Статья урок литературы в 10 классе. Автор: Дуборкина Евдокия Викторовна

Автор: Дуборкина Евдокия Викторовна
 

 

Цель урока:  - исследование позиции автора;

 

                         - обобщение изученного;

 

                         - развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.

 

 

 

Задачи:

 

Обучающая:  исследовать позицию Л.Н.Толстого по отношению к понятию  «истинное и ложное» в человеке.

Развивающая: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать,  отстаивать своё мнение.

Воспитывающая: воспитание чувства красоты на примере героев Л.Н. Толстого.

 

Оборудование:

 

 

 

Оформление доски.

 

На левой стороне:

 

Добро – Всё положительное, хорошее, полезное.

 

Красота – Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

 

Правда – 1. То, что соответствует действительности, истина.

 

                 2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

 

 

 

Простота – Добродушие, простодушие.

 

 

 

Духовность – Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

 

 

 

На правой стороне:

 

Богатство –              1. Обилие материальных ценностей, денег.

 

Благополучие - 1. Спокойное и счастливое состояние. Семейное   благополучие

 

                                    2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность.    Материальное благополучие.

 

Карьера –            1. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого поприща.

 

 

 

Тексты романа (том 4, эпилог, т.II).

 

 

 

На столе учителя:

 

·        невзрачное  растение с  красивым цветком;

 

·        нераспустившаяся веточка;

 

·        хрустальная ваза,

 

·        свеча

 

 

 

           

 

 

 


Автор: Дуборкина Евдокия Викторовна

Урок литературы в 10 классе: «Проблемы истинного и ложного в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

 

Цель урока:  - исследование позиции автора;

- обобщение изученного;

- развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.

 

Задачи:

Обучающая

:

 

 исследовать позицию Л.Н.Толстого по отношению к 

понятию

 

 

«истинное и ложное» в человеке.

Развивающая

:

 

нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать,

 

 отстаивать своё мнение.

Воспитывающая

:

 

воспитание чувства красоты на примере героев Л.Н. Толстого.

Оборудование:

 

Оформление доски.

На левой стороне:

Добро – Всё положительное, хорошее, полезное.

Красота – Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Правда – 1. То, что соответствует действительности, истина.

                 2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

 

Простота – Добродушие, простодушие.

 

Духовность – Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

 

На правой стороне:

Богатство –              1. Обилие материальных ценностей, денег.

Благополучие - 1. Спокойное и счастливое состояние. Семейное   благополучие

                                    2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность.    Материальное благополучие.

Карьера –            1. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого поприща.

 

Тексты романа (том 4, эпилог, т.II).

 

На столе учителя:

·        невзрачное  растение с  красивым цветком;

·        нераспустившаяся веточка;

·        хрустальная ваза,

·        свеча

 

           

 

Ход урока

 

1.Оргомент.

Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что литературу нельзя учить, ее надо любить. Поэтому сегодня мы с вами погрузимся в мир прекрасного. Прошу вас. 

Музыкальная заставка.

Описание двух героев разной патриотической направленности.

Слово учителя: Ребята, вы, конечно, хорошо узнали героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Как вы думаете, почему наш урок мы начинаем именно с характеристик этих двух героев?

Слово учителя: Да, Наполеон и Кутузов патриоты. Несомненно, патриотизм – неотъемлемая черта каждого достойного гражданина своей страны. Однако перед любым мыслящим человеком-патриотом сегодня встает проблема определения истинного и ложного патриотизма. Вот вы сами и предложили тему сегодняшнего урока.

2. Объявление темы и цели урока.

 Слово учителя.  Тема нашего урока: «Проблемы истинного и ложного в романе». Цель урока: исследовать позицию автора романа и ответить на вопрос, «что же автор считал истинным, а что ложным в романе» и дать свою оценку.

Слово учителя. Основной  композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается для того, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы, истинное и ложное. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не  личные, эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, истинное противопоставлено ложному. Учитывая данную точку зрения, заполним сравнительную таблицу “Истинное и ложное в понимании Л.Н.Толстого”

Я поднимаю табличку с именем одного из главных героев, вы выходите к доске и объясняете в какую колону отнесете того или иного героя. Свой выбор закрепляете примерами из текста.

