Употребление фразеологизмов в речи современного школьника( из опыта работы над научным проектом) | Тагиева Ирина Николаевна. Работа №240494
Автор: Тагиева Ирина Николаевна
Представлена работа-исследование по вопросу употребления фразеологизмов в речи современного школьника(6,7,9 классов).
Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы найти равновесие между мнениями и на примерах показать,что важно знать фразеологизмы ( в том числе для выполнения тестовых заданий ГИА).
Выявлены фразеологизмы, употребляемые и малоупотребляемые в речи школьников.
Выявлена проблема неверного употребления фразеологических единиц.
Для устранения этой проблемы дается совет заниматься дополнительными исследованиями, больше читать художественную и научную литературу.
Практическая значимость проекта заключается в том, что, изучая фразеологизмы, изучаем русский язык, историю народа, учимся правильно употреблять фразеологические сочетания в речи, толковать их значения .
Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся
Номинация: Исследовательская работа
Тема:
Употребление фразеологизмов в речи современного школьника
Работу выполнила:
ЗайцеваКсения-
учащаяся 6 Б класса
Руководитель исследования:
Тагиева Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Февраль, 2019 г.
Содержание
I. Введение……………………………………………………….………………..3
II. Результаты опроса по проблеме……………….….........................................5
III. Лексикон современных школьников с точки зрения идиоматики ……...10
IV. Особенности речевого поведения современных школьников в сфере использования фразеологических единиц…………………………………......11
V. Заключение…………………………………………………………………..12
VI. Список использованной литературы……………………………………....13
Приложение 1. Таблица результатов интервьюирования…………………….14
Приложение 2. Таблица Рейтинг точности соотнесения фразеологизма и его лексического значения…………………………………………………………14
Приложение 3. Анкета Русский язык в нашей жизни. Таблица результатов опроса……………………………………………………………….……………15
Приложение 4. Анкета по фразеологии………………………………………..16
Введение
С 1 класса мы обогащаем свой словарный запас. Наилучшим источником обогащения словаря является живое общение, устная и письменная речь, чтение. Чем богаче словарный запас, тем интереснее человек выражает свои мысли. Скудный запас слов нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Огромную роль может сыграть работа с фразеологией. Но в начальной школе на изучение фразеологизмов уделяется мало внимания. Чем раньше начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже сможем им овладеть и постигнуть национальную культуру.
Предлагаемая работа посвящена исследованию особенностей фразеологического лица современного школьника , проживающего в городе Череповце Вологодской области.
Современные ученики школ Российской Федерации – социально-возрастная группа, представляющая большой интерес для изучения социолингвистами: родившиеся и выросшие в годы перестройки и постоянных реформ, они сегодня представляют собой их первые плоды. На смену поколению библиофилов явилось поколение настоящих видеоманов. Что характерно для его речевого портрета? Какие изменения произошли в лексиконе и в связи с чем? Какова степень владения фразеологическим пластом русского языка? Знают ли обучающиеся источники русских фразеологизмов? Могут ли верно определить их лексическое значение?
Для решения этого вопроса мы решили провести исследование на стыке социологии и лингвистики и выявить фразеологические штрихи речевого портрета провинциального школьника образца 2020 года, которому через несколько лет предстоит пополнить ряды российского студенчества, а позднее стать специалистами в различных областях человеческой деятельности.
Объектом исследования стала устная речь и материалы анкетирования современных школьников-шестиклассников (6А ,6Б 7 Б) и учеников 9 А класса школы № 30 города Череповца Вологодской области.
Предмет исследования – особенности восприятия фразеологизмов современными школьниками, а также уровень использования их в устной речи.
Цель работы – выявление специфичных для современных учеников 6 и 7,9 классов особенностей владения фразеологическими единицами и употребления их в собственной речи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Ознакомиться с работами, посвященными исследованию языковой личности и речевого портрета в русской лингвистике.
2. Проанализировать лексикон современных учеников с точки зрения употребления фразеологизмов.
3. Показать особенности речевого поведения современных учеников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и анкетирование; сбор и систематизация материалов, анализ и объяснение полученных данных, и метод включенного наблюдения.
Новизну проведенного исследования видим в том, что сделана попытка пронаблюдать изнутри и представить описание фразеологических штрихов речевого портрета современных учеников как социально-возрастной группы.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения.
