Статья Урок русского языка во 2 классе по теме « Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной Урок русского языка по теме . Автор: Хачикян Жанна Арташировна

Автор: Хачикян Жанна Арташировна
Цели: научить определять тему и основную мысль  текста, понимать содержательность его названия; закрепить умение работы с репродукцией; учить обнаруживать прием сравнения в живописном и литературном произведении и понимать его смысл; обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь; формировать умение чувствовать и понимать те переживания, которыми делится писатель и художник.


Автор: Хачикян Жанна Арташировна

Русский язык

Тема: « Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной

« Костер во дворе»

Тип урока: Развитие речи

 

Цели: научить определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность его названия; закрепить умение работы с репродукцией; учить обнаруживать прием сравнения в живописном и литературном произведении и понимать его смысл; обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь; формировать умение чувствовать и понимать те переживания, которыми делится писатель и художник ;

 

Оборудование: учебники 1) «Русский язык 2 ч.» Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Чуракова 2) «Литературное чтение» 2 класс Н.А.Чураков. Иллюстрация картины Т.Мавриной « Костер во дворе» в «Музейном Доме»; лупы, экран интерактивной доски.

 

 

 

 

ХОД УРОКА

НАЗВАНИЕ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.

момент

Даю установку на урок. Разъясняю тему урока и напоминаю особенности урока Развития речи.

 

 

Повторение пройденного материала

(

связь с литературным чтением)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа над темой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

Работа по содержанию текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поход в «Музейный дом». Работа по картине Т. Мавриной «Костер во дворе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в печатной тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

5.Домашнее задание

 

 

6.Объявление оценок и поощрение учащихся

- Ребята, совсем недавно на уроках литературного чтения мы побывали в гостях у Барсука вместе с Машей и Мишей. Чему он нас научил? Что он нам рассказал интересного?

 

 

 

-Кого он назвал счастливым человеком?

 

-Такие люди как называются?

 

_Между ними много общего, но все же есть разница. В чем?

 

 

 

-Отгадайте загадку:

«Пришла без красок и кисти

И перекрасила все листья»

 

-Обычно осень-это время увядания природы, оно вызывает чувство печали и тоски. Но, если на какой-то период устанавливается сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то природа вызывает чувство бодрости и хорошее настроение…

 

-Карусели, карусели

Всюду листья пожелтели

С крепких веток сорвались

Закружились, понеслись

Желтые

Розовые

Кленовые

Березовые…

 

-Давайте подольше сохраним эту красоту…

 

 

 

 

 

 

 

-Многие поэты и писатели любили и любят осень. Они посвятили этому времени года много чудесных произведений

(-Откройте учебник Русского языка 2 ч., на странице 34, упр.24)

 

-О чем говорится в этом тексте?

 

Мы можем сказать, что это тема текста?

 

-Как вы думаете: автор хотел выразить какую-то мысль или поделиться с нами впечатлениями?

 

-Как автор назвал осень?

 

-Какие предметы кажутся писателю необыкновенными?

 

 

 

 

 

 

 

-Как пишет автор об облаках? Почему они похожи на горы розового снега?

 

-Как называется такой прием, когда один предмет похож на другой?

-Какие слова-помощники использует автор для сравнения?

 

 

 

-Для чего автор их использует?

(Сравнение в данном случае помогает передать автору необыкновенную красоту осени)

 

-Как вы думаете, если автор использует такие сравнения при описании осени, то каково его отношение к ней?,

 

-Вот отношение автора к тому, что он пишет и является главным переживанием текста.

 

-Для чего Паустовский делится с нами своими переживаниями? («Автор призывает нас полюбоваться красотой осенней природы»)

 

 

-Ребята, обратите внимания на иллюстрацию на стр.35 в уч. «Русский язык 2 ч». Кого мы там видим?

 

 

 

-Интересно, о чем можно так увлеченно говорить? А мы узнаем сейчас…Для этого нам нужно перенестись в Музейный дом и рассмотреть картину Т.Мавриной «Костер во дворе»

 

 

(Данная картина отсканирована и отображается на экране интерактивной доски)

 

-Художница изобразила вид из окна. Как вам кажется, окно находится низко или высоко над землей?

 

-Что стоит на окне?

 

 

 

-Если присмотреться, то можно еще кое-что заметить на окне …( Веточка тополя с распустившимися почками и сережками и ветка вербы с пушистыми шариками)

 

-Какое время суток на картине?

 

-Как вы догадались?

 

-Обратите внимание на созвездие в верхней части картины.

 

-Что это за созвездие?

