Урок обобщения по теме «Имя прилагательное»

Автор: Щербакова Любовь Алексеевна

Щербакова Любовь Алексеевна

МБОУ «СШ № 15»

учитель начальных классов.

Тема

 Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Педагогическая цель

  Систематизация знаний об имени прилагательном.

Задачи:

- Организовать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных; учить определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи; оценивать результаты выполненных заданий по изученной теме.

- В ходе урока будут созданы условия для  развития речи, орфографической зоркости, внимания, умения анализировать, классифицировать, развития навыков самооценки, самоконтроля.

-   Путём вовлечения каждого ученика в активную деятельность будет  воспитываться положительная мотивация к урокам русского языка, любовь к родному языку, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, оказывать взаимопомощь.

Планируемые результаты

(предметные)

 Называть грамматические признаки имени прилагательного; находить словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного; образовывать от разных частей речи однокоренные имена прилагательные женского, мужского и среднего рода; согласовывать имена прилагательные с именами существительными; объяснять написание безударных падежных окончаний имён прилагательных.   

Личностные результаты

  Знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные: Структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлек­сия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Межпредметные связи

 Чтение (поиск информации в тексте).

Образовательные ресурсы:

- основные: учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч. 2;

- дополнительные: карточки для индивидуальной  работы и работы в паре, нэтбуки, проектор, интерактивная доска, документ камера, доска.

Организация пространства

фронтальная работа, работа в парах и группах,  индивидуальная работа

Тема « Имя прилагательное»

 

 

Вид задания.

Само-оценка

Оценка

1

 Рефлексия эмоционального состояния детей.

 –Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

- На доске висит картинка солнышка.  Какое у него настроение?

 

- Как вы думаете, зачем  оно нам нужно на уроке русского языка? (Выяснить наше состояние, подобрать какое  подходит каждому из нас)

- Люди могут испытывать разные чувства, в зависимости от ситуации.

-Какие эмоции у нас в данный момент, на начало урока? Отразите их с помощью солнышка и тучки.

   

- Мы испытываем разные чувства, посмотрим, что с ними произойдет к концу урока. Сейчас отложите карточки на край парты.

 

 

2

 Введение в тему урока.

 - Продолжая работу по изучению русского языка, наш урок я хотела бы начать с отрывка из текста.

- Прочитайте. Догадайтесь, о каком звере идёт речь.

 

   _________ ростом с небольшую собаку. Вся рыжая, только хвост с белым кончиком да лапки чёрные. Шерсть у ____________ летом короткая и гладкая, один только хвост пушистый. А придёт зима – и вся _________ оденется в пушистую шубку.

 

- Впишите название зверя, чьё описание вы прочитали.

- Подчеркните слова, которые помогли вам его узнать.

                                                                     Часть речи

На доску вывешивается табличка. (Имя прилагательное)

- Укажите над ними часть речи. Докажите.

 

 

3

Сообщение темы и целей урока.

- Кто может  определить тему нашего урока.

- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока. (Сегодня на уроке мы вспомним, уточним непостоянные признаки  слов, имён прилагательных. Эти знания применим в практической работе. Составим план морфологического разбора им. Прилагательных.)

 

 

4

Словосочетания.

  - Выпишите из теста  словосочетания  прил. + сущ.

- В словосочетаниях обозначь главные и зависимые слова. Объясни решения.

Выделите окончания прилагательных.

   Выписывают словосочетания:  с небольшую собаку, с белым кончиком, лапки чёрные, шерсть короткая, шерсть гладкая, хвост пушистый, в пушистую шубку.

                                                                         

 


На доску вывешивается табличка.  Существительное + прилагательное

 

 

 

5

Начальная форма.

  - Выделите из словосочетаний имена прилагательные и прочитайте  их в начальной форме.

-Вспоминаем, начальная форма имени прилагательного - изменяем форму прилагательного  и ставим его в единственное число, мужской род,  именительный падеж.

(Устно)

 Небольшой, белый, чёрный, короткий, гладкий, пушистый.

 


На доску вывешивается табличка.  Начальная форма

                                                                (ед. ч., м. р., И. п.)

 

 

 

6

 Промежуточная рефлексия эмоционального состояния детей

- Ребята вначале урока я немного волновалась, но теперь мое состояние изменилось. А у вас?

 

 

 

7

Физминутка для глаз.

-Найдите в классе 4 солнышка, не вставая с мест, можно только поворачивать голову. (Картинки  расположены на стенах, на мебели)

- Ребята, какие прилагательные можно подобрать к слову солнышко.