Актуальность. В настоящее время возникла проблема отслеживания знаний о фразеологизмах, и стоит она особенно остро, потому что выпускники 9 и 11 классов сдают ОГЭ и ЕГЭ, в которых есть задания, требующие знания фразеологических оборотов.
Тип проекта: групповой.
Время выполнения проекта: месяц (февраль 2019).
II. Результаты опроса по проблеме Русский язык в нашей жизни
Планируя исследование, наметили проведение социометрического опроса с целью выявления отношения обучающихся к русскому языку как учебному предмету.
Рейтинг русского языка среди других учебных предметов
Место
6 А
6 Б
7 Б
1
2 человека
9 человек
11 человек
2
7 человек
6 человек
8 человек
3
2 человека
1 человек
2 человека
При анализе учитывались только первые 3 места. По итогу, можно сказать, что обучающиеся явно ощущают лингвистический голод и понимают необходимость изучения языка.
Нами проведено мини-интервью у девятиклассников по вопросу: Испытываете ли трудности при выполнении заданий при подготовке к ОГЭ В-3 (нахождение фразеологизмов среди предложений из предложенного для анализа текста) и почему?
Ответы распределились следующим образом (Приложение 1. Таблица 1), что позволяет сделать вывод, что 60% будущих выпускников 2019 года готовы выполнять задание B-3, а 40% испытывают трудности.
Для того чтобы узнать, насколько хорошо современные дети владеют фразеологизмами, мы решили провести небольшое исследование.
Учащимся 6-х и 9-х классов нашей школы были заданы следующие вопросы:
Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы?
Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи?
Какие чаще всего фразеологизмы Вы используете в речи?
Как Вы думаете, для чего нужны фразеологизмы?
Вывод: на вопрос, знают ли дети, что такое фразеологизмы, 100% 6-х и 9-х классов ответили утвердительно.
А вот используют в своей речи не все: 23% респондентов 6-классников и 26% 9-классников фразеологизмы не используют, 42% 9-классников используют крайне редко.
Используют – 77% учащихся 6-х классов и 51% - 9 классов.
На вопрос, для чего нужны фразеологизмы, мы получили следующие ответы:
Большинство респондентов ответили правильно – для богатой, выразительной речи - 65% шестиклассников и 75% девятиклассников.
Достаточно высокий процент оказался тех, кто не знает, для чего нужны фразеологизмы – 17% (6 класс) и 19% (9 класс).
Выражаются грубо с помощью фразеологизмов 12% 6-классников и 2% 9-классников, а кажутся умнее – 2% и 6% соответственно.
Какие же фразеологизмы чаще всего в речи используют
6-классники и 9- классники?
6 класс
Вылетело из головы (51%)
На языке вертится (11%)
Тянуть резину (14%)
Тянуть кота за хвост (11%)
Снег на голову (11%)
Ни рыба ни мясо
Как свои пять пальцев по 6%
Медведь на ухо наступил
Как с гуся вода по 3%
Как гора с плеч свалилась
Как сельдей в бочке
Ни дать ни взять по 3%
Обвести вокруг пальца
Льет, как из ведра
9 класс
Из головы вылетело (42%)
Ни свет ни заря (26%)
Как об стенку горох (19%)
Ни то ни се (16%)
Вешать лапшу на уши (16%)
Ни рыба ни мясо (12%)
Мартышкин труд
Мотать на ус
Где раки зимуют
Экзамены на носу по 5%
Положить зубы на полку
Медведь на ухо наступил
Сел в калошу (2%)
Вместе с тем все респонденты отметили, что не знают значения очень многих фразеологизмов. Интересно, что учащиеся 6 и 9 классов используют в своей речи только два одинаковых фразеологизма:
Для того чтобы выяснить, насколько хорошо ребята понимают значения фразеологизмов, мы им предложили написать значения некоторых
№ п/п
Фразеологизм
Историческое событие
6 А % 6 Б 7Б % 9 А %
1.
Было дело под Полтавой
0 0% 1 4% 15 57%
2.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
0 0% 2 8% 2 76%
3.
Казанская сирота
0 0 % 0 0% 2 76%
4.
Мамаево побоище
0 0% 1 4% 3 11%
5.
Перейти Рубикон
1 4% 3 12% 6 23%
6.
Потемкинские деревни
0 0% 3 12% 10 38%
7.
Прорубить окно в Европу
1 4% 2 8% 10 38%
8.
Троянский конь
6 24% 7 28% 16 61%
9.
