Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Упрямство детей раннего возраста» | Корнеева Елена Вячеславовна. Работа №277956

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Корнеева Елена Вячеславовна
 «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». (В. А. Сухомлинский).

     Упрямство и капризы у воспитанников раннего возраста явление нередкое. Бывают  жалобы только на упрямство, либо только на капризы, а бывает и на то и другое. Они могут чередоваться у ребёнка в раннем возрасте.

     Упрямство - один из самых распространенных видов детских капризов. Дети используют его как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

  Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства и капризов, являются Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островская Л. В., Кряжева Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые.

  Захаров А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.

 Упрямство и капризы детей трехлетнего возраста совпадают с кризисом. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она пишет, что упрямство - это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

«Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними, » - писал

Л. С.Выготский. Он указывал, что во время упрямства, ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Выготский Л.С. считает, что этот кризис, способствует появлению новых положительных качеств у ребенка, способствует его развитию.

    Сталкиваясь  с  проблемами  проявления  капризов  и  упрямства  у  детей дошкольного  возраста,   взрослые  по-разному  реагируют  на эти необоснованные  требования  детей.   Одни  пытаются   подавить  вспышки  упрямства;  другие  игнорируют  их,  надеясь,  что  с  возрастом  это  пройдет; третьи  считают,  что  упрямство – выражение  силы  воли,  твердости  характера.   Тем  не  менее,  дети  проявляют  упрямство  в  любом  возрасте,  и,  по  мнению  психологов  это  часто  приводит к  формированию  устойчивых  негативных  черт  характера.

    Раннее  детство – критическая  пора.  В  этом плане  возраст  от 1 до 4 лет,  пожалуй,  может  конкурировать  только  с  подростковым.  Его  границы  совпадают  с  двумя  возрастными  кризисами,  главные  мотивы  которых -  обретение  малышом  независимости  и  самостоятельности,  кризисами  1 года  и  3  лет.  Капризность  и  упрямство  -  спутники  любого  возрастного  кризиса  в  детстве.   В  наибольшей  степени  это  относится  к  детям  раннего  возраста. Описываемую  пору  весьма  точно  называют  «периодом упрямства».  Обычно он  длится  лет   до  четырех,  но  у  некоторых  детей  продолжается  и  в дошкольном  возрасте.  Внешне  упрямство  выражается  в  «приступах злобы», например,  ребенок  упадет  на  землю   и  кричит  до  посинения,  топает ногами,  становится  диким  и  непослушным.  Или  же обиженно  упрямится, мрачнеет,  агрессивно  сжимает кулаки,  кого-нибудь ударит,  по  правде ударит,  по  правде!  У  некоторых  детей  в  описываемом  возрасте  такие приступы   упрямства  идут  целыми  сериями,  только  окончится  один,  он  тут  же  впадает  в  другой.  И  многие родители   мучаются   из-за этого.

     Как  же предотвратить  приступы  истерики  у  детей?  Научитесь предупреждать  вспышки. Дети  скорее  разражаются  плачем  и  криком, когда  они  устали,  проголодались  или  чувствуют, что  их  торопят. Переключайте  детей  на  действия.  Маленькие  дети  более  склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то.

Познакомившись  с  данной  проблемой,   я  пришла  к  выводу,  что непросто  найти  ответ на  эти  вопросы. Анализ  каждого  определенного  случая  капризов  и  упрямства  требует  индивидуального  подхода.  За  любым  капризом  или  упрямством  стоит  мотив самореализации,  самоутверждения,  признание  собственной  значимости.  И  чтобы они  в  ребенке  закрепились   как  положительные  качества,  а  не  как  отрицательные (избалованность), нам  взрослым  следует  приложить  немало  усилий,  и  в  первую  очередь  над  самими  собой.

 

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру мы помогаем ребенку понять мир действия и отношения к людям, развиваем их эмоциональный мир, корректируем личностные нарушения - капризы и упрямство.

Л.С. Выготский подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия - действиями игровыми, у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления.

Поэтому в своей работе в  коррекционных целях, я часто  использую различные игровые методы, например.

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Одень куклу «Машу на прогулку», «Кукла Маша заболела». Ведь в процессе этих игр дети проявляют различные эмоции, связанные с внутрисемейными отношениями, примеряют на себя роли разных членов семьи, обыгрывают конфликты по отношению к тем или иным родственникам, проявляют заботу. Поэтому наблюдение за такой игрой ребенка может дать очень интересную, подчас неожиданную, но всегда полезную информацию о том, какой видит семью сын или дочь, что он (она) воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл запретов и требований, с кем отождествляет себя ребенок и многое другое.

Данный вид игр служит хорошим способом коррекции эмоционального неблагополучия, вызванного ближайшим окружением.

