Статья Урок музыки по технологии АМО "Музыка и изобразительное искусство" . Автор: Белова Татьяна Николаевна

Автор: Белова Татьяна Николаевна
Разработка урока музыки по технологии активных методов обучения в 5 классе. 

Т.И. Науменко, В.В. Алеев: учебник: ИСКУССТВО музыка: 5 класс. - М :Дрофа, 2017


Автор: Белова Татьяна Николаевна

Конспект АМО урока

 

Организационная информация

Автор урока

Белова Татьяна Николаевна

Предмет

музыка

Класс, профиль класса/группа, количество человек

5

Продолжительность урока (занятия)

45 минут 9 человек

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

 

«Музыка и изобразительное искусство»

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

Т.И. Науменко, В.В. Алеев: учебник: ИСКУССТВО музыка: 5 класс. - М рофа, 2017

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Комбинированный с учетом межпредметных связей.

 

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

 

Общие сведения

В классе 9 человек: 5 девочек и 4 мальчика. Возраст детей – 11 лет. Классный руководитель не менялся. Я веду их с 1 класса.

Учебная деятельность

По успеваемости класс находится на среднем уровне. Слабоуспевающих школьников и второгодников нет. В данном классе учащиеся со смешанным типом восприятия, есть аудиалы, визуалы и кинестики, вследствие чего необходимо использовать мультимедийное оборудование интерактивную доску. Основная направленность занятия способствует развитию умения выделять необходимую информацию.

 

Дети хорошие, и дисциплина на уроках соответственная. Домашние задания выполняют добросовестно.

Внеучебная деятельность.

Коллектив сплоченный, дружный. Отношения между мальчиками и девочками дружеские, доверительные.

Класс очень активный. Всегда с удовольствием участвует в общешкольной жизни.

Лидеров в классе нет и поэтому дети принимают решения сообща, советуясь друг с другом.

Заключение.

Коллектив класса сплоченный, дружный и поэтому более сильные дети помогают более слабым.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

 

Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, ИЗО).

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

 

Образовательная - сформировать у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.

Воспитательная - воспитать творческое начало в деятельности детей.

Развивающая - развить внимание, воображение и мышление через восприятие, и анализ творчества художников, композиторов, поэтов.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут /закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

 

Личностные УУД

:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Метапредметные

результаты

:

познавательные УУД:

- смогут находить в учебнике достоверную информацию;

- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;

- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

 

регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение друг к другу, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

 

Учащиеся научатся: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства, сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться: размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, индивидуальному и коллективному музицированию.

 

 

 

 

 

 

«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Фаза урока (занятия)

 

 

 

 

 

Этап

Цели фазы этапа

Время, продолжительность этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

 

цели и задачи урока: создание благоприятных условий для формирования умения проверять безударные гласные в кроне слова познакомить с понятиями “опасное место”, “орфограмма”;

-”открыть” правило обозначения безударных гласных в корне слова;

-формировать  умение проверять безударную гласную в корне слова;

-развивать умение конструктивно общаться при выполнении задания;

-развивать умение аргументированно обосновывать высказанное суждение;

-учить оценивать себя, границы своего знания и незнания;

-повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ;

-воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

 

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока, позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных целей

Фаза 1

«Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настройка на рабочий лад

3 минуты

«Здороваемся глазами»

заимствованный

Приветствие, создание положительного настроя на работу.

 

Поздороваться с каждым из учеников, но не словами, а молча – глазами. При этом учащиеся должны постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение.

Учитель объясняет, что учащиеся должны поздороваться с ним глазами, при этом показывая свое настроение.

Коммуникативные

Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия.

Социальная

Данная технология формирует способность определять по невербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций.

Дети приступают к уроку с большим интересом, что положительно сказывается для дальнейшего достижения поставленных целей и задач урока

Фаза 1

«Начало образовательного мероприятия»

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения

2 минуты

«Дружное эхо»

 

заимствованный

Самостоятельно сформулировать тему и цель урока.