Тяжела ты, шапка Мономаха
0 0% 0 0% 11 42%
Из таблицы видно, что ребята особенно плохо знают фразеологизмы, источник которых всемирная история. Фразеологизмы – это образные выражения, и воспринимать их надо не в прямом, а переносном смысле.
Но, оказывается, многие из нас не знают значения фразеологизмов, и это может привести к смешной или даже неприятной ситуации: ты не поймешь говорящего или, наоборот, обидишь его.
Во время нашего исследования при анкетировании ребята не всегда знали правильные ответы и ставили прочерки.
III. Лексикон современных школьников с точки зрения идиоматики
Количество устойчивых сочетаний слов (фразеологических оборотов) в русском языке исчисляется тысячами. Изучением их занимается интереснейший раздел лингвистической науки – фразеология. К сожалению, в школьной программе на знакомство с ней отведено слишком мало времени. Мы решили выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у современных школьников. Для этого провели анкетирование с помощью специально разработанной системы заданий (Приложение 2). Кратко подведем итоги.
Многие фразеологические обороты запечатлели исторические события различных эпох, отразили отношение народов к делам давно минувших дней. Какие же ассоциации возникают в связи с некоторыми историческими фразеологизмами?
Мамаево побоище проассоциировали с разгромом русскими в 1380 году в Куликовской битве войска татарского хана Мамая лишь 58%. Троянский конь с захватом Трои обманным путем связали 68%; прорубить окно в Европу - 76% ( в основном правильные ответы дали учащиеся 9го класса) вопрошенных связали с ролью Петербурга для России, а остальные приводили авторские версии, например, достичь большого прогресса, войти (иметь выход) в Европу или реформы Петра I на европейский манер. Остальные участники опроса затруднились с ответами. Наибольшие трудности в историческом плане вызвали выражения Вот тебе, бабушка, и Юрьев день и Сирота казанская.
Таким образом, из приведенного списка наиболее знакомы школьникам фразеологизмы, связанные с эпохой Петра Великого.
Для определения понимания лексического значения фразеологизмов участникам эксперимента был предложен тест на соответствие. Рейтинг точности соотнесения зафиксирован в таблице 2.
Понимание лексического значения русских фразеологизмов проверено и с помощью задания на нахождение общей формулы, лежащей в основе групп синонимичных идиом. Результаты таковы: понимают лексическое значение лишь двух фразеологизмов (А Васька слушает да ест – 86%; Цербер – 68% . Значение других фразеологизмов вообще не понятны).
IV. Особенности речевого поведения современных школьников в сфере использования фразеологических единиц
Насыщение речи фразеологизмами делает ее необычной, уникальной, интересной для слушателей, повышает социальный статус и самооценку говорящего, служит одним из способов завоевания авторитета.
Активное общение со сверстниками, и наши наблюдения за их устной речью позволяют сделать некоторые замечания по поводу использования учащимися фразеологизмов.
Во-первых, в нашем активном лексиконе следующие устойчивые обороты (представлены в алфавитном порядке, наиболее употребляемые выделены жирным шрифтом): ахиллесова пята, белая ворона, белены объелся, вавилонское столпотворение, водить за нос, воздушные замки, всевидящее око, все свое ношу с собой, второе дыхание, галопом по Европам, гомерический хохот, до белого каления, душа в пятки ушла, естественный отбор, зарубить на носу, золотая середина, из-под земли достать, коломенская верста, морочить голову, на седьмом небе, пальма первенства, пуп земли, спустя рукава, Фома неверующий. Эти выражения многие сверстники понимают правильно и уместно используют в собственной речи, а слушающие способны правильно объяснить. Но круг этих выражений очень узкий.
При анализе собранного материала было выявлено, что источниками знаний фразеологизмов для современных школьников становится преимущественно массовая культура. Чаще всего используются цитаты из кинофильмов, рекламных роликов, слоганы, строчки популярных песен, названия музыкальных групп. Меньшая доля примеров в сознании и речи школьников приходится на классические литературные цитаты, несмотря даже на недавнее изучение программных произведений. Наименее продуктивной базой для фразеологизмов являются библейские тексты. Это свидетельствует о сниженном культурном уровне современного школьника.
Заключение
Исследование показало, что многие ученики с большим трудом находят фразеологизмы в тексте, не понимают их значения, не умеют употреблять в речи. Ребята особенно плохо знают фразеологизмы, источник которых всемирная история и высказывания великих людей.
