Статья Учусь быть наставником. Автор: Рейндольф Татьяна Александровна

Автор: Рейндольф Татьяна Александровна
Наставничество- новая и ответственная роль в деятельности педагога. От личностных качеств наставника зависит во многом, каким будет путь адаптации молодого учителя и реализации его потенциала.   Наставническая  деятельность предъявляет учителю- профессионалу особые требования, среди которых умение координировать деятельность начинающего учителя, защищать его интересы. 


Автор: Рейндольф Татьяна Александровна

Татьяна Александровна Рейндольф,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Берёзовская СОШ Первомайского района

Томской области, Почётный работник

общего образования Российской Федерации

 

Учусь быть наставником

Можно бесконечно жаловаться на то, как трудна работа учителя, как сложно «сеять разумное, доброе, вечное», когда педагогическая деятельность давно перестала быть престижной в обществе, когда учителя считают скорее неудачником, чем успешной, состоявшейся личностью. И всё же… Запали в душу слова известного историка русской литературы, общественного деятеля Д.С.Лихачёва: «Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Трудно спорить, трудно отрицать что-либо. Но эта формула становится особенно актуальной, когда к твоим бесчисленным ролям в школьном спектакле (учитель, классный руководитель, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения) добавляется ещё одна- наставник молодого начинающего учителя.

Казалось бы, многолетний опыт работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе дал тебе хороший фундамент наставнической деятельности, ведь сопровождать надо было участников конкурса «Учитель года», приоритетного национального проекта «Образование», практикантов педвуза и педколледжа, прибывших в коллектив педагогов разных специальностей. Не секрет, что ты невольно выполняешь при этом самую лёгкую роль – роль контролёра. Но уже доказано, что вклад наставника в профессиональное становление, например, молодого учителя при этом составляет не более 10–30 %.

И вот теперь, когда ты просто учитель, ежедневно на равных с коллегами входишь в класс, наставничество приобретает для тебя новый смысл. Оказывается, наставничеству нужно учиться! И дело не только в необходимости прохождения курсовой подготовки. Это только «кухня»: как выстроить адаптационный период и период профессионального становления молодого педагога, как разработать план развития потенциала молодого специалиста, как отследить динамику профессионального роста и многое другое. Дело в том, что должно произойти в тебе рождение новых личностных качеств. Ещё великий педагог Я.А.Коменский писал: «Легко правильно следовать за тем, кто правильно идёт впереди». Вот это искусство- искусство правильно идти впереди- тебе и предстоит освоить.

Наставником надо захотеть стать. Чтобы школа оставалась школой, чтобы твои начинания не ушли в историю, нужно понять, что на смену тебе должны прийти те, кто сохранит и преумножит достигнутое тобой. А это под силу только профессионалу, который сумеет создать доброжелательную и эффективную среду для раскрытия потенциала молодого учителя, сумеет вдохновлять и поддерживать на пути профессиональной реализации. Даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Сегодняшние ученики и родители не делают скидки на неопытность начинающего учителя, поэтому важно помочь преодолеть эмоциональные и физические перегрузки первых дней и месяцев, поддерживать первые успехи.

Наставничество предъявляет определённые требования к профессиональной компетентности педагога-наставника. Наставничество- это оптимальная программа педагогической помощи молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков. Наставник- это образец для подражания, «кумир» и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации, и профессиональной компетентности. При этом важно правильно увидеть свою роль в парадигме «наставник-молодой учитель». Стать «защитником интересов»- значит   помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста, создать атмосферу взаимопомощи и сотрудничества. От «наставника-консультанта» зависит благополучие личности молодого специалиста. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит.

Наставническая деятельность- это зеркало, в котором, безусловно, отражаются (или не отражаются!) такие важные личностные качества, как умение слушать и слышать, широта взглядов и мышления, открытость другим людям, способность не принимать решения за наставляемого и не навязывать своё мнение.

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

1. Не приказывать, ибо приказ вызывает протест.

2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности.

3. Не проповедовать.  Воззвания к профессиональному долгу и профессиональной ответственности чаще всего являются пустой тратой времени.

4. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику.

5. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя, это ущемляет его самолюбие.

6. Не выносить суждений.  Они вызывают сопротивление и протест молодых учителей.

7. Не оправдывать и не оправдываться.  Это снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.

8. Не ставить «диагноз». 

P.S. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками. Наставничество поможет увидеть новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x