Статья Урок литературы в 9 классе «Нет, я не Байрон, я другой…» (Сходства и различия образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М.Ю. Лермонтова). Автор: Кутлинская Галина Алексеевна

Автор: Кутлинская Галина Алексеевна
Сопоставительный анализ стихотворений Дж. Байрона и М.Ю. Лермонтова в 9 классе


Автор: Кутлинская Галина Алексеевна

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Нет, я не Байрон, я другой…» (Сходства и различия образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М.Ю. Лермонтова)

Цель:

Выявить влияние Байрона на раннее творчество Лермонтова.

Сопоставление лирики Байрона и Лермонтова романтического направления.

Схожесть и различие лирических героев Байрона и Лермонтова.

Оборудование: портреты Дж. Г. Байрона и М.Ю. Лермонтова; тексты стихотворений; презентация

Тип урока: комбинированный урок; урок компаративного анализа .

Прогнозированные результаты: закрепление знаний о романтизме как литературном направлении; учащиеся определяют общность настроений лирических героев Байрона и Лермонтова, влияние Байрона на раннее творчество Лермонтова; особенности художественных средств в раскрытии авторского замысла.

Эпиграф «Нет, я не Байрон, я другой…» «У нас одна душа, одни и те же муки. О, если б одинаков был удел…»

М. Ю. Лермонтов

Этапы урока

 

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест.

Регулятивные

Личностные (смыслообразование «Я должен..»)

Тема урока

О чем говорит строки «Нет, я не Байрон, я другой…» и «У нас одна душа, одни и те же муки. О, если б одинаков был удел» . из лермонтовских стихотворений? Формулирование темы урока.

Познавательные

Общеучебные

коммуникативные

Сообщение целей урока

Совместное определение целей урока на основе ответов учеников. Запись на доске

Регулятивные

Целеполагания

коммуникативные

Актуализация опорных знаний

Выборочная проверка д/з предыдущего урока: прослушивание эссе «Что нового я открыл для себя в лирике М.Ю Лермонтова» (1-2 ученика)

 

Познавательные

Общеучебные

коммуникативные

Мотивация учебной деятельности

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. Европейский романтизм возник после французской буржуазной революции и опирался на философию Гегеля, Фихты и Шеренга, в основе которых лежали идеалистические взгляды, и их разлад с социальной действительностью. Романтики восприняли идею свободы личности, выдвинутую революцией, но в то же время в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятения и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности. Они отрицали реальность, и поэтому во всех произведениях присутствовала идея двоемирия.

Джордж Гордон Байрон

Британский поэт. Английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Мода на байронизм продолжалась и после смерти Байрона. Это была страстная, неравнодушная ко всякой несправедливости личность. Его глубоко волновали социальные вопросы не только в родной Англии, но и за ее пределами. Первые переводы Байрона в России появились в 1815 году, и он сразу стал властителем душ. Но ни для кого он не стал тем, кем был для Лермонтова:

У нас одна душа, одни и те же муки.

О, если б одинаков был удел.

 

Работа над темой урока.

1. «Байрон и Лермонтов .Что объединяет и чем отличается судьба и творчество этих поэтов» (2 учащихся) Слушание сообщений учащихся ( по книге П.А. Висковатого «М.Б. Лермонтов. Жизнь и творчество»)

2. Байронизм – свойство эпохи, и печать его лежит на ранних стихотворениях Лермонтова. Не мода заставила Лермонтова обратиться к творчеству Байрона, - он выбрал его в учителя сознательно, так же, как и Пушкина, и поэтов-декабристов.

Вдумайтесь в строки стихотворения Лермонтова «К***»

 

К ***

(Прочитав жизнь Байрона [написанную] Муром)

Не думай, чтоб я был достоин сожаленья,

Хотя теперь слова мои печальны;- нет;

Нет! все мои жестокие мученья -

Одно предчувствие гораздо больших бед.

Я молод; но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел!..