Важно отметить, что художественная литература и мультипликационные фильмы могут являться ценным источником обогащения речи школьников.
Мы узнали много о фразеологизмах, в том числе, познакомились с источниками их происхождения. По итогу исследования пришли к выводу, что необходимо продолжить изучение темы фразеологизмов не только на уроках русского языка и литературы, но и уроках истории, в том числе уделить особое внимание расширению кругозора, чтобы речь стала точнее и выразительнее.
Важность темы Роль фразеологизмов в речи современного школьника подтверждается необходимостью выполнения заданий на ОГЭ и ЕГЭ.
Мы можем с точностью сказать, что исследование будет продолжено и в 7м классе, чтобы понаблюдать за изменениями усвоения данной темы. Планируем привлечь к опросу родителей. Целью опроса станет образность речи наших родителей.
Список использованной литературы
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Отв. ред. В.П.Вомперский; Ил. А.Б.Маркевича. – М.: Правда, 1986. – 768 с.
2. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. Факультативный курс Лексика и фразеология русского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
3. Всеобщая история: история древнего мира, средних веков, новое и новейшее время / Сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова, Г. П. Долгова. – М. : Филолог. об-во Слово, 1996. – 544 с.
4. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклассного чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976. – 224 с.
6. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям // Школьные технологии. – 2006. - № 5. – С.105 – 111.
7. Крысин Л.П. Речевой портрет представителя интеллигенции. – Русский язык в научном освещении. – 2001. - №1. – С.90 – 106.
8. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С.481 – 482.
9. Мельников А.А. Методы социологических исследований // Преподавание истории и обществознания в школе // 2006. - № 3. – С.47 – 53.
10. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров; Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987. – 543 с.
Приложение 1
Таблица 1. Результаты интервьюирования
Вариант ответа
Кол-во уч-ся - 26
Количество
Ответов (25)
В %
9 А класс
Да
10
15
0
40%
60%
0%
Нет
Не знаю
Таблица 2. Рейтинг точности соотнесения фразеологизма и его лексического значения
№ п/п
Фразеологизм
Количество верных ответов
6А % 6Б % 9А %
1.
А Васька слушает да ест
20 80% 25 100% 26 100%
2.
Авгиевы конюшни
10 40% 20 80% 23 88%
3.
Цербер
11 44% 12 48% 15 57%
4.
Рог изобилия
3 12% 5 20% 8 30 %
5.
Труба иерихонская
3 12% 4 16% 7 26%
6.
При царе Горохе
10 40% 15 60% 20 76%
7.
Сказка про белого бычка
9 36% 15 60% 21 80%
8.
Великий зверь на малые дела
0 0% 2 8% 2 7%
9.
Синяя птица
0 0% 1 4% 7 26%
10.
Со щитом иль на щите
0 0% 2 8% 12 46%
11.
Посыпать пеплом главу
1 4% 1 4% 6 24%
12
Колесо Фортуны
5 20% 7 28% 11 42%
Анкета
Уважаемый шестиклассник и девятиклассник!
Исследовательская группа средней общеобразовательной школы № 30 проводит анкетирование по проблеме Русский язык в нашей жизни. Просим указать свой класс и пол и ответить на два предложенных вопроса, отметив выбранный ответ знаком V на соответствующей строке. Анонимность сведений гарантируем.
Вопрос №1.
Какие учебные предметы являются для Вас наиболее значимыми?
Вопрос №2.
По каким предметам, на Ваш взгляд, явно недостаточно учебных часов (много интересного, хочется узнать больше и д.)
6А 6Б 9А
Учебные предметы
в %
Математика
Английский язык
Биология
География
История
Литература
Обществознание
Русский язык
Технология
Физическая культура
Благодарим Вас за то, что Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты.
РУССКИЙ ЯЗЫК (по рейтингу).
6А % 6Б % 9А %
1место 2 8% 9 36% 11 42%
2 место 7 28% 6 24% 8 30%
3 место 2 28% 1 4% 2 7.6%
Приложение 4
Анкета по фразеологии
Класс _______ Пол _____
1 задание. Укажите, с какими историческими событиями, знакомыми Вам по курсу истории, связаны следующие фразеологизмы.
№ п/п
Фразеологизм
Историческое событие
6а % 6в % 9а %
1.
Было дело под Полтавой
0 0% 1 4% 15 57%
2.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
0 0% 2 8% 2 76%
3.