 

Перед учениками ставится проблема, они предполагают пути её решения, и выходят на новое понятие. Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели.

 

Учитель ставит перед учениками проблему: прочитать стихи, Г. Гессе написанные на доске и сказать о чём идёт речь, что объединяет:

«Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!»

 

Учитель воспроизводит хлопок или ритмический узор  сам, если дети отвечают правильно, а дети на ответ учителя хлопают в ладоши, как бы отвечая эхом (учитель, конечно же помогает и корректирует, если в этом есть необходимость).

.

Хлопки раз от раза усложняются

После того, как учащиеся отгадали загадку они сами озвучивают тему урока, цели и задачи урока.

Учащиеся должны сказать, о чём идёт речь в стихотворении, что объединяет звук и цвет, оттенки цвета и звука и через правильные ответы определить тему урока.

 

Познавательные

Формируют действия самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; самостоятельного создания способов решения проблемы творческого и поискового характера.

 

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Формируют у учащихся умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено, и того, что еще неизвестно; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

 

Коммуникативные

Формируют умение постановки вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Информационная

Формирует у учащихся умение проводить самостоятельные наблюдения; находить в сообщении необходимую информацию; формулировать вопросы; делать умозаключения; представлять конечный результат; развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью.

 

Учебно-познавательная

Формирует у ребенка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы.

Самостоятельное

Формулирование темы и целей урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей.

Фаза 1

«Начало образовательного мероприятия»

Определение ожиданий и опасений учащихся

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

3 минуты

«Солнышко и тучка»

заимствованный

Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Карточки с изображением солнышка и тучки для каждого ученика.

 

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучку.

 

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображением тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Учитель раздает учащимся солнышки и тучки (по 2 шт.) вырезанные из цветной бумаги, и предлагает подписать. Далее учитель поясняет классу о том, что тот из учащихся, кто уверен, что он всё поймёт на уроке и у него всё получится при изучении темы, прикрепляет с помощью магнитов к доске солнышко, а у кого есть какие-либо сомнения, просит прикрепить тучку.

Личностные

Формируется способность установления учащимися связи между целью урока и её мотивом. Формируется позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

Социальная

Формирует способность определять по невербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций.

Позволяет установить эмоциональный контакт с классом для дальнейшего решения задач урока.

Фаза 2

«Работа над темой»

Закрепление изученного (обсуждение д/з)

Контроль и коррекция ЗУН

8 минут

«Ромашка»

 

заимствованный

Проверить усвоение пройденного материала «Корень, как часть слова».

 

Лепестки, на которых написаны вопросы:

- Назовите литературное произведение, в котором звучит следующая фраза:

"А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь";

- Какой музыкальный жанр не связан с литературой?;

- В каком из литературных произведений  происходит состязание двух народных певцов?;

- Это стихотворение стало основой 2-ой части кантаты Георгия Свиридова "Поэма памяти Сергея Есенина". Уже первые строки стихотворения указывают на музыкальность образа, передают своеобразную музыку зимы. О каком стихотворении идёт речь?;

- Какую русскую народную песню исполняет пушкинский персонаж белка в  опере - сказке  Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане"?

- В сказке Ханса Кристиана Андерсена "Соловей"  пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть, пришедшая к императору, заслушалась и отступила.  Что понял император, слушая соловья?

- Константина Паустовского называют "музыкальным писателем", потому что музыка часто звучит в его рассказах. В каком из произведений писателя музыка является основой сюжета?

Проведение: на доске прикреплена сердцевина ромашки. Дети поочереди, с помощью магнитов прикрепляют лепестки ромашки с вопросами и отвечают на них.

 

Оценка результата: по количеству лепестков можно понять знают дети материал или нет (всего лепестков десять).

Учитель предлагает ученикам прикрепить к сердцевине ромашки расположенной на доске, лепестки с вопросами по пройденному материалу и ответить на них.

