Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Уроки здоровья для младших школьников ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Антоненко Марина Викторовна

Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня  удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам  число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.

Мы,  как учителя  начальных классов,  должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.

Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила  исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».

Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.

Целью моего исследования стала разработка системы  "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».

 Перед собой я поставила следующие задачи

1.         Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме   исследования.

 2.         Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.

3.      Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы:  изучение педагогической и методической  литературыпедагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.

В теоретической части своего исследования я  раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.

Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах  МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева,  ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно  дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:

основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;-  основных противоречий между человеком и окружающей средой;

причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.

Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.

Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.

По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем  уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли  доказать определенные положения.

Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:

Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?

По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.

Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню

Для выявления валеологических умений брала такие показатели,  как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?

Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?

Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.

Таким образом, проанализировав ответы детей, по  педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.

Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.

В ходе  исследования были выделены 3 основных уровня  сформированности  валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.

Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.

Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.

Третий уровень -  высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.

Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить  уровень валеологической культуры  детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.

На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.

На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,

целью которого было выявление  эффективности проделанной работы.

Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.

И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники учебные пособия:

1.     Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.

2.     Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.

3.     Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.

4.     Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.

5.     Вигман С.Л. Педагогика в вопросах  и ответах. – М., 2005.

6.     Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.

7.     Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.

8.     Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9.     Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.

10.       Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.

11.     Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.

12.                Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.

13.                Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

14.                Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.

15.                Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.

16.                Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.

17.                Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.

18.                Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже  XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня  удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам  число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности. 

Мы,  как учителя  начальных классов,  должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.

Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила  исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».

Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.

Целью моего исследования стала разработка системы  "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».

 Перед собой я поставила следующие задачи

1. Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме   исследования.

 

2. Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.

3. Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы:  изучение педагогической и методической  литературы;  педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.

В теоретической части своего исследования я  раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования. 

Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах  МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева,  ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно  дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:

основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;

причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.

Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.

Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.

По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем  уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли  доказать определенные положения.

Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:

Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?

По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.

Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню

Для выявления валеологических умений брала такие показатели,  как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?

Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?

Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.

Таким образом, проанализировав ответы детей, по  педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.

Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.

В ходе  исследования были выделены 3 основных уровня  сформированности  валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.

Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения. 

Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться. 

Третий уровень -  высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.

Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить  уровень валеологической культуры  детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.

На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.

На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,

целью которого было выявление  эффективности проделанной работы.

Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.

И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники учебные пособия:

1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.

2. Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.

3. Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.

4. Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.

5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах  и ответах. – М., 2005.

6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.

7. Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.

8. Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.

10. Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.

11. Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.

13. Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.

15. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.

16. Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.

17. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.

18. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже  XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня  удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам  число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.

Мы,  как учителя  начальных классов,  должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.

Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила  исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».

Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.

Целью моего исследования стала разработка системы  "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».

 Перед собой я поставила следующие задачи

1.         Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме   исследования.

 

2.         Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.

3.         Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы:  изучение педагогической и методической  литературыпедагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.

В теоретической части своего исследования я  раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.

Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах  МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева,  ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно  дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:

основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;-  основных противоречий между человеком и окружающей средой;

причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.

Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.

Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.

По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем  уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли  доказать определенные положения.

Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:

Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?

По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.

Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню

Для выявления валеологических умений брала такие показатели,  как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?

Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?

Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.

Таким образом, проанализировав ответы детей, по  педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.

Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.

В ходе  исследования были выделены 3 основных уровня  сформированности  валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.

Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.

Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.

Третий уровень -  высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.

Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить  уровень валеологической культуры  детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.

На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.

На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,

целью которого было выявление  эффективности проделанной работы.

Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.

И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники учебные пособия:

1.     Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.

2.     Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.

3.     Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.

4.     Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.

5.     Вигман С.Л. Педагогика в вопросах  и ответах. – М., 2005.

6.     Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.

7.     Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.

8.     Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9.     Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.

10.                Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.

11.                Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.

12.                Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.

13.                Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

14.                Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.

15.                Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.

16.                Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.

17.                Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.

18.                Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже  XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня  удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам  число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.