Игры драмматизации. Роль помогает ребёнку освободиться от своих недостатков, упрямства, капризов.  «ИСТОРИЯ ПРО ТАНЕЧКУ И ВАНЕЧКУ»

Эта игра научит способам снятия негативного состояния у товарища.

Ведущий рассказывает детям историю про Танечку и Ванечку. О том, что они были воспитанными, хорошими детьми, пока их не унесла тучка – Злючка в королевство Злобандию. Дети стали злыми, упрямыми, капризными. Дети изображают Таню и Ваню и помогают им исправиться.

«КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА» (с трёх лет)

Игра способствует коррекции упрямства.

Расскажите малышу, который не хочет делать что-либо, сказку про лошадку (или жеребёнка, в зависимости от пола). Сказка обязательно сопровождается действиями ребёнка и взрослого. «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу (давай ты будешь Лу). Она очень любила брыкаться и капризничать. (Ребёнок размахивает ручками, ножками.) Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька». – «Не хочу, не буду», - отвечала Лу. Она капризничала и цокала копытами. (Ребёнок показывает.) Когда Лу вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой и пошла есть (одеваться и т.д.)

«ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ ТИГРЫ» (с двух лет)

Игра помогает выплеснуть негативные эмоции.

По очереди превращайтесь то в злых, то в добрых тигров. Злые тигры шипят, рычат и царапаются (только понарошку), добрые – ласкаются и мурлыкают.

Чтение Сказок – самый древний педагогический  и психологический метод.  Он оказывается эффективный в работе с маленькими детьми. Суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. «Колобок», «Репка», Три медведя», Кот, лиса и петух» и многие другие. Слушая сказки, ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.

Подвижные игры: «Вороняат», «Зайка беленький», « Мышки-трусишки», « Пожалеем зайку», «Мой весёлый звонкий мяч», «Раздувайся, мой шар», «Солнечные зайчики» .Эти игры учат детей регулировать свое поведение, создают положительный эмоциональный настрой.  В подвижной игре, ребенок незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя.

В заключении, я хочу добавить.

