"Умные пальчики" | Кобзарь Юлия Александровна. Работа №148486
Автор: Кобзарь Юлия Александровна
Проект по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности "Умные пальчики"
«Умные пальчикм» (проект по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности на базе МАУДО «Ожерельевский центр дополнительного образования»)
«Руки учат голову, затем голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность проекта «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данный проект позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Данный проект направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметнопрактических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Отличительная особенность проекта в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно полезной деятельности.
Этапы работы.
1 этап-знакомства со свойствами материалов.
2 этап-обучение приемам изготовления.
3 этап-изготовление поделок. Работа с родителями: индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами проекта, с планом работы: приглашение родителей на открытое занятия, на выстави детских работ.
-Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
-Освоят навыками работы с клеем, пластилином, красками (гуашь и акварель).
-Научатся видеть необычное в обычных предметах.
-Разовьют мелкую моторику рук.
-Овладеют различными приемами преобразования материалов.
-Освоят обобщенные способы работы.
-Разовьют познавательные, конструктивные способности.
-Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Способы работы:
1. Обрывание полосок и отрывание кусочков от листа бумаги.
2. Комбинирование из готовых предметов композиции.
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5. Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6. Скрепление различных деталей.
7. Нанизывание различных предметов.
8. Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехов, семечек, гороха, веточек, камешков, ракушек, крупы.
9. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
10. Лепка предметов из теста и пластилина.
11. Выкладывание мозаики из пластилина на плоскостной рисунок.
Цель проекта:
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно - практических действий.
Задачи проекта:
1. Обучающие:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз,
гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками, соленым тестом.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движений рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать речь детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Достигнутые результаты:
В результате реализации проекта дети:
• Научились различным приемам работы с бумагой.
• Познакомились с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Научились следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов.
• Создают композиции с изделиями, выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная.
• Освоили нетрадиционные техники рисования: ладошками, пальчиками, различными печатками, трафаретами, «технику кляксография».
• Создают сложные симметричные изображения в технике «монотопия»
• Продолжат развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
• Овладеют навыками культуры труда.
• Улучшили свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Главным результатом реализации проекта является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Социальная значимость проекта:
Современный ребенок - это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа «Умные пальчики» - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, мной и был разработан проект по развитию коммуникативных навыков ребенка. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Проекте «Умные пальчики».