Мы,  как учителя  начальных классов,  должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.

Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила  исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».

Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.

Целью моего исследования стала разработка системы  "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».

 Перед собой я поставила следующие задачи

1.         Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме   исследования.

 

2.         Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.

3.         Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы:  изучение педагогической и методической  литературыпедагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.

В теоретической части своего исследования я  раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.

Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах  МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева,  ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно  дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:

основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;-  основных противоречий между человеком и окружающей средой;

причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.

Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.

Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.

По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем  уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли  доказать определенные положения.

Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:

Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?

По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.

Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню

Для выявления валеологических умений брала такие показатели,  как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?

Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?

Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.

Таким образом, проанализировав ответы детей, по  педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.

Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.

В ходе  исследования были выделены 3 основных уровня  сформированности  валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.

Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.

Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.

Третий уровень -  высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.

Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить  уровень валеологической культуры  детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.

На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.

На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,

целью которого было выявление  эффективности проделанной работы.

Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.

И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники учебные пособия:

1.     Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.

2.     Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.

3.     Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.

4.     Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.

5.     Вигман С.Л. Педагогика в вопросах  и ответах. – М., 2005.

6.     Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.

7.     Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.

8.     Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9.     Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.

10.                Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.

11.                Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.

12.                Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.

13.                Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

14.                Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.

15.                Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.

16.                Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.

17.                Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.

18.                Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже  XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня  удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам  число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.

Мы,  как учителя  начальных классов,  должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.

Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила  исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».

Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.

Целью моего исследования стала разработка системы  "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».

 Перед собой я поставила следующие задачи

1.         Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме   исследования.

 

2.         Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.

3.         Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы:  изучение педагогической и методической  литературыпедагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.

В теоретической части своего исследования я  раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.

Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах  МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева,  ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно  дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:

основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;-  основных противоречий между человеком и окружающей средой;

причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.

Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.

Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.

По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем  уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли  доказать определенные положения.

Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:

Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?

По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.

Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню

Для выявления валеологических умений брала такие показатели,  как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?

Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?

Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.

Таким образом, проанализировав ответы детей, по  педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.

Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.

В ходе  исследования были выделены 3 основных уровня  сформированности  валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.

Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.

Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.

Третий уровень -  высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.

Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить  уровень валеологической культуры  детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.

На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.

На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,

целью которого было выявление  эффективности проделанной работы.

Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.

И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники учебные пособия:

1.     Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.

2.     Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.

3.     Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.

4.     Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.

5.     Вигман С.Л. Педагогика в вопросах  и ответах. – М., 2005.

6.     Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.

7.     Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.

8.     Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9.     Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.

10.                Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.

11.                Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.

12.                Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.

13.                Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

14.                Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.

15.                Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.

16.                Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.

17.                Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.

18.                Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже  XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня  удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам  число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.

Мы,  как учителя  начальных классов,  должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.

Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила  исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».

Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.

Целью моего исследования стала разработка системы  "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».

 Перед собой я поставила следующие задачи

1.         Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме   исследования.

 

2.         Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.

3.         Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы:  изучение педагогической и методической  литературыпедагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.

В теоретической части своего исследования я  раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.

Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах  МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева,  ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно  дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:

основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;-  основных противоречий между человеком и окружающей средой;

причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.

Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.

Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.

По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем  уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли  доказать определенные положения.

Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:

Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?

По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.

Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню

Для выявления валеологических умений брала такие показатели,  как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?

Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?

Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.

Таким образом, проанализировав ответы детей, по  педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.

Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.

В ходе  исследования были выделены 3 основных уровня  сформированности  валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.

Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.

Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.

Третий уровень -  высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.

Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить  уровень валеологической культуры  детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.

На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.

На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,

целью которого было выявление  эффективности проделанной работы.

Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.

И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники учебные пособия:

1.     Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.

2.     Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.

3.     Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.

4.     Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.

5.     Вигман С.Л. Педагогика в вопросах  и ответах. – М., 2005.

6.     Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.

7.     Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.

8.     Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9.     Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.

10.                Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.

11.                Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.

12.                Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.

13.                Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

14.                Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.

15.                Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.

16.                Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.

17.                Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.

18.                Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже  XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×