Уважение к собственному ребенку, признание его как личности, а также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется упрямство, - единственный верный путь к нормализации отношений между вами и ребенком. Самое сложное - сделать все так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а, наоборот, как радость. В этом нет ничего невозможного. Основным источником радости для ребенка является совместная с взрослым деятельность, разнообразное общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корнеева Елена Вячеславовна
МБУ №43 Гнездышко городского округа Тольятти
Воспитатель высшей категории
Тема: Упрямство детей раннего возраста
Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.(В. А. Сухомлинский).
Упрямство и капризы у воспитанников раннего возраста явление нередкое. Бывают жалобы только на упрямство, либо только на капризы, а бывает и на то и другое. Они могут чередоваться у ребёнка в раннем возрасте.
Упрямство - один из самых распространенных видов детских капризов. Дети используют его как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства и капризов, являются Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островская Л. В., Кряжева Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые.
Захаров А. И. в работе Неврозы у детей пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.
Упрямство и капризы детей трехлетнего возраста совпадают с кризисом. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе О личности трехлетнего ребенка. Она пишет, что упрямство - это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними, - писал
Л. С.Выготский. Он указывал, что во время упрямства, ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Выготский Л.С. считает, что этот кризис, способствует появлению новых положительных качеств у ребенка, способствует его развитию.
Сталкиваясь с проблемами проявления капризов и упрямства у детей дошкольного возраста, взрослые по-разному реагируют на эти необоснованные требования детей. Одни пытаются подавить вспышки упрямства; другие игнорируют их, надеясь, что с возрастом это пройдет; третьи считают, что упрямство – выражение силы воли, твердости характера. Тем не менее, дети проявляют упрямство в любом возрасте, и, по мнению психологов это часто приводит к формированию устойчивых негативных черт характера.
Раннее детство – критическая пора. В этом плане возраст от 1 до 4 лет, пожалуй, может конкурировать только с подростковым. Его границы совпадают с двумя возрастными кризисами, главные мотивы которых - обретение малышом независимости и самостоятельности, кризисами 1 года и 3 лет. Капризность и упрямство - спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени это относится к детям раннего возраста. Описываемую пору весьма точно называют периодом упрямства. Обычно он длится лет до четырех, но у некоторых детей продолжается и в дошкольном возрасте. Внешне упрямство выражается в приступах злобы, например, ребенок упадет на землю и кричит до посинения, топает ногами, становится диким и непослушным. Или же обиженно упрямится, мрачнеет, агрессивно сжимает кулаки, кого-нибудь ударит, по правде ударит, по правде! У некоторых детей в описываемом возрасте такие приступы упрямства идут целыми сериями, только окончится один, он тут же впадает в другой. И многие родители мучаются из-за этого.
Как же предотвратить приступы истерики у детей? Научитесь предупреждать вспышки. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют,что их торопят. Переключайте детей на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то.
Познакомившись с данной проблемой, я пришла к выводу, что непросто найти ответ на эти вопросы. Анализ каждого определенного случая капризов и упрямства требует индивидуального подхода. За любым капризом или упрямством стоит мотив самореализации, самоутверждения, признание собственной значимости. И чтобы они в ребенке закрепились как положительные качества, а не как отрицательные (избалованность), нам взрослым следует приложить немало усилий, и в первую очередь над самими собой.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру мы помогаем ребенку понять мир действия и отношения к людям, развиваем их эмоциональный мир, корректируем личностные нарушения - капризы и упрямство.
Л.С. Выготский подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия - действиями игровыми, у ребёнка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов её обозначения (наглядных символов, изображений, слов). В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления.
Поэтому в своей работе в коррекционных целях, я часто использую различные игровые методы, например.
Сюжетно-ролевые игры: Дочки-матери, Одень куклу Машу на прогулку, Кукла Маша заболела. Ведь в процессе этих игр дети проявляют различные эмоции, связанные с внутрисемейными отношениями, примеряют на себя роли разных членов семьи, обыгрывают конфликты по отношению к тем или иным родственникам, проявляют заботу. Поэтому наблюдение за такой игрой ребенка может дать очень интересную, подчас неожиданную, но всегда полезную информацию о том, какой видит семью сын или дочь, что он (она) воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл запретов и требований, с кем отождествляет себя ребенок и многое другое.
Данный вид игр служит хорошим способом коррекции эмоционального неблагополучия, вызванного ближайшим окружением.
Игры драмматизации. Роль помогает ребёнку освободиться от своих недостатков, упрямства, капризов. ИСТОРИЯ ПРО ТАНЕЧКУ И ВАНЕЧКУ
Эта игра научит способам снятия негативного состояния у товарища.
Ведущий рассказывает детям историю про Танечку и Ванечку. О том, что они были воспитанными, хорошими детьми, пока их не унесла тучка – Злючка в королевство Злобандию. Дети стали злыми, упрямыми, капризными. Дети изображают Таню и Ваню и помогают им исправиться.
КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА (с трёх лет)
Игра способствует коррекции упрямства.
Расскажите малышу, который не хочет делать что-либо, сказку про лошадку (или жеребёнка, в зависимости от пола). Сказка обязательно сопровождается действиями ребёнка и взрослого. В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу (давай ты будешь Лу). Она очень любила брыкаться и капризничать. (Ребёнок размахивает ручками, ножками.) Мама говорила ей: Покушай свежей травки, доченька. – Не хочу, не буду, - отвечала Лу. Она капризничала и цокала копытами. (Ребёнок показывает.) Когда Лу вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой и пошла есть (одеваться и т.д.)
ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ ТИГРЫ (с двух лет)
Игра помогает выплеснуть негативные эмоции.
По очереди превращайтесь то в злых, то в добрых тигров. Злые тигры шипят, рычат и царапаются (только понарошку), добрые – ласкаются и мурлыкают.
Чтение Сказок – самый древний педагогический и психологический метод. Он оказывается эффективный в работе с маленькими детьми. Суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Колобок, Репка, Три медведя, Кот, лиса и петух и многие другие. Слушая сказки, ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.
Подвижные игры: Вороняат, Зайка беленький, Мышки-трусишки, Пожалеем зайку, Мой весёлый звонкий мяч, Раздувайся, мой шар, Солнечные зайчики .Эти игры учат детей регулировать свое поведение, создают положительный эмоциональный настрой. В подвижной игре, ребенок незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя.
В заключении, я хочу добавить.
Уважение к собственному ребенку, признание его как личности, а также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется упрямство, - единственный верный путь к нормализации отношений между вами и ребенком. Самое сложное - сделать все так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а, наоборот, как радость. В этом нет ничего невозможного. Основным источником радости для ребенка является совместная с взрослым деятельность, разнообразное общение.
Список литературы:
1.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Психология - М, 2000
2.Воспитание и развитие детей от 1 до 2 лет; Просвещение - Москва, 2007
3.Немов Р.С. Психология. - М, 2000
4.Группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста; Сфера - Москва, 2010. 5. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений; Просвещение - Москва, 2010. 6. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность; Сфера - Москва, 2010. 7.Ганошенко Н. И., Мещерякова С. Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми раннего возраста; Мозаика-Синтез - Москва, 2008. 8. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста; Детство-Пресс - Москва, 2010
9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.[Текст]-Ярославль,1997
10. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка.[Текст]-Спб.,1997
11. Лоренц К. Агрессия.[Текст]-М.,1997
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.[Текст]-
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст; Карапуз-Дидактика - Москва, 2008.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×