Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Слог" | Юлия Александровна Буренина. Работа №234965
Автор: Юлия Александровна Буренина
Урок обучения грамоте по теме : "Слог", подходит для любого УМК, но разрабатывался по программе "Школа России"
Конспект урока в 1 классе.
Подготовила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13 им. Ю.А. Гагарина» г. Магнитогорска Буренина Ю.А.
Тема: Слог.
Цель урока: уточнить представление о слоге как части слова, обучить выделению слогов и обозначению их в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов.
Планируемые результаты:
Предметные
- учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов.
- учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить способ определения; составлять слова из слогов
Метапредметные
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли
- использовать речь для регуляции своего действия
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные УУД
- формулировать тему и цели урока
- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- осуществлять контроль процесса деятельности
- оценивать результаты деятельности
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- формирование правильной посадки за столом
Познавательные УУД
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные УУД
- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение
- проявлять познавательный интерес к новому знанию
- сохранять мотивацию к учению
- ориентироваться на понимании причин успеха в учении
- проявлять интерес к новому учебному материалу
Ход урока.
1 Этап. Мотивационный
- Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.
- Какое оно?
Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе. А давайте мы с ним немного поиграем.
- Скажите, а у вас хорошее настроение?
Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком. Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.
Перебрасывают «солнышко» с руки на руку.
Улыбаются друг другу
Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко.
(на доску вывешивается солнышко)
А теперь, давайте поднимем ручки вверх и опустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. А урок наш называется обучение грамоте.
2 Этап. Актуализация знаний.
-Скажите, что мы выяснили на прошлом занятии? (на прошлом занятии мы выяснили, что слово состоит из звуков.)
-Какими звуками мы пользуемся, для того, чтобы произносить слова? (звуками речи)
-А какие еще бывают звуки? (звуки окружающего мира)
3 Этап. Постановка проблемной ситуации. Открытие нового.
-В нашей речи очень много слов.
- «А можно ли поделить слово на кусочки?» (Учитель обращает этот вопрос к ученикам. )
Кто-то из ребят может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.
-Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: Дуся и удача.
- «Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?
- Сколько таких кусочков получилось в слове Дуся?
- А теперь попробуйте произнести слово удача по кусочкам.
- Получилось? Сколько кусочков во втором слове?» (Предлагаю учащимся считать кусочки подсчетом ударов подбородка о ладонь, учащиеся обнаруживают, что в слове Дуся два «кусочка», а в слове удача— целых три.
-Ребята, эти кусочки ученые предложили называть слогами.
-Сколько слогов в слове Дуся?
-А в слове удача?
-Какая же тема сегодняшнего урока? (слог)
-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (делить слова на слоги, считать количество слогов, при помощи ладони и подбородка)
4 Этап. Первичное усвоение новых знаний.
- Я предлагаю вам разделиться на две команды-исследователей.
-Каждая команда вытянет из моего волшебного мешочка слова и будет их исследовать, т.е. определять сколько в слове слогов и почему?
-Ребята тянут слова и начинают их исследовать.
- Подведем итог.
-На какие части можно разделить слова?
-Как мы определяем количество слогов?
5 Этап. Физминутка
-Ребята, сейчас мы будем отдыхать, но не забывая тему нашего урока.
-Если я произнесу слово с 1 слогом - вы будете приседать
-Если вы услышите слово с 2 слогами - вы хлопнете в ладоши.
- Если слово с тремя слогами- вы шагаете на месте.
(слова: муха, зонт, заяц, автобус, сыр, собака, зебра, шар, лиса, слон, машина, птица, день)
6 этап. Усвоение знаний.
а) Поиграем в игру «Составь слово». (работают в парах)
Я раздам вам карточки со словами, из которых вы должны будете выделить первые слоги и составить новое слово.
кожа, рота, ваза -
правда, вилы, локатор -
удочка, летчик -
почка, валить -
красота, пилот, Ваня
–
б) Работа по таблицам Шульте
в) Работа со скороговорками
Жил-был жук, жук жил-был.
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Игрались Вовка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком.
г) Игра «Молчанка»
-Я называю слово, а вы поднимаете карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слоге.
7 Этап. Рефлексия.
-Ребята, наш урок подходит к концу, подведем итоги.
-Что нового вы узнали сегодня?
- Я предлагаю каждому из вас выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
-Я тоже вас всех благодарю за урок, особенно тех…(учитель выбирает тех ребят, кому меньше всего досталось комплиментов)