Урок русского языка во 2 классе по теме « Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной Урок русского языка по теме | Хачикян Жанна Арташировна. Работа №209428
Автор: Хачикян Жанна Арташировна
Цели: научить определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность его названия; закрепить умение работы с репродукцией; учить обнаруживать прием сравнения в живописном и литературном произведении и понимать его смысл; обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь; формировать умение чувствовать и понимать те переживания, которыми делится писатель и художник.
Русский язык
Тема: « Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной
« Костер во дворе»
Тип урока: Развитие речи
Цели: научить определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность его названия; закрепить умение работы с репродукцией; учить обнаруживать прием сравнения в живописном и литературном произведении и понимать его смысл; обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь; формировать умение чувствовать и понимать те переживания, которыми делится писатель и художник ;
Оборудование: учебники 1) «Русский язык 2 ч.» Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Чуракова 2) «Литературное чтение» 2 класс Н.А.Чураков. Иллюстрация картины Т.Мавриной « Костер во дворе» в «Музейном Доме»; лупы, экран интерактивной доски.
ХОД УРОКА
НАЗВАНИЕ ЭТАПА
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Орг.
момент
Даю установку на урок. Разъясняю тему урока и напоминаю особенности урока Развития речи.
Повторение пройденного материала
(
связь с литературным чтением)
3.Работа над темой
Минутка чистописания
Работа по содержанию текста
Поход в «Музейный дом». Работа по картине Т. Мавриной «Костер во дворе»
Работа в печатной тетради
4.Заключение
5.Домашнее задание
6.Объявление оценок и поощрение учащихся
- Ребята, совсем недавно на уроках литературного чтения мы побывали в гостях у Барсука вместе с Машей и Мишей. Чему он нас научил? Что он нам рассказал интересного?
-Кого он назвал счастливым человеком?
-Такие люди как называются?
_Между ними много общего, но все же есть разница. В чем?
-Отгадайте загадку:
«Пришла без красок и кисти
И перекрасила все листья»
-Обычно осень-это время увядания природы, оно вызывает чувство печали и тоски. Но, если на какой-то период устанавливается сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то природа вызывает чувство бодрости и хорошее настроение…
-Карусели, карусели
Всюду листья пожелтели
С крепких веток сорвались
Закружились, понеслись
Желтые
Розовые
Кленовые
Березовые…
-Давайте подольше сохраним эту красоту…
-Многие поэты и писатели любили и любят осень. Они посвятили этому времени года много чудесных произведений
(-Откройте учебник Русского языка 2 ч., на странице 34, упр.24)
-О чем говорится в этом тексте?
Мы можем сказать, что это тема текста?
-Как вы думаете: автор хотел выразить какую-то мысль или поделиться с нами впечатлениями?
-Как автор назвал осень?
-Какие предметы кажутся писателю необыкновенными?
-Как пишет автор об облаках? Почему они похожи на горы розового снега?
-Как называется такой прием, когда один предмет похож на другой?
-Какие слова-помощники использует автор для сравнения?
-Для чего автор их использует?
(Сравнение в данном случае помогает передать автору необыкновенную красоту осени)
-Как вы думаете, если автор использует такие сравнения при описании осени, то каково его отношение к ней?,
-Вот отношение автора к тому, что он пишет и является главным переживанием текста.
-Для чего Паустовский делится с нами своими переживаниями? («Автор призывает нас полюбоваться красотой осенней природы»)
-Ребята, обратите внимания на иллюстрацию на стр.35 в уч. «Русский язык 2 ч». Кого мы там видим?
-Интересно, о чем можно так увлеченно говорить? А мы узнаем сейчас…Для этого нам нужно перенестись в Музейный дом и рассмотреть картину Т.Мавриной «Костер во дворе»
(Данная картина отсканирована и отображается на экране интерактивной доски)
-Художница изобразила вид из окна. Как вам кажется, окно находится низко или высоко над землей?
-Что стоит на окне?
-Если присмотреться, то можно еще кое-что заметить на окне …( Веточка тополя с распустившимися почками и сережками и ветка вербы с пушистыми шариками)
-Какое время суток на картине?
-Как вы догадались?