       

 

 

8

Падеж имён прилагательных.

Работа в тетради. Самостоятельная работа.

- Мы продолжаем работу. Откройте тетради. Рабочая тетрадь с. 30 № 67.

 Самостоятельная работа состоит из двух заданий:

1)      Найдите в тексте ошибки. Выделите  окончания имён прилагательных.

(после выполнения первого задания проверка на интерактивной доске)

2)      Указать падеж имён прилагательных.

(с помощью карточек - падежей)

 


На доску вывешивается табличка.                           Падеж

                                                                 (И. п, Р. п., Д. п, В. п., Т.п., П. п.)

 

 

 

9

Род  и число имён прилагательных.

- Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы.

- В каких формах? (в роде и числе)

1. Белый медведь.

2. Новая шампунь.    Новый шампунь (ед. ч., м. р.)

3. Высокие горы.

4. Зимняя пальто.  Зимнее пальто (ед. ч., ср. р.)

5. Снежные зима. Снежная зима. (ед. ч., ж. р.)

6. Зубной врач.

7. Яркая радуга.

8. Красивая картина.

9. Строгая учитель.  Строгий учитель. (ед. ч., м. р.)

10. Черный плащи. Чёрные плащи (мн. ч.)

К л ю ч: 2, 4, 5, 9, 10.

- В какой форме имени прилагательного можно определить род?

- Выпишите, исправляя форму  прилагательного.

На доску вывешиваются таблички:

 

                                            Число

                   единственное          множественное

                                             

                           Род

               (м. р.,  ж. р., ср. р.)

 

 

10

 Физминутка.

 -Если услышите имя прилагательное во множественном числе – выполняете поворот прыжком – 90*, в единственном числе – 180*

 

 

 

11

Синтаксическая функция в предложении.

Работа в группах.

-  Составьте и запишите предложение, употребив имя существительное и имя прилагательное в указанном падеже. Подчеркни прилагательные волнистой линией.

1-я группа.  Пушистый снег (Т. п.)

2-я группа. Праздничный концерт (П. п.)

3-я группа. Поздний вечер (Р. п.)

4-я группа. Душистая черёмуха (Д. п.)

- Каким членом предложения является имя прилагательное?

На доску вывешивается табличка.

 


Синтаксическая функция

                                                   (каким членом предложения является)

 

 

 

12

Составление схемы морфологического разбора им. прилагательного.

 - Что такое имя прилагательное? На какой  вопрос отвечает? Начальная форма. Назовите непостоянные признаки.

- Как нам эту мысль представить в виде таблицы, схемы.

- У вас на партах лежат карточки (заготовки), работая в парах, составьте схему.

(затем таблицу на основной доске)

Морфологический разбор имени прилагательного

 


Часть речи

(Имя прилагательное)

 


Существительное + прилагательное

 

Начальная форма

(именительный падеж единственного числа мужского рода).

 

 

                           Непостоянные признаки:                                                                      Постоянные признаки: 

                                                                     

                                            Падеж

          

                       (И. п, Р. п., Д. п, В. п., Т.п., П. п.)           

                         

                                            Число

                   единственное          множественное

                                             

                           Род

               (м. р.,  ж. р., ср. р.)

 

 


Синтаксическая функция

(каким членом предложения является)

 

 

 

13

«Виртуальная школа»

- Сейчас практическая работа, как вы усвоили?

- Пододвиньте нетбуки. Я вам передала   предложение, ваша задача найти в нём прилагательные и выполнить их морфологический разбор. Будьте внимательны, записывая слова, если записываете полностью, точку не ставьте, если сокращаете  - точка ставится.

 

 

 

14

Итог урока, рефлексия

-Ребята, какие вы молодцы!

1) Рефлексия продуктивности работы

- Подведите итог своей работы на уроке, выберите по желанию фразу и закончите ее самостоятельно.

 

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я приобрел(а)…

Я научился(ась)…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

 

2)Рефлексия эмоционального состояния на конец урока.

- А теперь оцените свое состояние на конец урока.

    

 

 

 

15

Домашнее задание.

 

1)Придумать текст на тему «Волшебный дом». Используя в описании прилагательные.

2) Составить задания одноклассникам для проверки правильно писать падежные окончания имён прилагательных. (Можно в электронной форме)

 

 

 

Я понял(а), как определять имена прилагательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я понял(а), как определять имена прилагательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x