Статья Урок по теме: "Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Автор: Бережная Ирина Владимировна

Автор: Бережная Ирина Владимировна
Урок предназначен для учащихся 2 класса. Урок освоения новых знаний и способов действий.На уроке раскрываются понятия : потешки, заклички, приговорки и перевертыши. Созданы условия для ознакомления учащихся с народными жанрами.Формируются навыки чтения закличек, приговорок, потешек, перевертышей. Упражнения предложенные на уроке  способствуют развитию речи, памяти и логического мышления.Воспитывается добросовестное отношения к учебному предмету.

 


Автор: Бережная Ирина Владимировна

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

Цели урока:

1. Образовательные: создание условий для ознакомления учащихся с народными жанрами.

2. Развивающие: формирование навыка чтения закличик, приговорок, потешек, перевертышей; способствование развитию речи, памяти и логического мышления.

3. Воспитательные: воспитание добросовестного отношения к учебному предмету.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

Коррекция деятельности: внесение изменения в процессе урока с учетом возникших трудностей и ошибок.

Определение способов устранения ошибок.

Принятие учебной задачи.

Воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к работе.

Познавательные

1. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

2. Отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные

1. Чтение народных закличик, приговорок, потешек и перевертышей, используя выразительные средства языка.

2. Участвовать в диалоге на уроке.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- выразительное чтение народных жанров (потешки, заклички, приговорки, перевертыши);

- определение роли жанров народного творчества в жизни человека;

- чтение стихотворных текстов и их пересказ;

- выполнение заданий к стихотворным текстам.

2. Личностные

- личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике;

- оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

3. Метапредметные

- выразительное чтение.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Перспектива», Литературное чтение – Л.Ф. Климанов, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий и др.

2. Дополнительные: наглядно-иллюстративный материал (предметные картинки), раздаточный материал (опорные сигналы), мультимедийная презентация по теме урока, ноутбук, проектор.

 

 

 

Ход урока.

 

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Представление

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проверка готовности рабочего места

 

 

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 

- Дорогие ребята, сядьте правильно.

Потрите ладошки.

Вы почувствовали тепло?

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

- Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

книжка, ручка и тетрадка?

- Молодцы, ребята, теперь мы можем начинать урок.

 

Приветствие учителя

 

 

 

 

Да

Касаются друг друга ладошками.

 

 

 

Проверка готовности к уроку

 

Воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к работе.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1. Речевая разминка

 

 

 

 

 

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выявление проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи

 

 

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

- Ребята, а произнесите мне звуками:

- Как гудит сильный ветер?

- Как шумят деревья?

- Как фыркает ёжик?

- Как рычит собака?

- Что мы сейчас с вами произносили?

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

Что такое устное народное творчество?

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества

 

Сейчас вы получите карточки с текстом.

Прочитайте текст, определите к какому жанру устного народного творчества он относится.

Я буду называть жанр, а те кому дан такой текст, поднимают руку.

По очереди читаете выразительно, остальные определяют верный ответ или нет.

- Ребята, я вам сейчас прочитаю небольшие отрывки из рассказов, а вы внимательно слушаете и мне потом ответите на вопрос:

Давным давно, в глубокой древности, на Руси стало зарождаться устное народное творчество… Мамы пели на ночь своим детям колыбельные песни, а детки, чтобы развеселить друг друга, рассказывали потешки и перевертыши, пели прибаутки… Издавна люди считали, что приговорки и заклички – это самое лучшее средство для хорошего урожая, поэтому, если не было дождя, то люди приговаривали, звали дождик, а иногда и наоборот.

- О чем же говорится в этих рассказах?

- Правильно, ребята.

 

 

 

 

 

.

- А может кто-то уже догадался, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

 

 

- Мы с вами уже знакомы с устным народным творчеством.

А сегодня мы познакомимся с народными закличками, потешками, приговорками и перевертышами.

Так какова цель нашего урока.

( с речевой разминки)

 

Произносят звуки

У-У-У

Ш-Ш-Ш

Ф-Ф-Ф

Р-Р-Р

Мы произносили звуки

( Весёлый хоровод)

Это то, что сочинил народ

Загадки, песни, пословицы, поговорки, небылицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этих рассказах говорится об устном народном творчестве.

А также о том, что к устному народному творчеству относятся приговорки, потешки, заклички, перевертыши.

Мы сегодня будем говорить о потешках, закличках, приговорках и перевертышах.

 

 

 

 

 

Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества, читать заклички, приговорки, перевёртыши, потешки и научимся их

различать.

 

 

 

Принятие учебной задачи.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

 

III. Решение проблемы

 

 

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Первичное закрепление новых знаний.

 

1.Физминутка для глаз

 

 

 

 

 

2. Выразительное чтение закличек стр. 94

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выразительное чтение приговорок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выразительное чтение потешек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Выразительное чтение перевертышей

-Как вы думаете, зачем и для чего их создавали?

 

 

Вот сегодня мы с этим и попробуем разобраться.

Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Найдите в словаре толкование слов:

заклички,

приговорки,

перевёртыши,

потешки

Учитель помещает на доску эти определения

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Приговорка- небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным

Потешка - исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка

Прочитаем заклички, приговорки, перевёртыши,

потешки в учебнике

-Прочитаем заклички. (читают по очереди)

- Ребята, посмотрите на слово «заклички» и скажите, от какого слова, на ваш взгляд, оно произошло?

- Давайте с вами прочитаем первую закличку на стр. 94.

 

- Кто готов прочитать мне красиво, с выражением?

- Читает один а, вы внимательно слушаете.

 

- А теперь давайте прочитаем вторую закличку.

Кто готов мне ее прочитать?

- К кому обращаются авторы закличек?

 

 

- С какой просьбой обращаются авторы закличек?

 

- Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику?

 

Так зачем создавали заклички?

- Вы совершенно правы.

 

А теперь давайте мы с вами поработаем с приговорками на стр. 95.

- Посмотрите на слово «приговорки».

Как вы думаете, от какого слова оно произошло?

 

 

 

 

 

 

 

Давайте с вами их прочитаем.

Приговорки читают тихо, как бы прося о чем-либо.

Читаем и ищем ответ на вопрос.

К кому обращались в приговорках?

- Прочитайте выразительно про себя.

- Кто готов прочитать мне красиво, с выражением?

Так зачем создавали приговорки?

 

 

Обратите внимание на слово потешки.

Как вы думаете, что такое потешки?

 

 

 

 

 

Как вы думаете для кого сочиняли потешку?

Какие движения может выполнить маленький ребенок услышав потешку?

 

Взрослый прочитает маленькому ребенку потешку.

 

 

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму.

Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком - будет хлопать.

 

Предположите, для чего использовали люди это произведение?

 

 

Сейчас я предлагаю вас послушать и познакомиться еще с одним видом устного народного творчества перевертышами.

- Как вы думаете, от какого слова произошлиперевертыши?

Перевертыши – это забавные стишки, в которых все перевернуто.

В этом вы сможете убедиться, когда внимательно послушаете эти стихотворения.

Предположите, для чего использовали люди это произведение?

 

 

 

-Как вы думаете, зачем и для чего их создавали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово заклички произошло от слова закликать, что значит «звать, приглашать, обращаться».

 

 

 

Авторы закличек обращаются к солнышку и дождику.

 

С просьбой, чтобы у жителей был урожай

 

Потому что солнышко согревает землю, а дождик поливает.

 

Чтобы у жителей был хороший урожай.

 

 

 

 

От слов говорить и приговаривать

Приговорка - небольшое произведение устного народного творчества, 
которое сказывали, делая что-либо.

 

 

 

 

 

 

В приговорках часто обращались к животным.

 

 

 

С просьбой, чтобы у жителей был урожай

 

Потешки – это шутки.

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты и движения.

Для маленьких детей

 

Хлопать в ладоши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использовали, для того чтобы развлекать малыша.

 

 

 

 

 

 

 

От слова «переворачивать»

 

 

 

Дети слушают перевертыши

 

Использовали, для того чтобы развлекать малыша.

 

 

 

Заклички , приговоркитобы у жителей был хороший урожай.

Потешки, перевертыши - для того чтобы развлекать малыша, для веселья и смеха.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Коррекция деятельности: внесение изменения в процессе урока с учетом возникших трудностей и ошибок.

Определение способов устранения ошибок.

Принятие учебной задачи.

Воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к работе.

Познавательные

1. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

2. Отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные

1. Чтение народных закличик, приговорок, потешек и перевертышей, используя выразительные средства языка.

2. Участвовать в диалоге на уроке.

 

VI. Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки.

(Работа в группах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Утренняя гимнастика
Ручки-ручки - потягушки
И ладошки - похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки
И ножки,
Щёчки-цветочки –
Чмок!

 

 

 

 

 


Форма контроля:

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание

1 группа: выберите из предложенного материала только заклички и вклейте их в книжку-малышку

2группа: выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку

 

3 группа: выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку

4 группа: выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку

Тогда приступаем к работе, на выполнение задания вам дается 10 минут.

Проверка работ по эталону.

Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу

Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.

Первая группа, назовите мне под какими номерами заклички ?

- Прочитайте их.

- Вторая группа, назовите мне под какими номерами приговорки ?

- Прочитайте их.

-Третья группа, назовите, под какими номерами потешки?

- Прочитайте их.

-Четвертая группа, назовите, под какими номерами перевертыши?

-Прочитайте их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают задание

 

 

Под номерами 10,11,12

Читают 3 человека

 

 

Под номерами 3,4,5

Читают 3 человека

 

 

 

Под номерами 1,2,13

Читают 3 человека

 

 

 

Под номерами 6,7,8,9

Читают 4человека

 

 

 

Регулятивные

Коррекция деятельности: внесение изменения в процессе урока с учетом возникших трудностей и ошибок.

Определение способов устранения ошибок.

Принятие учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Проверить как ребята усвоили новый материал.

IX. Рефлексия учебной деятельности

С какими видами устного народного творчества мы познакомились?

 

 

- А теперь оценим свою работу на уроке.

- Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, хлопните 3 раза в ладоши.

- Кому нужно ещё поработать, топните три раза ногой.

- Я желаю вам всегда хорошо работать на уроках, быть внимательными и дружными.

Мы познакомились с новыми видами устного народного творчества, с перевертышами, приго-ворками, потешками и закличками.

Воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к работе.

Отвечать на простые вопросы учителя.

 

Участвовать в диалоге на уроке.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

X. Домашнее задание. 

 

- Из дополнительной литературы найти заклички, приговорки, перевёртыши, потешки. Дополнить свою книжку-малышку.

А теперь давайте похлопаем себе за работу на уроке. Вы молодцы!

- Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе:

Потешки:

Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – квас!

Раз, раз, еще раз,

Хлопаем в ладоши!

Раз, раз, еще раз,

Летний день хороший

 

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку.

Побежали в огород

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки!

Маслом поливала,

Деткам давала:

Саше – два,

Даше – два,

Маше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два,

Хороши оладушки,

У нашей доброй бабушки

 

 

 

Приговорки:

Рву, рву ягодку,

 

Черную смородинку —

 

Маменьке в стаканчик,

 

Тятеньке в рукавчик.

 

А серому волку —

 

Корья на лопате.

 

Уж ты,

бор-борок

!

 

Дай ягод коробок,

 

Грибов

кузовочек

,

 

Орехов мешочек!

 

Улитка, улитка, 

 

Выпусти рога! 

 

Дам пирога, 

 

Масленого, 

 

Перемасленного

 

Кукушечка

,

кукушечка

 

Серенька

рябушечка

,

 

Прокукуй в лесу: ку-ку — 

 

Сколько лет я проживу?!

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевертыши

Тимошка на ложке

 

Е

хал по дорожке,

 

Встретил Егора,

 

Подвез до забора!

 

Спасибо Тимошке,

 

Хорош мотор у ложки!

 

Огурцы играют в прятки, 

 

Малыши растут на грядке, 

 

Мушкетеры спят в овраге, 

 

Поросята точат шпаги, 

 

Раки в цирк бегут ватагой, 

 

Дети дремлют под корягой, 

 

Волки плавают по дну, 

 

Щуки воют на луну. 

 

Это что за ералаш? 

 

Заточите карандаш! 

 

Я приказываю вам

 

 

В

се расставить по местам!

 

 

Злая кошка громко лает,

 

Дом хозяйский охраняет:

 

Стой, тебя она не пустит!

 

Не послушаешь – укусит

 

Собака садится играть на гармошке,

 

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

 

Носки начинают вязать канарейки,

 

Цветы малышей поливают из лейки

 

Заклички:

Гром, гром,

 

Не бей в наш дом!

 

А бей в колоду,

 

В болотную воду —

 

Жабке напиться,

 

Блошке утопиться

 

Радуга-дуга,

 

Не давай дождя,

 

Давай солнышко,

 

Красно ведрышко.

 

 

Жаворонок, жаворонок!

 

Возьми себе зиму,

 

А нам отдай весну.

 

Возьми себе сани,

 

А нам отдай телегу

 

Солнышко, ядрышко, 

 

Высвети, выгляни! 

 

Воробьи чирикают, 

 

Весн

у-

красну

кликают

.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – квас!

Раз, раз, еще раз,

Хлопаем в ладоши!

Раз, раз, еще раз,

Летний день хороший

(Потешка)

2.Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки!

Маслом поливала,

Деткам давала:

Саше – два,

Даше – два,

Маше – два,

Паше – два,

Ване – два,

Тане – два,

Хороши оладушки,

У нашей доброй бабушки

(Потешка)

 

 

 

13.Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку.

Побежали в огород

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

(Потешка)

 

 

 

3.Уж ты, бор-борок!
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!

(приговорка)

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Улитка, улитка, 
Выпусти рога! 
Дам пирога, 
Масленого, 
Перемасленного

(приговорка)

 

 

 

 

 

 

5.Кукушечка, кукушечка
Серенька рябушечка,
Прокукуй в лесу: ку-ку — 
Сколько лет я проживу?!

(приговорка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь – укусит

 

(перевертыши)

 

 

 

 

 

6.Тимошка на ложке
Ехал по дорожке,
Встретил Егора,
Подвез до забора!
Спасибо Тимошке,
Хорош мотор у ложки!

 

 

(перевертыши)

 

8.Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки

(перевертыши)

 

 

 

 

9.Огурцы играют в прятки, 
Малыши растут на грядке, 
Мушкетеры спят в овраге, 
Поросята точат шпаги, 
Раки в цирк бегут ватагой, 
Дети дремлют под корягой, 
Волки плавают по дну, 
Щуки воют на луну. 
Это что за ералаш? 
Заточите карандаш! 
Я приказываю вам 
Все расставить по местам!

(перевертыши)

 

 

 

11.Солнышко, ядрышко, 
Высвети, выгляни! 
Воробьи чирикают, 
Весну- красну кликают.

(заклички)

 

 

10.Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

(заклички)

 

 

12.Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,
Блошке утопиться

(заклички)