Уроки здоровья для младших школьников ☼
Автор: Антоненко Марина Викторовна
Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.
Мы, как учителя начальных классов, должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.
Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».
Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Целью моего исследования стала разработка системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».
Перед собой я поставила следующие задачи
1. Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.
3. Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы: изучение педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.
В теоретической части своего исследования я раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.
Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева, ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:
основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;
причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.
Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.
Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.
По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли доказать определенные положения.
Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:
Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.
Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню
Для выявления валеологических умений брала такие показатели, как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?
Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?
Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.
Таким образом, проанализировав ответы детей, по педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.
Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.
В ходе исследования были выделены 3 основных уровня сформированности валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.
Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.
Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.
Третий уровень - высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.
Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить уровень валеологической культуры детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.
На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.
На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,
целью которого было выявление эффективности проделанной работы.
Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.
И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники учебные пособия:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.
2. Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.
3. Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.
4. Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2005.
6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.
7. Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.
8. Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.
10. Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.
11. Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.
15. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.
16. Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.
17. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.
18. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.
Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.
Мы, как учителя начальных классов, должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.
Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».
Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Целью моего исследования стала разработка системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».
Перед собой я поставила следующие задачи
1. Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.
3. Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы: изучение педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.
В теоретической части своего исследования я раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.
Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева, ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:
основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;
причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.
Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.
Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.
По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли доказать определенные положения.
Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:
Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.
Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню
Для выявления валеологических умений брала такие показатели, как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?
Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?
Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.
Таким образом, проанализировав ответы детей, по педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.
Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.
В ходе исследования были выделены 3 основных уровня сформированности валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.
Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.
Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.
Третий уровень - высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.
Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить уровень валеологической культуры детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.
На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.
На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,
целью которого было выявление эффективности проделанной работы.
Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.
И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники учебные пособия:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.
2. Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.
3. Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.
4. Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2005.
6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.
7. Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.
8. Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.
10. Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.
11. Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.
15. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.
16. Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.
17. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.
18. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.
Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.
Мы, как учителя начальных классов, должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.
Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».
Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Целью моего исследования стала разработка системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».
Перед собой я поставила следующие задачи
1. Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.
3. Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы: изучение педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.
В теоретической части своего исследования я раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.
Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева, ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:
основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;
причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.
Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.
Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.
По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли доказать определенные положения.
Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:
Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.
Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню
Для выявления валеологических умений брала такие показатели, как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?
Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?
Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.
Таким образом, проанализировав ответы детей, по педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.
Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.
В ходе исследования были выделены 3 основных уровня сформированности валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.
Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.
Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.
Третий уровень - высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.
Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить уровень валеологической культуры детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.
На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.
На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,
целью которого было выявление эффективности проделанной работы.
Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.
И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники учебные пособия:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.
2. Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.
3. Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.
4. Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2005.
6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.
7. Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.
8. Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.
10. Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.
11. Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.
15. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.
16. Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.
17. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.
18. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.
Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.
Мы, как учителя начальных классов, должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.
Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».
Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Целью моего исследования стала разработка системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».
Перед собой я поставила следующие задачи
1. Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.
3. Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы: изучение педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.
В теоретической части своего исследования я раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.
Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева, ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:
основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;
причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.
Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.
Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.
По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли доказать определенные положения.
Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:
Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.
Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню
Для выявления валеологических умений брала такие показатели, как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?
Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?
Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.
Таким образом, проанализировав ответы детей, по педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.
Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.
В ходе исследования были выделены 3 основных уровня сформированности валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.
Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.
Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.
Третий уровень - высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.
Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить уровень валеологической культуры детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.
На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.
На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,
целью которого было выявление эффективности проделанной работы.
Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.
И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники учебные пособия:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.
2. Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.
3. Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.
4. Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2005.
6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.
7. Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.
8. Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.
10. Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.
11. Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.
15. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.
16. Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.
17. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.
18. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.
Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.
Мы, как учителя начальных классов, должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.
Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».
Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Целью моего исследования стала разработка системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».
Перед собой я поставила следующие задачи
1. Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.
3. Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы: изучение педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.
В теоретической части своего исследования я раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.
Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева, ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:
основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;
причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.
Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.
Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.
По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли доказать определенные положения.
Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:
Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.
Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню
Для выявления валеологических умений брала такие показатели, как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?
Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?
Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.
Таким образом, проанализировав ответы детей, по педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.
Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.
В ходе исследования были выделены 3 основных уровня сформированности валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.
Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.
Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.
Третий уровень - высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.
Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить уровень валеологической культуры детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.
На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.
На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,
целью которого было выявление эффективности проделанной работы.
Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.
И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники учебные пособия:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.
2. Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.
3. Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.
4. Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2005.
6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.
7. Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.
8. Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.
10. Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.
11. Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.
15. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.
16. Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.
17. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.
18. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.
Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.
Мы, как учителя начальных классов, должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.
Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».
Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Целью моего исследования стала разработка системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».
Перед собой я поставила следующие задачи
1. Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.
3. Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников. Я использовала следующие методы: изучение педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование;опрос; анализ.
В теоретической части своего исследования я раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.
Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах МАОУ СОШ № 6 им. С. Т. Куцева, ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:
основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;
причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.
Умение критически оценивать состояние здоровья; оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью; соблюдать здоровый образ жизни.
Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.
По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывали самостоятельные суждения, могли доказать определенные положения.
Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:
Кого называют здоровым человеком? Что такое закаливание? Перечисли приемы закаливания?
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.
Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню
Для выявления валеологических умений брала такие показатели, как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы: Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?
Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?
Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.
Таким образом, проанализировав ответы детей, по педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.
Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.
В ходе исследования были выделены 3 основных уровня сформированности валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.
Первый уровень – низкий. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения.
Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться.
Третий уровень - высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.
Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить уровень валеологической культуры детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.
На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.
На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,
целью которого было выявление эффективности проделанной работы.
Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.
И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники учебные пособия:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1987.
2. Базарный В.Ф. Педагогика и здоровье.- М.: Просвещение, 1947.
3. Галагузова М.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2001.
4. Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. – Ростов-на-Дону, 1987.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2005.
6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – М., 1994.
7. Ковилько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. – М.: Академия, 1997.
8. Констатинов М.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1980.
10. Куценко Г.И. Режим дня для школьников. – М.: Медицина, 1987.
11. Методические рекомендации. Примерный объем знаний, умений, навыков, школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М., 1978.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.,1991.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.
15. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С. - П.: союз, 1998.
16. Чупина Н.И. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – Армавир, 2001.
17. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов педвузов, М.: Просвещение, 1967.
18. Экологические и валеологические проблемы Кубани на рубеже XX столетия. Под.ред. В.Н. Кожевниковой,- СФАГПИ, 1999.