Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок-практикум в 9 классе. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении | Фроленко Ирина Петровна. Работа №206205

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Фроленко Ирина Петровна
Урок , на котором учащиеся должны уметь опознавать бессоюзные сложные предложения в тексте, воспринимать  их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; сопоставлять сложные союзные и бессоюзные сложные предложения как синтаксические синонимы, производить синонимичную замену сложных предложений с бессоюзной и союзной связью, конструировать бессоюзные сложные предложения, употреблять бессоюзные сложные предложения в собственной речи

Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Рязани

Урок-практикум

11 класс

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Цели: совершенствовать знания учащихся о смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения; закрепить навык постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении; расширить знания учащихся о стилистической роли бессоюзных сложных предложений.

Планируемые результаты:

Предметные:
уметь опознавать бессоюзные сложные предложения в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; сопоставлять сложные союзные и бессоюзные сложные предложения как синтаксические синонимы, производить синонимичную замену сложных предложений с бессоюзной и союзной связью, конструировать бессоюзные сложные предложения, употреблять бессоюзные сложные предложения в собственной речи

Регулятивные:

фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
самостоятельно выполнять упражнения, используя имеющиеся знания;
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
задавать проблемные вопросы в ходе учебной деятельности и отвечать на них;
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
развивать умение принимать коллективное решение.

Используемые технологии: технология встречных усилий

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация; раздаточный дидактический материал, учебник «Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Для корректной работы с презентацией необходимо установить шрифт Cassandra.

Урок проводится в кабинете, оборудованном компьютерами, подключёнными к Интернету.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. «Разогрев» учебной группы. Отсроченная отгадка. Слайд 2.

Учитель. Прочитайте предложение:

Я крикнул они побежали.

Учитель. Какой знак препинания вы поставите между частями этого сложного предложения? (Отвечая на данный вопрос, одни ученики утверждают, что нужно ставить тире, другие – двоеточие, третьи – запятую).

Учитель. Почему смысл этого предложения понят трояко? На этот вопрос мы ответим позже.

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.

Учитель сообщает тему и цели урока, затем обращается к учащимся с вопросом:

А как вы сформулируете цели своей учебной деятельности на уроке? (Выслушиваются ответы учащихся).

IV. Контрольно-подготовительный этап. «Знаю – не знаю».

1. Работа в группах.

Попутное повторение: постановка тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; постановка тире и двоеточия при обобщающих словах в предложениях с однородными членами и в предложениях с прямой речью.

Класс разбит на четыре группы. Каждая группа выполняет тестовые задания. Во время работы учащиеся в случаях затруднения обращаются к §§ 73, 84, 98, 101 учебника, выясняя смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Задания для I группы

1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

а) Признайся, друг _ всё как-то приуныло.

б) Старые обиды, давние надежды _ всё зашевелилось в его душе.

в) Травой зарастают могилы _ давностью зарастает боль.

г) Приметы осени связаны со всем _ с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.

д) Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной.

2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них двоеточия.

Ключи: 1. а, г, д. 2. а – второе предложение дополняет смысл первого; д отношения причины.

Задания для II группы

1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Будет мир _ наступит тишина.

б) Герасим ничего не слыхал _ ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды.

в) Мир освещается солнцем, а человек _ знанием.

г) Не было никакой возможности уйти незаметно _ он вышел открыто, будто идёт во двор.

д) Я поглядел кругом _ торжественно и царственно стояла ночь.

2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них тире.

Ключи: 1. а, в, г. 2. а – условные отношения; г – вывод, следствие.

Задания для III группы

1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

а) Ничто не шевелилось _ ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.

б) Но вы не будете там жить _ тот климат вас убьёт.

в) Степь весело пестреет цветами _ белеет ромашка, скромно синеют колокольчики.

г) Воду в ступе толочь _ вода будет.

д) Деревья, кусты, травы _ всё зазеленело под тихим дыханием ветра.

2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них двоеточия.