-Обратите внимание на созвездие в верхней части картины.
-Что это за созвездие?
-Кто он-Орион? Как вы догадались?
-Прочтите при помощи лупы надпись вверху картины
--Отсюда мы можем сделать вывод о том, какое время года изображено на картине?
-Что еще указывает на весну?
-Что мы видим в центре картины?
-Что изображено желтым и оранжевым цветом?
-Закройте их ладошками. Что потеряла картина без этих желтых огонечков?
(Наличие желтых пятнышек на картине создают праздничное настроение, картина наполняется весенним теплом и светом, несмотря на то, что во дворе ночь)
-Использует ли художница прием сравнения?
-Какие предметы сравниваются по очертаниям, а какие по цвету?
-Как вы думаете, что больше всего поразило художницу, когда она выглянула в окно поздним вечером?
-Отношение художника к тому, что он изображает, и есть главное переживание картины.
-Для чего художница использовала сравнения?
(Чтобы показать единство предметов и мира в целом)
Вывод записан на доске:
«Красота и единство мира-основная мысль картины»
-Ребята, переходим к работе в печатной тетради. (Стр.70, упр.85)
-Какие сравнения подбирает автор, чтобы рассказать, как красивы деревья зимой?
-Подберите такой вариант окончания текста, который передавал бы то, что чувствует и переживает автор…
-Какую картину мы сегодня обсуждали?
-С какими текстами мы познакомились?
-Какие приемы используют писатели и художники в своей работе?
-Для чего они это делают?
-Что такое главное переживание текста и картины?
Написать 5,6 предложений об осени и передать в них свое отношение и переживание к написанному. Выполнить рисунок осеннего пейзажа.
Уч-ся отвечают:
(Научил правилам чайной церемонии и рассказал, что в Японии существуют уроки любования природой)
(Того, кто умеет видеть красоту в простом)
(Поэты и художники)
(Поэты пишут стихи, а художники пишут картины)
-Осень
Уч-ся записывают всю строку заглавной и строчной Л л, изображая их в виде ствола дерева с кроной
Уч-ся читают текст К.Паустовского «Необыкновенная осень»
( Об осени)
(Можем)
(Поделиться впечатлениями)
(Необыкновенной)
(Поздняя луна, блиставшая над черными озерами, высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен)
Ответы уч-ся
( Сравнение)
( Как, как будто, словно, подобно и т.д.)
Ответы уч-ся компонуются в одну общую формулировку
( С любовью, с восхищением….)
Уч-ся записывают определение в тетрадь
Уч-ся записывают этот вывод в тетрадь
( Это наши друзья Маша, Миша и Торк в гостях у Барсука. Они рассматривают картину т о чем-то живо беседуют.)
Уч-ся находят данную картину
(Низко)
(Горшочек с луковицами, которые выпустили множество зеленых стрелок-это зеленый лук)
Уч-ся разглядывают предметы через лупу
(Поздний вечер)
(Цвет неба, звезды, свет в окнах)
Рассматривают при помощи лупы
(-Орион)
(Это герой древнегреческой мифологии. Охотник с луком. У него пояс из 3х звезд состоит)
Уч-ся читают: « Сириус близ Ориона, сияющий вечно-март»
(Весна)
(Веточка вербы на окне)
(Костер, деревья, окна)
(Костер, витрины, луковицы и т.д.)
Уч-ся закрывают желтые предметы.
Использует
(По очертаниям похожи перья лука, дерево, костер, отдельно желтые луковицы, три распустившихся тополиных почки с сережками)
( По цвету схожи также костер, луковицы, горящие окна и витрины и тополиные сережки)
( Это яркий костер во дворе, синее звездное весеннее небо и то, как перья лука напоминали ей язычки костра…)
Уч-ся записывают данный вывод
Уч-ся читают текст по Маминому-Сибиряку)
Уч-ся называют эти сравнения и подчеркивают их в тексте
Ребята подбирают и находят верную концовку текста.
«Чудно, хорошо было кругом!»
Дописывают это предложение в конце текста
Чтение текста с добавленной концовкой.
(Сравнение)
(Так они обнаруживают красоту и единство мира)
(Это отношение писателя и художника к своему произведению)