Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Тупикина Надежда Александровна

 

Упражнения для развития фонематического восприятия  у детей младшего школьного возраста

 

 

 

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.

 

   Обращение внимания детей:

 

    • на звуки улицы;

    • на бытовые звуки;

      Определение:

    • источника звука (Н-р: хлопки, притопы);

    • направления звука;

    • Высоты звука

    • Продолжительности звучания (долгий - короткий);

    • По громкости (громкий - тихий) (Н-р: идет медведь, кошечка крадется);

    • По ритму ( Н-р: идут, скачут).

      Затем ведется работа над речевыми звуками и дифференциацией речевых и неречевых звуков.

      Игра «Тишина»

      Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и сказать, что же они услышали.

      Игра «Угадайка»

      Воспитатель выкладывает на стол муз. иструменты, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

      Дети прослушивают звучания. По команде воспитателя («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.

     

    Игра «Узнай по звуку»

     

    Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

     

    Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.

     

    Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

     

    Часовой.

     

    Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.

     

    Оборудование: повязка на глаза.

     

    Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

     

    Игра «Угадай, чей голосок»

     

    Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

     

    Воспитатель предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

     

     

     

    Игра «Высоко- низко»

     

    Дети идут по кругу. Воспитатель или муз. Руководитель воспроизводит высокие и низкие звуки на муз. инструменте. Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, низкие - приседают.

     

     

     

    Данную игру можно проводить и на дифференциацию тихих и громких звуков, только в этом случае звуки воспроизводятся тихие и громкие.

     

    Игра «Нарисуй звук»

     

    Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоска, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

     

     

     

    Игра «В горку, с горки»

     

    Пропевание гласного [а] то низким головом (рука вниз), то высоким (вверх)

     

    Игра «Аленушка-ревушка»

     

     

     

    Кукла Аленушка расплакалась. Дети под плач рисуют на карточках полоски: долгому плачу соответствует длинная полоска, короткому- короткая. Затем, руководствуясь рисунком, воспроизводят по очереди [а] (успокаивают куклу) с заданной интонацией: удивление радости и т. д.

     

    Игра «Эхо»

     

    Перед игрой воспитатель обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо?»

     

    Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. Увидеть его вам, конечно, не удастся, а вот услышать - можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо»

     

    Затем назначают ведущего- «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

     

    Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным. Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы.

     

     

     

    Игра «Возьми игрушку»

     

     Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки (Буратино, Чебурашка, крокодил, Дюймовочка) Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

     

     

     

    Игра «Найди место для своей картинки»

     

     Дети сидят за столами. Воспитатель показывает им картинки, где изображен шар. Воспитатель говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит:ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Воспитатель показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

     

    Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

     

    Игра «Мяч лови, и мяч бросай — сколько звуков, называй».

     

    Воспитатель, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч,    определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

     

    Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги».

     

    Воспитатель бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

     

    Игра «Рыбалка»

     

    Ребенку предлагают поймать слова со звуком [л]' (и другими).

     

    Он берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим детям, которые хлопком отмечают правильный выбор.

     

    Игра «Повтори правильно»

     

     Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

     

     

     

    Игра «Телевизор»

     

    На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.

     

    Например: месяц - спрятанное слово.  Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

     

    Игра «Рассели животных»

     

    Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются

     

    Игра «Цепочка слов»

     

    Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

     

    Игра «Незнайка с кармашком»

     

    В кармашек Незнайке вставляется слоговая схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

     

    Игра «Полминутки на шутку»

     

    Воспитатель читает стихотворение. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

     

    -Закричал охотник: «Ой,

     

    Двери гонятся за мной!»

     

    -Посмотрите-ка, ребятки,

     

    Раки выросли на грядке.

     

    -Куклу выронив из рук,

     

    Маша мчится к маме:

     

    - Там ползёт зелёный лук

     

    С длинными усами.

     

    -Говорят, один рыбак

     

    В речке выловил башмак,

     

    Но зато ему потом

     

    На крючок попался дом.

     

    -Мы собрали васильки,

     

    На голове у нас щенки.

     

    Игра «Путаница»

     

    Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует прочесть (следующие шуточные предложения.

     

    Русская красавица своей козою славится.

     

    Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

     

    Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

     

    По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка.

     

    Игра «Пишущая машинка»

     

    Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

     

    Игра «Будь внимателен!»

     

    Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.

     

    Игра «Повтори за мной»

     

    Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

     

    Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

     

    Игра «Услышишь — стой!»

     

    Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Воспитатель громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

     

    Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

     

    Игра «Не ошибись»

     

    Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Воспитатель показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

     

     

     

    Игра «Поймай звук»

     

    Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

     

    Игра «Веселый поезд»

     

     Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

     

     

     

     

     

    Прикрепленные файлы:
    Пожалуйста, подождите.
    x
    ×