Урегулирование конфликтов в учебно-воспитательной работе с одаренными детьми. ☼
Автор: Гущина Елена Владимировна
Гурьева Анастасия Юрьевна,
Удельнинская СОШ №34
Урегулирование конфликтов в учебно-воспитательной работе
с одаренными детьми.
I.Основные понятия.
Конфликт (от лат. conflictus) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами; наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.
Урегулирование педагогических конфликтов с одаренными детьми – специальный вид деятельности медиатора, заключающийся в оптимизации решения проблем одаренных детей и устранении причин конфликта с ними.
Переговорный процесс — коммуникация между сторонами для достижения соглашения относительно предмета переговоров.
Официальные медиаторы (третейские судьи, арбитры, посредники) — руководители образовательных учреждений; представители правоохранительных органов; общественные организации; профессиональные конфликтологи.
Неофициальные медиаторы (наблюдатели, помощники, консультанты) — профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; старшие по возрасту члены семьи; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; друзья, соседи, свидетели конфликта.
II. Особенности посредничества в конфликте с одаренными детьми.
В процессе урегулирования педагогического конфликта инициатива должна принадлежать педагогу, как профессиональному коммуникатору. Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «педагог–одаренный ученик-родитель». Но при любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон в сотрудничество, деструктивный конфликт — в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.
1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга.
2. Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство. На первой стадии диалог — способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй — средство для обсуждения спорных вопросов и поиска приемлемых способов урегулирования конфликта.
3. В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; намечают пути к сотрудничеству; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля.
Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по урегулированию существующих проблем способствуют превращению оппонентов в союзников.
Управление педагогическими конфликтами осуществляется прямо и косвенно. Прямое управление — это непосредственное односторонне воздействие с использованием тактики авторитарного доминирования. Оно временно трансформирует конфликт в латентную фазу скрытого противоборства, но не разрешает его, поэтому нежелательно. Косвенное управление опосредованно воздействует на мотивационную сферу субъектов конфликта, иногда через значимых лиц. Такое неявное управление эффективнее переведет педагогический конфликт в конструктивное направление личностного роста и позитивных изменений в межличностной сфере.
Литература:
1. Гаврилова, И. Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками. – М.: ООО «Соверо-принт», 2011.
2. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. Спб.: «Питер», 2008.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология: [учебник] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
4. Грановская, Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. — СПб.: Речь, 2006.
5. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
6. Анцупов, А. Я., Баклановский, С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009.