Урок по русскому языку в 11 классе Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте.

. Автор Яхъяева Фатима Хазмуратовна

Открытый урок по русскому языку в 11 классе Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте. (Подготовка к ЕГЭ)
Учитель:Яхъяева Ф.М.
Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте(24 задание ЕГЭ)Цели урока: Образовательные: •повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка •совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики-тропы •подготовка к сдаче ЕГЭ.Развивающие: •дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения •развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Воспитательные: формирование и закрепление в сознании бережного отношения к родной речи через сознание художественной ценности русской литературы. Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал. Ход урока1.Организационный момент.На интерактивной доске тема и цели урока. Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог нам наш родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?! Ответом на этот вопрос являются слова К.Паустовского, которые мы возьмём эпиграфом к уроку.(эпиграф на интерактивной доске) В каждом слове – бездна образов К.Паустовский Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно- выразительных средств русского языка. Мы будем говорить о стилистических фигурах, основанных на возможностях русского синтаксиса. Давайте вспомним, что же относится к изобразительно-выразительным средствам языка Тропы и фигуры. В каком задании ЕГЭ нам понадобится знание стилистических ресурсов языка? 2.Повторение пройденного материала. Терминологический диктант. На экране определения, вы записываете в столбик названия изобразительно-выразительных средств.1.Одинаковое построение соседних предложений (синтаксический параллелизм)2.С одной стороны речевая ошибка, с другой – в устной и художественной литературе – средство воздействия для подчеркивания какого-либо явления, признака( черным- черно, думу думать) (тавтология)3.Обратный порядок слов (инверсия)4.Художественное преуменьшение (литота)5.Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (иносказание)6.Сопоставление двух предметов и явлений (сравнение)7.Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники, прочее (термины)8.Скрытая насмешка (ирония)9.Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (контекстные антонимы)10.Противопоставление, прием контраста (антитеза)-Какое слово у вас получилось по начальным буквам?(Стилистика)-Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств. Перечисленные термины часто встречаются в КИМах.-Уточним, какие из них относятся к тропам, какие – к стилистическим фигурам речи, а какие к изобразительным возможностям лексики.
Тропы Фигуры речи Изобраз. возможности лексикиЛитота Синтаксический ТавтологияИносказание параллелизм ТерминыСравнение Инверсия Контекстные антонимыИрония Антитеза-Что лежит в основе такого лексического средства, как троп?(Употребление слова или выражения в переносном значении).-Продолжите перечень известных вам тропов(Метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория, олицетворение, перифраз).3.Работа с текстом(текст на экране) Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте(чтение текста) 1.Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них. 2.Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли.3. Но не быть патриотом – значить не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель, а есть долг, обязательный для всех. 4.Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьётся русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь - везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания, как хранитель Просвещения.5. Мирно и тихо течёт ученая и учебная жизнь в стенах Московского университета, и поколение за поколением проходит в стенах его, черпая здесь знания, необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Богу, на службу Родине. 6. Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный Святой мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нем можно видеть залог величия и славы нашего университета.-О чем текст? Определите тип речи.-Какова тема текста?(О Московском Государственном Университете. О величии, славе, о значимости университета).-Какому стилю принадлежит текст?(Публицистическому. Автор речи- протомерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии. Закончил филологический факультет Московского Государственного Университета).-Какие тропы и фигуры можно выделить в данном тексте?Самостоятельная работа. В тетрадях учащиеся выписывают тропы в первом столбике, фигуры речи во втором.)4.Задание 24 ЕГЭ.Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе этого текста.В этом фрагменте автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность.
Употребление - (путы материализма, золотое время) обогащает текст различными ассоциациями – (От Москвы до самых до окраин) служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как – (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, он говорит о славе Университета. Это подчеркивает троп, как – (смиренно, вечный свет)Список терминов:1.Антитеза2.Эпитет3.Риторическое восклицание4.Синтаксический параллелизм5.Лексический повтор6.метафора7Сравнение8.Вопросно-ответная форма9.гиперболаОтветы: 2,3,6,9
5. Итог урока. Через полгода вы закончите школу. Хотелось бы, чтобы знания средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен, но и потребностью говорить ярко, красиво, образно. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения, - так говорил К.Паустовский. Благодарю всех за работу на уроке. (Оценивание ответов учащихся)6.Домашнее задание. Проанализировать небольшой текст из 10 предложений. Отметив все выразительные средства языка.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x