Казанская сирота
0 0 % 0 0% 2 76%
4.
Мамаево побоище
0 0% 1 4% 3 11%
5.
Перейти Рубикон
1 4% 3 12% 6 23%
6.
Потемкинские деревни
0 0% 3 12% 10 38%
7.
Прорубить окно в Европу
1 4% 2 8% 10 38%
8.
Троянский конь
6 24% 7 28% 16 61%
9.
Тяжела ты, шапка Мономаха
0 0% 0 0% 11 42%
2 задание. Фразеологизмы как одного языка, так и разных языков нередко обнаруживают в своей основе общий образец, общую формулу. Так, под общую формулу со значением преувеличивать, представлять нечто маленькое, незначительное как большое, значительное подводятся фразеологизмы разных славянских языков: русск. – делать из мухи слона, чешск. – делать из комара верблюда, польск. – делать из иглы вилы. Определите формулы, лежащие в основе следующих групп фразеологизмов.
1. (Нужен) как рыбке зонтик, как щуке брюки, как мертвому припарки, как собаке пятая нога, как пятое колесо телеге.
Ответ: ___________________________________________________________
2. (Отольются) волку овечьи слезки, медведю коровьи слёзки, кошке мышкины слёзки.
Ответ:________________________________________________________
3. Пеший конному не товарищ, гусь свинье не товарищ, горшок котлу не товарищ.
Ответ:________________________________________________________
3 задание. Из слов, данных в скобках, выберите и подчеркните то, которое обычно используется в составе каждого из приведенных фразеологизмов.
(Заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;
открыть (Африку, Америку, Австралию);
биться головой об (пол, стену, дверь);
как мертвому (банки, припарки, горчичники).
4 задание. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
Душа в пятки…………………………;
без ………………………….. в голове;
семи пядей во ………………………. ;
и в ус не ……………………………...;
как сыр в масле …………………….. ;
мерить на свой ……………………... ;
за тридевять ……………………….. .
5 задание. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значения (2-я колонка), соединив их стрелками.
1) А Васька слушает да ест
А) Слишком громкий, оглушающий голос.
2) Авгиевы конюшни
Б) Символ богатства.
3) Великий зверь на малые дела
В) Символ счастья.
4) Колесо Фортуны
Г) Свирепый, бдительный страж, а также – злая собака.
5) Посыпать пеплом главу
Д) Бесконечное повторение одного и того же.
6) При царе Горохе
Е) Удачен или неудачен исход дела.
7) Рог изобилия
Ж) Случай, слепое счастье.
8) Синяя птица
З) Один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.
9) Сказка про белого бычка
И) Очень давно, в древности.
10) Со щитом иль на щите
К) Глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного.
11) Труба иерихонская
Л) Крайняя запущенность, загрязнённость.
12) Цербер
М) Люди, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны.
6 задание. Замените выделенные курсивом слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
Работали все – ____________________________________________________
его не обманешь –___________________________________________________
он вдруг замолчал___________________________________________________
на улице темно –___________________________________________________
время каникул уже близко –__________________________________________
в конце нужно рассказать что-нибудь веселое –_________________________
он начал разговор сразу –____________________________________________.
7 задание. Запишите фразеологизмы, в которых употребляются следующие слова:
Бередить –
Понурить –
Сиднем –
Окладистая –
Расквасить –
8 задание. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя пустые строки таблиц соответствующими номерами фразеологизмов.
Фольклор
6 А 6 В 9 А
Мифология
6 А 6 Б 9 А
История
6 А 6 Б 9 А
10 11 23
11 9 1
23 1 1
40% 52% 7% 44% 36% 19% 92% 4% 3.8%
Нить Ариадны; 2) кричать во всю Ивановскую; 3) прометеев огонь; 4) рожки да ножки; 5) положить в долгий ящик; 6) пиррова победа; 7) по щучьему веленью; 8) ахиллесова пята; 9) за тридевять земель.
Земледелие
6 А 6 Б 9 А
Охота, рыбная ловля
6 А 6 Б 9 А
Ремесла
6 А 6 Б 9 А
15 20 25
60% 80% 96%
5 4 0
20% 16% 0%
5 1 1
19% 3.8% 3.8%
Мутить воду; 2) точить лясы; 3) на ловца и зверь бежит; 4) снять стружку; 5) не стоит
HYPER13PAGE HYPER15
13