Урок математики."Решение уравнений" 1 класс

Автор: Незговорова Жаннета Ивановна

Незговорова Жаннета Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет        Математика                класс  1

 

Тема урока

Место урока по теме

Решение  уравнений.

первый урок

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия нового знания.

Фронтальная, работа в паре, создание проблемной ситуации, игры, учебный диалог.

Цель урока

Задачи урока

Формирование умений решать простые уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым

обучающая вывести алгоритм решения уравнения с неизвестным компонентом,  слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.

развивающая – развивать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, формировать  умение проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательная – развивать учебно-познавательный интерес  и ценностное отношение  к новому учебному материалу; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формировать умение работать в паре.

 

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- таблицу сложения и вычитания в пределах 10;

- алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым;

 

- решать уравнения с неизвестными компонентами- слагаемыми на основе взаимосвязи между частью и целым;

- проговаривать при решении уравнений последовательность действий, отражённую в алгоритме работы;

- выбирать основания для классификации и группировать математические записи по нескольким критериям;

- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- организовывать учебное взаимодействие в паре;

- определять степень успешности выполнения своей работы в ходе оценки и самооценки.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Метод проблемного обучения, технология игровых методов.

Интерактивная доска, учебник, весы, математический цветок, карточки, гномы.

    

 

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: мотивация к учебной деятельности 1 мин.

Включение  учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Здравствуйте, ребята! А урок математики у нас сегодня непростой: мы отправимся в гости к гномам.

 

Эмоциональный настрой. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

II этап: целеполагание 2 мин.

Готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий

Не забывайте, что на уроке математики мы развиваем математическую речь, учимся доказывать, рассуждать.

Где играют дружно,

Считают умело,

Там и сказке можно

Появиться смело.

Проявление интереса к материалу изучения.

 

 

Включение в учебный процесс.

III этап: актуализация опорных знаний 7 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»

8 - 3

 
- Слушая песенку, посчитайте, сколько гномов живут в сказочной математической стране.

 

- Жили-были гномики в уютном своём домике,

На лесной опушке, у маленькой речушки.

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

- Догадались, как зовут гномов?

- Назовите третий день недели;  пятый день недели; день предшествующий пятнице; день, идущий воскресеньем и вторником.

- В  математическую страну пускают только самых внимательных и сообразительных. И поможет нам в этом тренажер.

- Старший братец – Понедельник-

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает,

Всех трудиться заставляет.

- Однажды Понедельник распиливал бревно и задумался: сколько ему надо сделать распилов, чтобы получить 4 части этого бревна?

- Вторник очень любит выращивать цветы. И вот однажды у него вырос необычный цветок, на лепестках которого были математические понятия, с которыми мы уже познакомились на уроках математики. (На лепестках написаны следующие понятия: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, выражение, равенство, неравенство, часть, целое)

6 + 2

 

8 - 3

 

5 >3

 

4 + 4

 
- Перед вами различные математические записи.

 

 

 

 

            
 

7 < 9

 
 

8-3==5

 
  

5+4==9

 
 
 
 

1+7

 
 

6-2< 7

 
 

3+…=7

 
 
 

…+6=8

 
 

8-4

 
 

8-2

 
 

 

 

 

 

 

 

 


- Ваша задача – разделить на три группы эти записи и дать каждой группе название, выбрав соответствующую карточку.

- На какие группы можно разделить эти математические записи?

- По какому признаку вы разбили математические записи на группы?

 

 

 

 

- На какие две группы вы могли бы распределить эти выражения?

8-2                          6+2

8-3                          4+4

8-4                          1+7

8-5                          0+8

- Посмотрите внимательно на первый столбик выражений. Какую закономерность вы заметили?

 

- Какими должны быть следующие выражения?

- А какую закономерность вы заметили во втором столбике?

- Какие ещё выражения можно добавить в этот столбик?

- Молодцы, вы уже многое знаете.

- Как вы думаете, сможем ли мы сделать новые открытия или уже всему научились?

?

 
- Да, вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы узнаем какое-то новое математическое понятие.

 

 

 

А сейчас давайте устно решим  задачу.

