Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок смыслового чтения в 6 классе по теме: «Комплексный анализ отрывка из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». «Сказка о ели и сосне» | Лариса Анатольевна Зозуля. Работа №240162

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лариса Анатольевна Зозуля
Показать единство человека и природы в произведении М.М.Пришвина. Комплексный анализ отрывка.

 

Зозуля Лариса Анатольевна,

учитель русского языка и литературы Высшей квалификационной категории Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Березники Пермского края, larisa_zozulya@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок смыслового чтения в 6 классе по теме:

«Комплексный анализ отрывка из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

«Сказка о ели и сосне»

Цель урока: Показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М.М.Пришвинакак писателя.

Планируемые результаты обучения:

Предметные. Научиться определять основную задачу речи текста, устанавливать причинно-следственные связи текста. 

Личностные. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

познавательные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в тексте, самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, иллюстрации, распечатанные тексты, словари литературных терминов, карточки для групп, карточка оценивания работы в группе и листок самооценки на каждого ученика.

Форма работы: групповая

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация опорных знаний (стадия вызова). Как вы понимаете тему нашего урока? Какими видами деятельности, по вашему предположению, займемся на этом уроке? (чтение, анализ текста, подготовка развернутых ответов на проблемные вопросы – углубленное чтение сказки).

- Какова цель нашего урока?

Слово учителя

:

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, чере

з отношение человека к природе

Пришвин

писал :

«Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает

природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Работа с классом по вопросам:

а)

Г

лава

, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес начинается с описания ели и сосны, рас

тущих вместе.

Прочитайтеотрывок и ответьте на вопрос: Каков смысл сказки о судьбе сосны и ели? 

б) Какими словами писатель рисует их борьбу? Найдите их в этом отрывке.

в) Как они ведут себя? (как живые существа.)

г) Как называется это образное средство языка? Дайте определение олицетворения (работа со словарём).

д) Зачем   писатель   наделяет   явления   природы   признаками живых существ? 

е) Почему   рассказ о ели и сосне помещён в самом   начале описания пути героев? Каков смысл этого образа? Докажите, что между ссорой детей и страданиями, и стонами сосны и ели существует связь.

ё) Какие ассоциации у вас возникают при слове «сказка», назовите мне элементы сказок.

4. Работа в группах.

Работа с отрывком из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

РАБОТА в группах:

1-я группа. Проведите лексический анализ текста;

2-я группа. Проведите морфемный анализ;

3-я группа. Проведите морфологический анализ;

4-я группа. Проведите синтаксический анализ.

Текст.

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Работа 1 группы: Лексический анализ текста.

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его

Б) Найдите слова-синонимы.

Б) Назовите образные средства языка:

Эпитеты -

Метафоры -

Олицетворения -

Сравнения -

Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

А) Определите значение суффиксов имен существительных.

Б) Имеются ли сложные слова?

В) В чем особенность употребления прилагательных

Г) Выпишите однокоренные слова.

Д) В чем сходство употребления глаголов?

Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется …

Какое значение это имеет?

Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

5. Проверка работ групп. Выступление групп (по ходу выступления каждой из групп дано право задать вопрос выступающим. Если группа не может ответить на вопрос, то отвечают те, кто задал вопрос, либо другая группа).

6. Оценивание учащихся по критериям (в каждой группе есть карточка оценивания работы в группе и листок самооценки)

7. Подведение итогов урока.

Слово учителя: Большие   деревья   должны   были   бы   расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли   вместе, но   они   разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счёт другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

- Какие нравственные уроки вы вынесли из данной сказки?

8. Домашнее задание: выучить данную сказку наизусть.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×