Умное движение

Автор: Cырова Марина Борисовна

 

 

   Умное движение

(из опыта работы)

Сырова М.Б., музыкальный руководитель; Козлова Н.В. психолог,  СП «Детский сад № 11 комбинированного вида»  МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, Мордовия

   Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств   развития внутреннего мира ребёнка. Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Занятия музыкой расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивают образное мышление, творческое воображение. Но без музыки невозможно и полноценное умственное развитие ребёнка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – отмечал Д.Б. Кабалевский. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир человека.  

    Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. Важнейшей составляющей в системе эстетического воспитания выступает музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. К его главным задачам относятся: пробуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей, системы музыкальности в целом.

      Приобщение к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр и танцев. Они развивают музыкальную память, чувство ритма; игры способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал. С помощью музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой [5].

    Не секрет, что в настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качества психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» (Ж. Тассо). Поддерживая мозг  в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

   Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

   Кинезиология  с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия. Он  обеспечивает регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующих в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

   По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие  слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

   Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. 

   Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.     Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

   На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

   Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

   Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

   Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

   Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкально-ритмической культуры требует своей дальнейшей разработки. Особенно актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании структуры личности и ее культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Ковалев, А. А. Люблинская). Мы нашли эффективную форму решения коррекционных задач по устранению некоторых проблем у дошкольников,  разработав комплекс занятий по музыкально – ритмическому воспитанию с применением кинезиологических упражнений. Цель введения кинезиологических  упражнений: «Активизация  различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Воспитание всесторонне развитой,  творческой личности».

   Задачи, поставленные при внедрении методики  в процесс обучения.

Для детей:

1.     Развитие межполушарной специализации.

2.     Развитие межполушарного взаимодействия.

3.     Развитие межполушарных связей.

4.     Синхронизация работы полушарий.

5.     Развитие мелкой моторики.

6.     Развитие способностей.

7.     Развитие памяти, внимания.

8.     Развитие речи.

9.     Развитие мышления.

  Для педагогов: 

1.     Создать информационную базу.

2.     Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.

3.     Повышение профессиональной компетентности.

4.     Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты, развивать творческие способности посредством танца.

Для родителей:

1.     Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

2.     Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Условия реализации методики:

1.     Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

2.     Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3.     От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4.     Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

5.     Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

      При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы!

   Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

   Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

     Известно, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая система, программа, методика, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности.

   В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятель­ности. Об этом знали еще в Древней Греции. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.   Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865‑1950), который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкаль­ному воспитанию. Заслуга Э.Ж. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Э.Ж. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» [9].

   Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу и нашей системы работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей с применением кинезиологических упражнений.

   Основная направленность нашей системы — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей в нашем дошкольном образовательном учреждении строиться по нескольким направлениям [2]:

1. Развитие музыкальности:

·        развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

·        развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

·        развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

·        развитие музыкальной памяти.

2.Развитие двигательных качеств и умений:

·        развитие ловкости, точности, координации движений;

·        развитие гибкости и пластичности;

·        воспитание выносливости, развитие силы;

·        формирование правильной осанки, красивой походки;

·        развитие умения ориентироваться в пространстве;

·        обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3.Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

·        развитие творческого воображения и фантазии;

·        развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.Развитие и тренировка психических процессов:

·        развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

·        тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

·        развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

·        воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

 Разработанная стратегия позволяет решить проблемные вопросы и достигает поставленной цели: дети успешно  освоят кинезиологические упражнения, которые эффективно корректируют нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевают умениями, которые ранее были недоступны детям. Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов способствует повышению  педагогической и родительской  компетентности по данному вопросу.

 

 

Список литературы:

1.Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.

1.Абдульманова Л. В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. — Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2005. — 220 с.

2.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. — СПб, 2000.

3.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. — М.: «Физ-ра и спорт», 1990. — 206 с.

4.Зимина А. Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5—6 лет в детском саду. М., 1964

5.Руднева С. Д., Фили Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

6.Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

7.Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.

8.Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание. 1991. № 1

9.Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина. — М., 1990. — С. 152—205.

 



comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x