Ключи: 1. а, б, в. 2. б – причинные отношения; в – второе предложение поясняет смысл первого.

Задания для IV группы

1. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Придёт пароход _ вся команда высыпает на берег, и остаётся на пароходе один капитан с помощником, механиком.

б) Помощник капитана глянул вперёд _ почти перед самым носом парохода слабо мигал зелёный огонёк.

в) Вода, кустарники, лес вдали и небо _ всё меняет цвет.

г) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой _ сон сразу прошёл.

д) Я вспомнил слова Короленко _ «На одну и ту же старинную башню каждое поколение смотрит иными глазами».

2. Среди указанных предложений найдите сложные бессоюзные. Объясните выбор постановки в них тире.

Ключи: 1. а, в, г. 2. а – время; г – вывод, следствие.

2. Интерактивная проверка выполнения работы. Слайды 3 – 4.

3. Сотворчество. Кластер. (Первая часть кластера была составлена на предыдущем уроке, на котором повторялась пунктограмма «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»).

Учитель. Вспомните, в каких ещё случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении? Тире?

Составление кластера. Слайд 5.

 

 

Бессоюзные сложные предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся составляют кластеры на листах формата А4, которые вкладывают затем в папку «ЕГЭ-ликбез». В этой папке хранятся теоретические и практические материалы для подготовки к ЕГЭ.

 

4. Знакомство с алгоритмом пунктограммы. Слайды 6 – 7.

 

Алгоритм применения пунктограммы

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, нужно:

1) выделить грамматические основы и разбить данное сложное предложение на простые;

2) определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного, вставив подходящий союз на место знака препинания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный алгоритм, распечатанный учителем к уроку, раздаётся каждому ученику. Материал помещается в папку «ЕГЭ-ликбез», которую ведут учащиеся.

Учитель. А теперь вернёмся к предложению, с которого мы начинали урок.

Так почему же смысл этого предложения понят трояко? Что нужно сделать с этим предложением, чтобы оно было понято всеми однозначно? Правильно: включить его в текст, так как смысл этого предложения может быть понятен только по контексту.

V. Тренинг.

1. Соревнование-игра «Кто последний?». Слайд 8.

Вспомните и назовите пословицу, соответствующую схеме:

 

 

 

Выигрывает тот, кто последним назовёт пословицу.

Примеры пословиц.

1 и 3 группы

« условие – следствие»

1)Кончил дело – гуляй смело. 2) Утром не встанешь – день пропал. 3) Будешь трудиться – будешь кормиться. 4) Поспешишь – людей насмешишь.

2 и 4 группы

« противопоставление одного явления другому»

1) Лето припасает – зима поедает. 2) Недруг поддакивает – друг спорит. 3) Не спеши языком – торопись делом. 4) Ноги носят – руки кормят.

2. Работа с деформированным текстом.

Восстановите авторский текст, объединив простые предложения в сложные бессоюзные.

Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. На море разыгрался шторм. Плыть через Керченский пролив было нельзя. Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. Несколько часов спустя вместе с семьёй генерала Раневского на корабль поднялся и Александр Пушкин. Позади длинный, многовёрстный путь по Кубани. Пушкину и Раевскому сопутствовало счастье. Ветер наполнил паруса. Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь. На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями.

(По Н. Веленгурину)

3. Какие другие смысловые отношения между частями могут выражать эти бессоюзные сложные предложения? Запишите только другие варианты пунктуационного оформления каждого предложения.

1) Солнце клонилось на запад, от деревьев по земле протянулись длинные тени. (Арс.) 2) И вдруг Петров испуганно отпрянул от берега, в глубине что-то остро, ясно блеснуло. (Б.В.) 3) С наступлением тьмы оживают дома, ярко загорается в них свет, виден стол, абажура видна бахрома. (Ваншенкин) 4) Недолог зимний день, не успеешь опомниться, а звёзды уже опять мерцают. (Б.В.)