- Среда в дупле нашёл у белки

   5 лесных орехов мелких,

   Вот ещё и три лежат.

  Ну и белка! Вот хозяйка!

 Ты орешки сосчитай-ка!

 

- Как вы решили задачу? К какому столбику можно отнести её решение?

 

Слушают песенку и пересчитывают гномов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрируют знания, умения по теме.

Имена гномов – это названия дней недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают устно логическую задачу, дают ответ: 3 части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют классификацию на доске.

 

 

 

Выражения, равенства, неравенства.

 

Выражение – это запись, в которой числа соединены знаком действий.

Равенство – это запись, в которой числа соединены знаком равенства.

Неравенство - это запись, в которой числа соединены знаками сравнения.

Суммы, разности.

 

 

 

 

 

Уменьшаемые одинаковые, вычитаемые увеличиваются на единицу, значит, разности будут уменьшаться тоже на единицу.

8-6, 8-7, 8-8

 

 

Выражения, представляющие состав числа 8.

 

 

Формулируют свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устно решают задачу и аргументируют её решение: 5+3=8

Учебно-познавательная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Решение нестандартных задач ».

 

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

IV этап: фиксирование затруднения 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи  урока в виде вопросов.

- Четверг следует за братом,

У него идей богато,

Он за всё берётся смело,

И работа закипела.

- Сегодня Четверг приготовил вам математическую загадку.

- Кто мне скажет что за предмет стоит у меня на столе?

                 

Урок математики."Решение уравнений" 1 класс

- Посмотрите на ромашку  подумайте и скажите, какое математическое понятие из тех, что нам уже известны, символизируют весы?

- А почему равенство?

 

- Какой математический знак можно поставить между чашами весов?                                                      

Урок математики."Решение уравнений" 1 класс         

=

 
 

 


- А  теперь  слева я помещу вот такие символы: ? + ?, а справа – число 9.

- Что получилось?

- Что обозначают в этом равенстве пустые окошечки?

 

- У вас на столах лежат карточки. Попробуйте составить такие равенства, чтобы они были верными.

- Давайте рассмотрим карточки. Нет ли ошибок?

- Состав, какого числа мы с вами повторили?

- Хорошо, а вот Четверг составил так:

2 + х = 9

- Как вы думаете, правильно ли он сделал?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весы символизируют равенство.

 

 

 

Возможно, потому, что чаши весов уравновешены.

 

Знак «равно»

 

 

 

 

 

Получилось равенство.

 

 

 

Различные слагаемые, сумма которых равна 9.

 

После выполнения задания дети свои карточки вывешиваются на доску.

 

 

Состав числа 9.

 

 

 

Высказывания детей.

Учебно-познавательная,

коммуникативная

Работа в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков поисковой деятельности.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: выявление места и причины затруднения 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока.

- Да, ребята, действительно, в этом равенстве есть неизвестное число.

Четверг не знал, какое надо поставить число, поэтому написал «х».

В математике принято неизвестное число обозначать буквами латинского алфавита.

Нам предстоит сегодня ответить на вопросы: как же называется это равенство, как оно решается?

Четверг искал клады, ведь он был гномом-кладоискателем.

Однажды Четверг нашёл сундук, а в нём была записка. Давайте поможем её прочитать.

Алгоритм решения уравнений.

  1. Вспомни правило, как найти целое или часть.
  2. Запиши равенство по плану.
  3. Определи целое и части.
  4. Посчитай.
  5. Запиши уравнение.

- Какое новое понятие вам встретилось?

- Итак, мы с вами встретились с особым равенством. В математике оно называется  уравнением.

 
 

УРАВНЕНИЕ

 
 

 

 

 


Х

 
Неизвестное число здесь обозначено через               . 

 

 

-Мы уже встречались с неизвестным числом. Кто помнит где?

- Как мы обозначали в задачах неизвестное число?

- А можете предположить, как  в уравнении обозначается неизвестное

число?

А в уравнении неизвестное число будем обозначать «Х»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают алгоритм решения уравнений с нарушенной последовательностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют новое математическое понятие: уравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С неизвестным числом мы встречались в задачах.

