Урок окружающего мира во 2 классе. ☼
Автор: Геримович Яна Августовна
Урок окружающего мира во 2 классе.
Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема: «Какие животные живут на Земле»
Цели: 1. Дать первоначальное представление о классах животных.
2.Развивать умение организовывать работу в группе, публично выступать, привлекать имеющиеся знания и личный опыт.
3.Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»; цветные карточки для групповой работы; карточки с названием царств живой природы и классов животных; памятка групповой работы; карточки с планом работы для групп; индивидуальные карточки с заданием; картинки животных для игры «Юный зоолог».
Ход урока:
1.Актуализация знаний.
-Ребята, посмотрите на доску и восстановите схему.
? ?
Царства живой природы
? ?
Учитель со слов детей дополняет схему словами: Бактерии. Грибы. Животные. Растения.
-В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…Кто? Отгадайте: жители этого царства умеют прыгать, бегать, плавать и даже летать. (Животные)
На доске табличка с названием царства.
-Да. Сегодня мы отправимся в это царство. Как вы думаете, а много ли животных на Земле?
- Действительно на нашей планете много разновидностей животных. Они отличаются внешним видом, повадками, средой обитания и т.д. Но все животные-живые существа. Объясните, что это обозначает.
(Они питаются, растут, дышат, размножаются)
-Какие признаки вы добавите, сравнив животных с растениями, ведь растения тоже живые существа.
(Передвигаются, выращивают потомство, как правило, нуждаются в жилище)
-Это основные качества животных. Наблюдая за животными, учёные заметили, что огромное разнообразие животных можно разделить на несколько групп (классов).
На доске появляется схема:
? ? ? ? ?
? Животные
? ? ? ? ?
-Внутри такой группы животные очень похожи. Чем? Хотите быть сегодня учёными-открывателями? Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
(Мы будем открывать группы животных, и чем похожи животные одного класса.)
2.Совместное «открытие» знаний.
-Совершенно верно. А для более успешной научной работы разделимся на группы, ведь учёные чаще тоже работают вместе.
Получив разноцветные карточки, дети рассаживаются по их цвету.
3
-С чего мы начнём работу в группах?
(Нужно вспомнить правила нашей работы)
Дети вспоминают правила, затем правила появляются на доске. Ученики добавляют, о чём они забыли.
Памятка групповой работы.
1.Работаем дружно.
2.Уважаем чужое мнение.
3.Каждый может высказать своё мнение.
4.Слушаем и слышим товарища.
5.Работаем вполголоса.
6.В работе группы участвует каждый.
-Ну вот, у нас получилось 5 групп учёных по 5 человек. Итак, товарищи учёные, за дело. Перед вами план нашей научной работы.
Каждая группа получает готовый план:
1.Прочитайте каждый свою карточку.
2.Найдите в ряду «лишнее» животное.
3.Объясните группе свой выбор.
4.Координатор записывает все выбранные слова на свою карточку.
5.Сравните, что общего у выбранных животных.
6.Координатор записывает общие признаки на свою карточку.
7.Попробуйте назвать этих животных одним словом.
8.Выберите на столе учителя табличку с названием, закончите предложение на карточке координатора:
Все эти животные называются-…
9.Выберите от группы представителя для защиты вашего открытия.
Карточки для групповой работы выдаются каждому ученику:
1 группа.
1 ученик собака, лягушка, тигр, рысь
2 ученик тритон, сова, снегирь, коршун
3 ученик сом, окунь, жаба, пескарь
4 ученик бабочка, саламандра, жук, стрекоза
2 группа.
1 ученик муравей, медведь, божья коровка, кузнечик
2 ученик рысь, лещ, карась, минтай
3 ученик воробей, сорока, орёл, кошка
4 ученик лягушка, жаба, лошадь, тритон
3 группа.
1 ученик щука, волк, заяц, баран
2 ученик стрекоза, шмель, окунь, бабочка
3 ученик собака, карась, олень, лиса
4 ученик коршун, сельдь, ворона, синица
4 группа.
1 ученик дрозд, муравей, дятел, голубь
2 ученик пчела, слон, лев, коза
3 ученик камбала, сайра, бабочка, горбуша
4 ученик галка, ястреб, попугай, жук
5 группа.
1 ученик жираф, бегемот, голубь, носорог
2 ученик снегирь, муха, комар, овод
3 ученик ёрш, аист, сом, щука
4 ученик стрекоза, слепень, оса, сова
Карточка координатора
1.«Лишние» животные: ______________________________
2. Общие признаки: _________________________________
3. Все эти животные называются ______________________
По окончанию работы к доске по очереди выходят представители, прикрепляют название своего класса и называют общие признаки его животных.
(Млекопитающие. Земноводные. Насекомые. Рыбы. Птицы.)
Схема ответа: 1.Наша группа выбрала …, …, …, …
2.У всех этих животных мы заметили общие признаки …
3.Этот класс животных называется …
По мере выступления, учитель оценивает работу каждой группы(активность, правильность), отмечает, как выполнялись правила групповой работы.
3.Первичное закрепление.
Учащиеся открывают учебники на с.26. Читают названия классов и их представителей, затем определяют, какие классы не были названы.
(Черви. Моллюски. Иглокожие. Ракообразные. Паукообразные. Пресмыкающиеся.) Схема на доске дополняется.
-На самом деле классов гораздо больше. О них вы будете говорить в старших классах.
Игра «Юный зоолог». Учитель выдаёт группам картинки с изображением животных (дельфин, акула, жаба, летучая мышь, пингвин), дети с объяснением относят их к определённому классу.
4.Рефлексия.
Юные зоологи, согласитесь ли вы с моим утверждением. Я считаю, что класс червей «лишний» в природе. Выскажите своё мнение по этому поводу. (Если исчезнут черви, то птицам не будет пищи)
-А по вашему мнению какой класс «лишний»? (Лишних классов нет, все животные необходимы. Исчезнут одни животные, не станет других.)
-Ребята, закончите предложение
*А я и не знал, что…
*Самым трудным для меня было…
*Мне было интересно…
5.Дом. задание (по выбору):
Учебник с.28, сообщение о каком-либо животном по плану.
Рабочая тетрадь стр. 10 – 11.
Литература
1. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
2. «Технология развития критического мышления» (педагогический опыт учителей начальных классов), СПб, ИРО «Смена», 2004. – 60с.
3. Энциклопедия «Тайны живой природы», М.: Росмен, 1995. – 198с.
4. Дитрих, А.К., Юрмин, Г.А. Д 49 Почемучка. – М.: Педагогика – Пресса, 1993. – 384с: ил.