-Кто он-Орион? Как вы догадались?

 

 

 

 

 

-Прочтите при помощи лупы надпись вверху картины

 

 

--Отсюда мы можем сделать вывод о том, какое время года изображено на картине?

-Что еще указывает на весну?

 

-Что мы видим в центре картины?

 

-Что изображено желтым и оранжевым цветом?

 

 

-Закройте их ладошками. Что потеряла картина без этих желтых огонечков?

(Наличие желтых пятнышек на картине создают праздничное настроение, картина наполняется весенним теплом и светом, несмотря на то, что во дворе ночь)

 

-Использует ли художница прием сравнения?

 

-Какие предметы сравниваются по очертаниям, а какие по цвету?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, что больше всего поразило художницу, когда она выглянула в окно поздним вечером?

 

 

 

-Отношение художника к тому, что он изображает, и есть главное переживание картины.

 

-Для чего художница использовала сравнения?

(Чтобы показать единство предметов и мира в целом)

Вывод записан на доске:

«Красота и единство мира-основная мысль картины»

 

 

-Ребята, переходим к работе в печатной тетради. (Стр.70, упр.85)

 

-Какие сравнения подбирает автор, чтобы рассказать, как красивы деревья зимой?

 

 

-Подберите такой вариант окончания текста, который передавал бы то, что чувствует и переживает автор…

 

 

 

 

 

 

-Какую картину мы сегодня обсуждали?

-С какими текстами мы познакомились?

-Какие приемы используют писатели и художники в своей работе?

-Для чего они это делают?

-Что такое главное переживание текста и картины?

 

 

Написать 5,6 предложений об осени и передать в них свое отношение и переживание к написанному. Выполнить рисунок осеннего пейзажа.

 

Уч-ся отвечают:

(Научил правилам чайной церемонии и рассказал, что в Японии существуют уроки любования природой)

 

(Того, кто умеет видеть красоту в простом)

(Поэты и художники)

 

(Поэты пишут стихи, а художники пишут картины)

 

 

 

-Осень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают всю строку заглавной и строчной Л л, изображая их в виде ствола дерева с кроной

 

 

 

 

Уч-ся читают текст К.Паустовского «Необыкновенная осень»

 

 

 

 

( Об осени)

 

(Можем)

 

(Поделиться впечатлениями)

 

 

(Необыкновенной)

 

(Поздняя луна, блиставшая над черными озерами, высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен)

 

 

Ответы уч-ся

 

 

( Сравнение)

 

( Как, как будто, словно, подобно и т.д.)

 

 

Ответы уч-ся компонуются в одну общую формулировку

 

 

( С любовью, с восхищением….)

 

 

Уч-ся записывают определение в тетрадь

 

Уч-ся записывают этот вывод в тетрадь

 

 

 

( Это наши друзья Маша, Миша и Торк в гостях у Барсука. Они рассматривают картину т о чем-то живо беседуют.)

 

Уч-ся находят данную картину

 

 

 

 

 

 

 

 

(Низко)

 

(Горшочек с луковицами, которые выпустили множество зеленых стрелок-это зеленый лук)

 

Уч-ся разглядывают предметы через лупу

 

 

(Поздний вечер)

 

(Цвет неба, звезды, свет в окнах)

 

Рассматривают при помощи лупы

 

(-Орион)

(Это герой древнегреческой мифологии. Охотник с луком. У него пояс из 3х звезд состоит)

 

 

Уч-ся читают: « Сириус близ Ориона, сияющий вечно-март»

 

 

(Весна)

 

(Веточка вербы на окне)

 

(Костер, деревья, окна)

 

(Костер, витрины, луковицы и т.д.)

 

Уч-ся закрывают желтые предметы.

 

 

 

 

Использует

 

(По очертаниям похожи перья лука, дерево, костер, отдельно желтые луковицы, три распустившихся тополиных почки с сережками)

 

( По цвету схожи также костер, луковицы, горящие окна и витрины и тополиные сережки)

 

( Это яркий костер во дворе, синее звездное весеннее небо и то, как перья лука напоминали ей язычки костра…)

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают данный вывод

 

 

Уч-ся читают текст по Маминому-Сибиряку)

 

Уч-ся называют эти сравнения и подчеркивают их в тексте

 

Ребята подбирают и находят верную концовку текста.

«Чудно, хорошо было кругом!»

Дописывают это предложение в конце текста

 

Чтение текста с добавленной концовкой.

 

 

 

 

(Сравнение)

(Так они обнаруживают красоту и единство мира)

(Это отношение писателя и художника к своему произведению)

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x