 

Позиция Л.Н.Толстого

Андрей

Анатоль

Кутузов

Наполеон

настоящие патриоты

светское общество

3. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.

Кого еще из главных героев можно включить в эту таблицу? Почему?

- Что вы можете рассказать о Пьере Безухове? Каким патриотом вы его считаете?

Ответы учащихся.

 

Слово учителя: 200 лет назад было Бородинское сражение. В этом сражении каждый солдат дрался за свой дом, за своих родных и близких, сознание опасности «удесятеряло» силы. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более возрастали силы и дух русского войска и тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делал армию непобедимой. Именно к этому выводу пришел Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».

- Сейчас мы с вами живем в мирное время. Как вы считаете, есть ли среди нас настоящие патриоты?

- Что для вас значит быть патриотом?

Ответы учащихся.

Слово учителя: Проблема патриотизма, которую рассматривал Л.Н.Толстой, она не единственная в романе. Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л.Н.Толстого “Война и Мир” тесно переплетаются друг с другом. Истинный и ложный патриотизм не единственное противоречие в романе, которое тревожит Л.Н.Толстого.

Красота…Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота — это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота — это душевная красота, а душевная красота — это, прежде всего, человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю.

- Как вы думаете, какие герои в романе Л.Н.Толстого олицетворяют истинную и ложную красоту?

- Сейчас перед вами сценические образы главных героинь романа.

Две красивых женщины. Какая из них для вас является красивее? Почему?

Ответы учащихся.

Слово учителя: Мы не нашли единого ответа. Для кого-то красота – Наташа Ростова, для кого-то – Элен Курагина. Я на правах учителя выскажу свое мнение следующей песней.

Песня.

Слово учителя. Обобщим всё. Кто же является носителем истинной красоты в романе для русского писателя? Вы, наверное, догадались, что это женский образ. А какой именно? Предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление.

- У меня на столе несколько предметов, посмотрите на них, вспомните тексты романа, скажите, с какими героями романа ассоциируются эти предметы?

4. Дискуссия.

Слово учителя. Свой ответ, вы должны дать, представив аргументы из текста, показав позицию автора, и сделать вывод по своему ответу.

     Итак, с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героями романа.

Ученик (ца).

Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.

Ученик (ца). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но это дежурная улыбка, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это «ложная» красота.

Слово учителя. (Учитель зажигает свечу). С кем из героев романа  ассоциируется у вас зажжённая свеча?

Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. «Сущность её жизни – любовь», – сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восхищается  красотой ночи в Отрадном, но в то же время  делает ошибки и страдает из-за них. А в целом, это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.

Ученик.  Нераспустившаяся веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который совсем юным ушёл на войну и погиб.  

Ученик. Болконский – яркий и «обжигающий», как пламя, он погиб совсем молодым, как потухла эта недогоревшая свеча.

 Ученик. Невзрачное  растение с  красивым цветком ассоциируется с Наташей.

Ученик. Свеча – это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой и  любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется  на ветру пламя.

 

Слово учителя: Писатель видел красоту  в человеческих взаимоотношениях, в поведении, в мыслях и чувствах человека,  в природе и в искусстве. Такие образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.

- В начале нашего урока мы с вами ставили перед собой цель ответить на вопрос: «Что же автор считал истинным, а что ложным в романе». Так что же является истинным, а что ложным?

 

4. Итоги урока.

И вновь мы сталкиваемся с тем, что нет однозначного ответа на один и тот же вопрос. Очень бы хотелось, чтобы каждый урок готовил вас к жизни, учил находить правильные решения. Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы еще раз задумались над тем, что как нелегко различать истинное и ложное, добро и зло. Но и в вашей жизни встретится множество противоречий.

- Какие же выводы вы сделали для себя после сегодняшнего урока? Что дал вам этот урок?

5. Оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Князь Андрей - настоящий герой. Ведь во многом благодаря ему русские не оказались захваченными. 
   Князь Андрей был убежден, что личность может повернуть ход истории своими действиями.  Во время Аустерлицкого сражения Андрею Болконскому удается совершить н подвиг. Во время отступления князь хватает знамя и своим примером побуждает рядом стоящих броситься в атаку. Кричит: «Ребята, вперед!» . Далее его ранили. «Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову.    До этого момента Болконский не считал смерть и боль важными. Теперь он понял, что жизнь любого человека дороже всяких Тулонов. После Шенграбенского сражения князь Андрей почувствовал, что он может «найти смысл в этих толпах и мысль». Первый месяц на войне, встречи с высшим кругом армии и приближение рядовому войску были важным этапом в жизни князя Андрея.

Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь - поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться - к "своему Тулону". Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном.

 

 

 

 

 

 

Наполеон в романе - французский император. Действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Кумир Наполеона – слава, величие, то есть мнение о нем других людей. Закономерно, что он стремится словами и внешностью производить на людей определенное впечатление. Отсюда его страсть к позе и фразе. Они не столько качества личности Наполеона, сколько обязательные атрибуты его положения “великого ” человека.
    Наполеон - “палач народов”. Таким и был Наполеон. Он осматривает поле Бородинской битвы поле сражения, усеянное трупами, “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Но это чувство было кратким, мгновенным. Наполеону приходится скрывать отсутствие живого человеческого чувства, имитировать его. Получив в подарок от жены портрет сына, маленького мальчика, “он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтоб он с своим величием… чтоб он выказал, в противоположности этого величия, самую простую отеческую нежность”. 
    Наполеон способен понимать переживания других людей. Это делает Наполеона готовым “…исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”.

 Пьер — «чужестранец» в светском мире Петербурга. Воспитанный за границейн преклоняется перед Наполеоном, считает теорию «общественного договора» Руссо и идеи Великой французской революции спасительными для Европы. Неопытный, наивный Пьер узнает и «изнанку» жизни петербургской элиты: участвует в кутежах с Долоховым и Курагиным. 
— Получив богатое наследство, Пьер Безухов оказался в центре внимания. Лесть окружающих он принимает за проявление искренней любви. Ничего не понимая в этой новой жизни, Пьер полностью полагается на людей, которые стремятся управлять имтобы извлечь свою выгоду. Кульминация его светского «бездорожья» — женитьба на Элен Курагиной. Брак, устроенный князем Василием, стал для Пьера подлинной жизненной катастрофой. Дуэль с Долоховым, на которой он ранит противника,приводит к глубокому нравственному кризису. Пьер чувствует, что растерял все жизненные ценности и нравственные ориентиры.

Активное участие в деятельности масонской ложи. Пытаясь подчинить свою жизнь жесткому нравственному регламенту, Пьер ведет дневник, интересный беспощадным психологическим самоанализом. Одним из важных событий на этом этапе его жизни стала поездка в южные имения, где он попытался облегчить участь крестьян. Попытка оказалась неудачной: Пьер так и не смог преодолеть отчуждение между ним, барином крестьянами, считавшими все его нововведения подозрительной блажью. Впрочем, сам герой уверен, что совершил нечто важное и значительное. 
— Отечественная война — решающий этап нравственного развития Пьера. На свои средства он снаряжает ополчение, находя особенную прелесть в том, чтобы «пожертвовать всем»оментом истины для него стало Бородинское сражение, пребывание на батарее Раевского: он ощутил полную ненужность среди людей, занятых ратным трудом. 
— Пьер, оставшись в Москве, намеревается принести пользу Отечеству, убив Наполеона. Одержимый этой несбыточной, индивидуалистической по своей природе целью, он становится свидетелем пожара Москвы. Не сумев совершить свой главный подвиг, Пьер проявляет бесстрашие и мужество: спасает девочку во время пожара, защищает женщину от пьяных французских солдат.

 

 

 

Кутузов — воплощение народной нравственности, истинного величия, «простоты, добра и правды». «Кутузовское», народное начало противопоставлено «наполеоновскому», эгоистическому. 
    Русского полководца трудно назвать «героем»: ведь он не стремится к превосходству над другими людьми. На совете в Филях именно этот полководец внешне спокойно принимает решение оставить Москву, хотя это стоит ему ужасных душевных мук. 
    Не пытаясь воздействовать на ход истории, Кутузов подчиняется логике исторического процесса, интуитивно прозревает высший смысл происходящего. Этот человек наделен истинной мудростью, особым чутьем, которое побуждает его во время Отечественной войны действовать в соответствии с принципом «что должно произойти, произойдет само». 
    Источником «необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений», которой обладал Кутузов, стало его народное чувство. Это чувство, поставившее героя на «высшую человеческую высоту», он «носил в себе во всей чистоте и силе». Именно это чувство было признано в Кутузове народом — и русский народ выбрал полководца «в представители народной войны». 