Знаком вопроса.

 

Варианты  детей.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Частично поисковые методы, продуктивные методы.

Появление цели урока.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

VI этап: построение проекта выхода из затруднения 6 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении примеров с их проговариванием во внешней речи.

 

- Чтобы научиться решать уравнения нам понадобится алгоритм.

Давайте наведём в алгоритме порядок и  расставим всё на свои места.

Алгоритм решения уравнений.

  1. Запиши уравнение.
  2. Определи целое и части.
  3. Вспомни правило, как найти целое и части.
  4. Запиши равенство по правилу.
  5. Посчитай.

– Решить уравнение – значит узнать, какое число надо поставить вместо «Х», чтобы получилось верное равенство.

- Ребята, а вы сумеете решить уравнение, пользуясь алгоритмом?

Нарисуйте на полях кружок, отвечающий вашим умениям решать уравнение.

Урок математики."Решение уравнений" 1 класс       - смогу

 
 Урок математики."Решение уравнений" 1 класс
 

 


      - смогу, но сомневаюсь

Урок математики."Решение уравнений" 1 класс       - не смогу

     

 

Восстанавливают порядок действий в алгоритме решения уравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Формирование навыков поисковой деятельности.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

VII этап:                                                            физкультминутка ( Умение применять правила охраны своего здоровья)

первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного; организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

 

- Давайте сегодня начнём учиться решать уравнения. Попробуем решить в тетради уравнение Четверга. А поможет нам в этом алгоритм, который надо выполнять при решении уравнений. Прочитаем его и подумаем, что мы уже сумеем в нём выполнить.

 

- Кто самый смелый и хочет решить уравнение у доски?

- Вот мы и решили уравнение. Тяжело вам было его решать?

ЭТАЛОН:  х + а = в

                   х = в - а

Выполняют под музыку физические упражнения, представленные в тексте слайда.

 

 

Перечитывают алгоритм с целью определения возможности самостоятельного решения уравнения.

Выполняют решение уравнения в тетради, проговаривая алгоритм решения.

 

После выполнения проверяют работу по эталону.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

 

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.

VIII этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Пятница с Субботой любят маленьких  пичуг. Они часто кормят их хлебными крошками и зёрнышками. Однажды рано утром к ним прилетела маленькая птичка, которая принесла в клюве свёрток. Когда гномы его развернули, то увидели вот это. (задание на слайде)

А теперь попробуйте сами решить уравнения, работая в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята решают уравнения.

Учебно-познавательная, коммуникативная.

Работа в паре (взаимопроверка). Самостоятельная работа в тетради (самопроверка)

 

Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации; осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания

IX этап: включение в систему знаний и повторений 6 мин.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

«Золото добывают из земли, а знания -из книги»

- Откроем и мы книгу, которая помогает нам постичь премудрости сложной, но интересной и увлекательной науки – математики.

 

 

Составляют по рисунку уравнения и решают их с комментированием.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Работа по учебнику.

Формирование личного отношения к содержанию пословицы

X этап: рефлексия учебной деятельности на уроке 2 – 3  мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Так и жили гномики

В чистом своём домике

На лесной опушке

На радость всем зверюшкам!

- Сегодня на уроке мы с вами были в гостях у весёлых, трудолюбивых гномов. Мы повторили решение примеров в пределах 10, решали уравнения. Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие.

- С каким новым понятием мы познакомились сегодня на уроке?

Какую задачу мы ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Сможете самостоятельно решить уравнение?

Нарисуйте на полях кружок, отвечающий вашим умениям решать уравнение.

Урок математики."Решение уравнений" 1 класс       - смогу

 
 Урок математики."Решение уравнений" 1 класс
 

 


      - смогу, но сомневаюсь

Урок математики."Решение уравнений" 1 класс       - не смогу

     

- Выберите подходящую фразу и продолжите:

1. Сегодня мне удалось …

2. Теперь я умею …

3. Мне это необходимо для …

- Я говорю вам всем сегодня: «Молодцы! Спасибо за урок!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуются рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Учебно-познавательная

 

Оценивание разного вида деятельности на уроке;

формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.

        

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x