективу развития, составить план реализации и показать прогресс.

На последующих этапах формирования коллективной направленности следует закреплять ощущение ребенка собственной значимости для получения общего результата при поддержки каждого всеми.

Таким образом, на пути формирования коллективной направленности у дошкольников предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников, на создание у него ощущения у него собственной значимости для них и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x