 

Анатоль привык прожигать жизнь легко, не задумываясь. Немало хлопот доставляют его отцу, тонкому дельцу князю Василию, похождения сына. Ежегодно Анатоль тратил значительные финансовые средства семьи. Именно поэтому отец выхлопотал для него место в штабе. Всему Петербургу были известны вечера «золотой молодежи» с кутежами, вином, медведями, в которых Анатоль не мог не принять участие. Вместе с Долоховым он был настоящей знаменитостью в мире «повес и кутил Петербурга». 
    Красивый, самоуверенный взгляд, учтивый вид, постоянное выражение «добродушного веселья и довольства» на лице, «надушенная красивая голова», сдержанная молодецкая походка. На первый план здесь выходят не душевные, личностные качества, а внешний блеск, антураж. Видно, что Анатолю доставляло удовольствие привлекать к себе взгляды молодых барышень, нравилось производить впечатление. Главная, определяющая черта характера Анатоля – его самовлюбленность. Она выражается во всем. Законы морали, нравственности для него не существуют. На людей он привык смотреть, как на пешек. Он принимал участие в масштабных исторических событиях (Бородинской битве). При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. С семьей Болконских связан эпизод сватовства Анатоля Курагина. От княжны Марьи ему были нужны только деньги, наследство, он с иронией относился к ее внешности, с презрением отзывался о старом князе. 
    За внешним блеском Анатоля скрывалась пустота, животные инстинкты, которые безошибочно угадал в нем старый князь.
По натуре Анатоль не был карьеристом, он не обладал находчивостью или красноречивостью. Но «у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность

    Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Это своеобразный момент истины, в котором проверяется характер человека, стоящего перед лицом смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Красивая внешность Берга также обманчива. Она не соответствует его внутреннему облику, а скрывает пустоту и ничтожность. Этот человек из светского общества уже давно потерял все нравственные идеалы и принципы честного и чистого человека.
    Берга интересовало то, что было модно, то, чем интересовались все молодые люди высшего света – он стремился быть счастливым и успешным. Казалось бы, что в этом плохого? Берг всегда и везде видел только себя и пытался в любой ситуации перевести на себя взгляды окружающих. Чаще других в его речи звучало слово «я». 
    Самый обычный карьерист…. Как же ему не упомянуть в разговоре то, что «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен»?
    «Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе», Берг быстро занял хорошую должность. Но он постоянно стремится все выше, руководствуясь жаждой денег и желанием занять место получше. В Фридляндском сражении ему удалось отличиться»: «Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок…» За такую «доблесть» Берг получил две награды. Но зачем же он это всем рассказывает? Для того, чтобы все поверили, что сей нелепый поступок было просто необходимо совершить. А про то, как он был ранен в Аустерлицком сражении, Берг так настойчиво и часто рассказывает, что получает за это целых две награды. 
    Этот герой такой, каким ему диктуют быть нормы поведения в светском обществе.
    Берг не упускает ни малейшей возможности получить лишнюю копейку – будь то фуражные деньги, удачная женитьба или что-то еще. Он говорил в обществе о деньгах, хотя в высшем свете это было неприемлемо. Но его слушали, относясь с иронией. Ведь лучше выслушать, чем переубедить человека, свято уверенного в том, что он делает все правильно. 
    Вместе с тем, мне кажется, что от поступков Берга нет никакого вреда. И даже расчетливая женитьба на Вере не несет ничего плохого – эти молодые люди были под стать друг другу. 
    Образ Берга создан для контраста с другими действующими лицами романа. Этот герой всего лишь пополнил лагерь таких же, как он сам. И его примера достаточно, чтобы понять, что представляют собой подобные люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x