4. Конструирование предложений.

1) Продолжите предложения дважды так, чтобы получилось бессоюзное сложное предложение, в котором употребляются: а) двоеточие; б) тире. Слайд 9.

а) Неутомимо хотелось пить…

б) Вражеского отряда не было видно…

в) Погода стоит переменчивая…

2)Поменяйте местами части бессоюзного сложного предложения и запишите, расставляя знаки препинания. Слайд 10.

а) Время сеять овёс: распустилась берёза.

б) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озером шёл небольшой дождь.

в) Кто-то зажёг спичку – мелькнул огонёк.

г) Ноги вязли по щиколотку – идти было трудно.

5. Устная работа. Тест. Слайды 11 – 20.

Замечания для учителя. Если даётся правильный ответ, цвет при нажатии на прямоугольник с заданием меняется на зелёный, при неверном ответе цвет становится розовым.

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Темный лес хорош в яркий солнечный день ( ) тут и прохлада, и чудеса световые.

1) Ставится двоеточие, т.к. вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, т.к. содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире, т.к. вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится запятая, т.к. перечисляются одновременно происходящие явления.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Любите книгу ( ) она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.

1) Ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.

2) Ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первом.

3) Ставится тире, т.к. в предложении содержится противопоставление.

4) Ставится запятая, т.к. перечисляются последовательно происходящие явления.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

2) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

4. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Запомните ( ) ни один злой человек не бывает счастлив.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение пояснения, дополняет, раскрывает содержание первой части.

5. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.

1) Он гость ( ) я хозяин.

2) Варвара прислушалась ( ) донесся шум вечернего поезда.

3) Проснулся ( ) уже светло.

4) Наступила весна ( ) появились первые цветы на поляне.

6. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.

1) Пробовал бежать ( ) ноги от страха не двигались.

2) Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.

3) Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки ( ) мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса.

4) Я знаю ( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

8. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится.

2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни всего будущего.

3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.

4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

9. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.

2) Простить виноватого — верное решение.

3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.

4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

10. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки не расставлены.)

1) Яков запел все замерли.

2) Самое главное в человеке доброе сердце.

3) Тоска мучила Настеньку уже три года она не была дома.

4) У Лыско было своё ворчанье на зверя и своё на человека.

Ключи: 1, 2, 1, 4, 2, 1, 3, 1, 1, 3.

6. Интерактивный тест-практика.

Пока класс выполняет коллективную работу под руководством учителя, несколько учащихся выполняют индивидуальную on-lain работу на компьютерах.

Замечания для учителя. Если на уроке нет возможности выхода в Интернет, учитель может заранее подготовить печатный вариант данной работы.

http://rus.30nar-s2.edusite.ru/p3aa1.html

VI. Итог урока. Рефлексия.

Итак, подведём итоги работы. Достигли ли вы целей, которые ставили перед собой на данном уроке?

Остались ли у вас открытые вопросы?

– Как вы оцениваете свои знания по данной теме?

VII. Домашнее задание. Слайд 21.

1. § 98.

2. Упражнение 462.

3. Тренировочные тесты «ЕГЭ-ликбез». (Материал взят из книги Бисерова А. Ю.

« ЕГЭ 2012. Русский язык: тематические тренировочные задания / А. Ю. Бисеров. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания). Задания 51 – 60).

Литература, использованная при подготовке к уроку

1. Бисеров А. Ю. ЕГЭ 2012. Русский язык: тематические тренировочные задания / А. Ю. Бисеров. — М. : Эксмо, 2011. — 112 с. — (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания).

2. Московкина Р.Н. Изучение сложного предложения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

3. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский

язык. 9 класс» / Е.М. Сергеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство

Экзамен», 2012. — 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

 

Интернет-ресурсы

1. Тест-практика http://rus.30nar-s2.edusite.ru/p3aa1.html

2. Шаблон - http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/3709-shablon-powerpoint-shkolnaya-doska.html

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×