Регулятивные

Формируют у учащихся умение выделять главное.

 

Коммуникативные

Формируют умение постановки вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Личностные

Формируется позитивная моральная самооценка.

Информационная

Формирует у учащихся умение проводить самостоятельные наблюдения; формулировать вопросы; делать умозаключения; представлять конечный результат; развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью.

 

Дети с большим интересом принимают проверку домашнего задания в игровой форме, что положительно сказывается на результатах.

Фаза 2

«Работа над темой»

Инпут (интерактивная лекция)

Сообщение нового материала

18 минут

«Наблюдай-ка»

заимствованный

Организация коллективной мыслительной деятельности в изучении новой темы.

фрагменты музыкальных произведений: Мусоргский М.П. «Балет невылупившихся птенцов», «полет Бабы-Яги », Чюрлёнис Микалоюс Константинас «Саната солнца. Аллегро», Римский-Корсаков «Океан море синее» и А. Глазунов «Море», А. Вивальди «Времена года. Осень» А.Шнитке «Полет» Музыка для к/ф - «Сказка странствий», И.С. Бах «Фуга».

произведения живописи и рисунки:

Анжелика Кауфманн «Автопортрет между Музыкой и Живописью», «Аллегория Поэзии и Музыки», А. Гартман «Картинки с выставки: «Избушка Бабы-Яги на курьих ножках. Часы в русском стиле», Балет невылупившихся птенцов, Картина Чюрлениса «Фуга», М. Чюрленис «Соната солнца. Аллегро», Картина Чюрлениса «Фуга», Айвазовский «Бурное море ночью» и «У крымских берегов», Левитан «Золотая осень» и несколько пейзажей в холодной гамме,

 

Для игры подготовить скрипичные ключи голубых, красных, серых, черных, розовых, зеленых, золотых, белых, зеленых цветов.

Проведение: на интерактивной доске вверху расположены произведения живописи и рисунки, а внизу надписи музыкальных произведений. Дети разбиваются на две группы, поочереди подходят к доске и соотносят к каждому рисунку надпись муз. произведения.

В каждой группе выбирается «Наблюдай-ка», который молча, следит за рабочим процессом и если надо задаёт вопросы:

- Почему выбрано соответствие музыкальных произведений Мусоргского М.П. и рисунков художника Гартмана В.А., Айвазовского и Римского-Корсакова и т.д.?

 

Оценка результата: если соотношение было выполнено не правильно, то табло с рисунком и надписью высветится другим цветом.

 

Дополнительная игра

Проведение:

Народ уже давно метко использовал цвет в поговорках. После небольшого вступления ребятам предлагается продолжить фразу, только не словом, а цветом скрипичного ключа

Мечты… голубые (приятные, о счастье)

Девица…красная (красивая)

Волк…серый

Зависть…черная (злобная

Очки…розовые (все в приятном виде

Тоска…зеленая (ужасная тоска)

Руки и сердце… золотые (мастер и добряк)

Мухи…белые (снег)

Юнец…зеленый (неопытный по молодости)

 

 

 

Распределив детей на две группы и выбрав в каждой группе «Наблюдай-ку»,

учитель предлагает ученикам соотнести рисунки с изображением произведений живописи и надписи муз. произведения к каждому изображению.

 

Если ученики соотнесли не правильно, то табло с рисунком и надписью высветится другим цветом.

 

 

Дополнительная игра

Проведение:

ребятам предлагается продолжить фразу, только не словом, а цветом скрипичного ключа

Мечты… голубые (приятные, о счастье)

Девица…красная (красивая)

Волк…серый

Зависть…черная (злобная

Очки…розовые (все в приятном виде

Тоска…зеленая (ужасная тоска)

Руки и сердце… золотые (мастер и добряк)

Мухи…белые (снег)

 

 

Личностные

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

 

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Формирует способность самостоятельно анализировать условия решения проблемы, проявлять инициативу в решении проблемы.