Как он, ищу забвенья и свободы,

Как он, в ребячестве пылал уж я душой,

Любил закат в горах, пенящиеся воды

И бурь земных и бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно,

Гоним повсюду мыслию одной.

Гляжу назад - прошедшее ужасно;

Гляжу вперед - там нет души родной!

 

1. Что роднит Лермонтова и Байрона?

2. Как поэты понимают спокойсвие?

 

 

 

Логические: анализ, сравнение, синтез;

Регулятивные

Планирование

Коллективная работа над алгоритмом работы над стихотворениями

Сопоставительный анализ стихотворений.

1. Что позволяет сопоставить эти произведения? Общие тема,
проблема, состояние лирического героя.

2.  Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «...поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А. Блок).

3.  В чем заключается главная мысль каждого стихотворения? И насколько она оригинальна? Чем может быть объяснена?

 

Регулятивные

планирования

Практическая деятельность учащихся

Работа в группах

I группа – выполнить анализ стихотворения Дж. Г. Байрона «Хочу я быть ребенком вольным…» по плану (план-таблица в распечатках)

II группа – выполнить анализ стихотворения Дж. Г. Байрона «Тьма» по плану (план-таблица в распечатках)

III группа - выполнить анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по плану (план-таблица в распечатках)

IV группа - выполнить анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» по плану (план-таблица в распечатках)

V группа - выполнить анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» по плану (план-таблица в распечатках)

Используя прием «Яркого пятна», выберите квадрат определенного цвета, который, по вашему мнению, передает настроение лирического героя. На обратной стороне сформулируйте тему, проблему, состояние лирического героя, главную мысль, мотивы, образы каждого стихотворения. Подтвердите строками. Сделайте вывод.

 

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные

Контроль за процессом и результатом деятельности учеников.

1. «Опрос по цепочке». Рассказ одного учащегося из группы прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся.

2. Сопоставление квадратов выбранного цвета по стихотворениям Лермонтова и Байрона.

3. Выявление сходства и различий в стихотворениях Лермонтова и Байрона.

Выводы:

1. «Подражание» великих русских поэтов - не. механическое воспроизведение образца, а. творческое претворение и приспособление его к индивидуальному своеобразию заимствующего поэта, мотивы, идеи и образы Байрона нашли свое отражение в творчестве Лермонтова.

2. Тема одиночества является одной из основных тем в творчестве Байрона и Лермонтова.

3. Лирический герой и Байрона, и Лермонтова с болью осознает неосуществимость своих надежд, и отсюда проистекает его разрыв со всем человечеством, индивидуализм, утверждающийся как форма протеста против чуждого ему мира.

4. Они оба в своих произведениях ввели образ лишнего человека, ввели новый тип героя, который все время хандрит, разочарован в жизни и никуда не двигается.

5. Лермонтов переосмысливает традиционный образ лирического героя, подвергая критике его оторванность от людей, подчеркнутый индивидуализм. Одиночество у Лермонтова становится не столько преимуществом, сколько проклятием, от которого его романтический герой пытается избавиться.

Регулятивные

Общеучебные

Коммуникативные

Оценивание

Самооценка урока по утверждению:

Я сам не смог справиться с заданием

У меня не было затруднений

Я только слушал других

Я выдвигал идеи и активно работал на уроке

Регулятивные

Коммуникативные

Оценивание

Рефлексия

«Продолжи фразу»

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Мне было трудно…

Я хочу похвалить себя

за

….

Я сегодня понял, что…

На уроке мне было …

Регулятивные

Саморегуляции

коммуникативные

Домашнее задание

По уровням

I уровень. Написать эссе (миниатюру) «Мотивы Дж. Байрона в лирике М. Лермонтова».

II уровень. Составить таблицу «Общие и отличительные черты в лирике Дж. Байрона в лирике М. Лермонтова.

Самостоятельное заполнение таблицы в тетради каждым учеником.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x