Урок русского языка в 3 классе

Автор: Мочнева Ольга Дмитриевна

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Учимся писать буквы о-ё после шипящих в корне слова» («Начальная школа XXI века»)

Цели: 1. Формировать умение писать слова с буквами о-ё после шипящих в корне слова.

2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать вывод.

3. Воспитывать интерес к русскому языку.

 

Ход урока:

        I.            Орг. момент.

 

   II.            Актуализация знаний

Минутка чистописания.

-Я продиктую предложения. Нужно выписать буквы, обозначающие шипящие звуки.

Жаркие солнечные лучи и шёпот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи.

ж ч  ч ш щ ж

В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчёлы над цветами шиповника.

ч щ ш ж ж ж ч

-Сравните свою работу с записью на доске.(Открывается запись)

Оценка каллиграфических  умений и умения определять буквы, обозначающие шипящие звуки.

-Назовите шипящие звуки.( Их всего четыре: ж, ш, ч, щ).

Знаете ли вы орфограммы, связанные с шипящими? (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Придумайте слова с этими орфограммами. Запишите.

А я скажу вам, что вы всё правильно сделали: МОЛОДЦЫ!

 

III.            Обозначение разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи

--Сегодня на уроке мы познакомимся с шипящими поближе и узнаем их секреты. А для этого поработаем в группах. (Повторяем правила работы в группе)

-Каждой группе даются  слова:

Ж-ЛТЫЙ, Ш-РОХ, Ш-РТЫ, Ч-РНЫЙ, Ш-ЛКОВЫЙ, КРЫЖ-ВНИК

1 задание.

-Чем все слова похожи? (Пропущена буква после шипящих; буква пропущена в корне слова)

2 задание.

-Распределите слова в две группы.  По какому признаку вы это сделаете? Заслушаем все группы. (Предполагаемые ответы: 1) буква ё в первом столбике, буква о во втором столбике; 2) прилагательные и существительные.)

-Посмотрим, какие признаки в результате наблюдения будут важные, а какие несущественные.

-С какой проблемой столкнулись? (Не знали, какую букву надо вписывать).

-Сможете теперь назвать тему нашего урока? (Дети называют тему).

-Хотите сами попробовать открыть, в каком случае будем писать о, а в каком ё?

 

    IV.            Поиск решения учебной задачи

-Продолжим работу в группах. Предлагаю найти в учебнике на стр. 92 (Приложение1) ключ к решению нашей проблемы. Рубрика Давай подумаем. Предлагается понаблюдать за записью слов с уже написанными буквами о-ё. В случае затруднения в поиске решения проблемы автор учебника предлагает запись слов с проверкой.

Чёрный-чернеть                               шов

-А теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих в корне?  (Дети рассказывают правило).Прочитайте в учебнике на с.92 правило, убедитесь, что ваше мнение совпало с мнением автора учебника.

 

   V.            Первичное воспроизведение нового знания

-Возьмите лист бумаги, фломастеры и попробуйте записать правило в виде схемы.

Группы могут предложить следующую схему:

 

 

 

 

      
  Урок русского языка в 3 классе
 Урок русского языка в 3 классе
   Урок русского языка в 3 классе
 
 

 

 

 

             Ё       -          Е                                      О

         Можно  проверить.                   Нельзя проверить.

 

      Например: шёл-вышел.            Например: шофёр, крыжовник.

 

Оценка графических работ. Все листы вывешиваются на доску. Дети каждой группы воспроизводят правило по своей схеме. Защищают свою работу. Сравнивают, у кого правило точно представлено, у кого недостаточно.

 

 

    VI.            Первичное закрепление с комментированием ( Физминутка с целью снятия напряжения. СанПиН, приложение 4.5, упр. 2)

Учебник. С 93, задание 1.

Учебник. С.94,задание 2.

 

  VII.            Самостоятельная работа

-Запишите ответы на вопросы. Не забывайте про способ проверки слов с шипящими в корне. Для этого запишите проверочные слова, если они есть.

1.Как называется плод дуба? (жёлудь)

2.Какой цвет у одуванчика? (жёлтый)

3.Как называется предмет для чистки зубов? (щётка)

4.Как называется разговор тихим голосом? (шёпот)

5.Глухой звук, шуршание? (шорох)

6.Стержень для чистки ствола оружия? (шомпол)

7.Накидка на голову? (капюшон)

Проверка по цепочке.

 

VIII.            Рефлексия

Чему сегодня удивились?  Как будете действовать, если в корне услышите шипящий звук?

    IX.            Домашнее задание (по выбору)

·         Составить свои два столбика слов с буквами о-ё после шипящих.

·         Выполнить упр. 3 в учебнике на с. 94. 

Список литературы

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 41 с.

2.    Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики: пособие для учителя / под ред. Т. О. Автайкиной. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 45 с. – (Мастер-класс)

3.    Русский язык: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.] – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2012. – 128с.

4.    Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / М. И. Кузнецова. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2012. – 96с.

 

 

Урок русского языка в 3 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x