 

Познавательные, включая общеучебные и логические

 

Коммуникативные

Развивает умение работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения.

Информационная

Формирует у учащихся умение проводить самостоятельные наблюдения; формулировать вопросы; делать умозаключения; представлять конечный результат; развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью.

 

Учебно-познавательная

Формирует у ребенка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы.

 

Коммуникативная

Данная технология способствует формированию умения договариваться и приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

 

Социальная

Формирует способность определять по невербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций.

 

На данном этапе каждому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение, а это побуждает к внутренней мотивации ученика на активную деятельность, возникает желание узнать, найти, доказать, а это является необходимым компонентом для достижения целей урока.

Фаза 2

«Работа над темой»

Усвоение нового материала

выявление уровня  умений- применения новых знаний

4 минут

«Четыре Я»

 

заимствованный

Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

Проведение: на доске расположены фразы:

Я узнал…

Я научился…

Я проявил себя …

Я смогу применить …

Дети по очереди говорят с места, что они узнали нового, чему научились на уроке, а учитель располагает стикеры на доске согласно процентному соотношению.

 

Оценка результата: В зависимости от расположения стикеров к центру учитель может судить об уровне усвоения нового материала.

Учитель предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

1. Я узнал…

2. Я научился…

3. Я проявил себя …

4. Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!

Личностные

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

 

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Формирует способность самостоятельно анализировать условия решения проблемы, проявлять инициативу в решении проблемы, вносить необходимые дополнения и коррективы.

 

 

 

Информационная

Формирует у учащихся умение проводить самостоятельные наблюдения; формулировать вопросы; делать умозаключения; представлять конечный результат; развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью.

 

 

Позволяет закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу.

Фаза 3

«Завершение мероприятия»

Эмоциональная разрядка (разминка)

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

4 минуты

«Пилочка»

заимствованный

Снятие напряжения и усталости.

 

Проведение: разминка

Дети находятся на своих местах, имитируют движение пилы всеми частями тела поочередно, в каждом упражнении произнося звук пилы «жи-ши».

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, локти прижаты к телу.

1. Движения головой вперёд-назад.

И.П.

2. Движения правой рукой вперёд-назад

И.П.

3. Движения левой рукой вперёд-назад

И.П.

4.Движения двумя руками вперёд-назад.

И.П.

5. Наклоны туловища вперед-назад.

И.П.

6. Наклоны туловища вправо-влево.

И.П.

7. Приседания.

И.П.

8. Изобразить дерево: на вдохе руки поднять вверх, встать на носки, задержать дыхание. На выдохе резко расслабив руки, опустить их вниз, наклонившись.

Следить за дыханием, четко выполнять движения.

Коммуникативные

Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия.

 

Личностные

Снятие напряжения и усталости.

Социальная

Формирует способность выполнять коллективные задания, учит управлять проявлениями своих эмоций.

Дети с большим удовольствием принимают участие в разминке в игровой форме.

Фаза 3

«Завершение мероприятия»

Подведение итогов (рефлексия)

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

3 минуты

«Солнышко и тучка»

заимствованный

Выявить уровень удовлетворённости своей работы на уроке учащимися.

 

Карточки с изображением солнышка и тучки для каждого ученика.

 

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучку, если его опасения были напрасны.

 

Оценка результата: преобладание солнышек над тучками позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Учащимся вновь предлагается взять солнышко или тучку. Далее каждый ученик должен подойти к своему солнышку и наложить сверху тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, наложить солнышко на тучку, если его опасения были напрасны.

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья?

- Спасибо за хорошую работу.

Желаю вам дальнейших успехов.

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Формирует у учащихся умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

 

Личностные

Формируется позитивная, моральная самооценка и моральные чувства.

Социальная

Формирует способность занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на развитие мотивации на дальнейшую учебную работу.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x