Статья Урок - основная форма занятий. Организация и методика проведения урока.. Автор: Беспалов Евгений Александрович

Автор: Беспалов Евгений Александрович
Урок сегодня рассматривается как основная форма организации учебного процесса. Музыкально-исполнительские уроки проводятся по принципу индивидуального обучения. Многовековая практика подготовки и воспитания музыканта основана на передаче накопленных знаний от одного поколения исполнителей к другому путём индивидуальных занятий, через личные творческие контакты. Находясь в постоянном контакте с каждым своим учеником, педагог имеет возможность в ходе урока вести систематические наблюдения за его развитием, фиксировать результаты обучения, управлять этим процессом.


Автор: Беспалов Евгений Александрович

Беспалов Е.А. – преподаватель по классу трубы МБУДО «Центральная детская школа искусств»

«Урок – основная форма занятий.

Организация и методика проведения урока»

Урочная система организации обучения была разработана и практически осуществлена великим славянским педагогом Яном Каменским (1592 – 1670). Он ввёл такое понятие, как школьный год и его деление на учебные четверти, каникулы, учебные программы, определил организацию учебного дня, разделил учащихся на классы согласно возрасту.

Урок и сегодня рассматривается как основная форма организации учебного процесса. Музыкально-исполнительские уроки проводятся по принципу индивидуального обучения. Многовековая практика подготовки и воспитания музыканта основана на передаче накопленных знаний от одного поколения исполнителей к другому путём индивидуальных занятий, через личные творческие контакты. Находясь в постоянном контакте с каждым своим учеником, педагог имеет возможность в ходе урока вести систематические наблюдения за его развитием, фиксировать результаты обучения, управлять этим процессом.

Каждый отдельный урок следует рассматривать как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса. На разных стадиях обучения проведение урока различно по методике, содержанию и задачам.

Методика проведения урока сводится к следующей схеме и состоит из трёх основных частей:

1.Проверка самостоятельной работы ученика.

2.Исправление недостатков самостоятельной работы и сообщение ученику новых знаний.

3.Определение очередного задания к следующему уроку.

Первый раздел урока. Ученик отчитывается в результатах своей самостоятельной работы, в выполнении полученных от педагога домашних заданий. Постоянный контроль, положительная или отрицательная оценка педагога побуждает ученика к систематической работе. В основе проверки лежит идея дисциплинирующего контроля.

«Без контроля нет исполнения» - главное старинное педагогическое правило. Проверка позволяет выявить, а соответственно и устранить недостатки в исполнении ученика. «Если ошибки не замечаются, ученик не прогрессирует» - гласит другое педагогическое правило. В соответствии с данными, полученными в ходе проверки, педагог намечает пути последующей работы с учеником. Проверка – важная часть урока. Её необходимо проводить в обстановке сосредоточенного внимания и даже некоторой торжественности. В методической литературе вполне справедливо определяется приём, при котором педагог, прослушивая ученика, прерывает его и делает ему замечания. Останавливать нужно ученика в случае, когда очевидно, что он дома не работал и ничего не выполнил, остановить – потребовать объяснений. Случайная неудача – срыв звука при аттаке, который портит впечатление о хорошо подготовленном задании. Однако, желательно прослушать до конца всё учебное задание, которое принёс ученик на урок. Тогда у педагога создаётся полное впечатление о проделанной самостоятельной работе. А ученик, зная, что в классе необходимо сыграть без остановок, психологически настраивается на это и тем самым привыкает концентрировать свои силы на этой задаче, воспитывая в себе важные исполнительские качества.

Педагогу необходимо внимательно слушать ученика, чтобы запомнить все особенности его игры, выявить всё недостатки и достоинства.

Нельзя обрушивать на ученика сразу множество замечаний. Педагогу следует указать на самое главное – на общий характер исполнения, на важнейшие детали и грубые ошибки. На последующих занятиях педагог может постепенно остановится на частностях и второстепенных деталях.

Проверка, организованная подобным образом, будет восприниматься учеником как малый экзамен, как своего рода отчёт перед педагогом о самостоятельно проделанной работе.

 

Второй раздел урока. Является центральным по продолжительности и значению, так как без получения и усвоения суммы новых знаний ученик не может двигаться вперёд. Педагог подвергает игру ученика подробному анализу, в ходе которого вскрываются недостатки, выясняются причины их возникновения, намечаются пути их устранения. Наряду с недостатками должны отмечаться и успехи ученика. Особенно губительно действует жёсткая критика на тех учащихся, для которых характерна неуверенность в себе.

Работа над музыкальным материалом в классе – не просто прослушивание педагогом исполняемых учеников гамм, этюдов, произведение и высказывание замечаний по поводу их исполнения. Главное – поиск, чтобы ученик при непосредственном участии педагога искал нужную звучность, правильную атаку звука, соответствующую динамику, штрих, убедительную фразировку, наконец, образ. Педагог в этой части урока сообщает ученику новые знания, формирует новые игровые навыки и умения, совершенствует и закрепляет старые. Урок не только сообщает учащемуся новую информацию, но и ставит перед ним определённые задачи. Воспринимаемый им материал должен быть осмыслен, соотнесён с имеющимися знаниями и исполнительским опытом, определённым образом систематизирован. Педагог должен учить ученика сравнивать, анализировать, обобщать воспринятое. Вследствие обобщения и осмысления знаний формируется понятие – сложный мысленный процесс. Развитие профессионального мышления ученика – постоянная забота педагога.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель – учит её находить» - немецкий педагог Герберт.

Третий раздел урока. Посвящается подведению итогов и определению нового домашнего задания. Педагог отмечает достигнутые цели урока, решены ли поставленные задачи, доволен ли он работой и успехами ученика, на что следует обратить основное внимание в дальнейшем. Педагог должен разъяснить содержание учебного задания и конкретно указать, в каком порядке и над чем ученику предстоит работать дома. Надо быть уверенным в том, что ученик ясно представляет себе не только объём материала (упражнения, гаммы, этюды, пьесы), который ему необходимо выучить, но и характер работы над ним. Поэтому в ДМШ существует дневник.

В основе предлагаемого задания должен лежать принцип посильности, а также принцип нарастания трудности. В зависимости от сложности можно сделать разбор нового задания, дать ему характеристику, определить его цель и смысл, произвести анализ трудностей, наметить пути к их преодолению. В некоторых случаях целесообразно прорепетировать работу ученика над той или иной частью домашнего задания с целью определения прообраза его правильной самостоятельной работы.

Таким образом, цель каждого урока – это подведение краткого итога самостоятельных занятий учащихся дома и сообщение необходимого материала, знаний и умений для дальнейшей работы.

Содержание и форма урока могут существенно изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, от своеобразия стоящих перед ним в данный момент задач, от его возраста, от близости или отдалённости урока по отношению к экзаменам. Например, проводя урок накануне экзамена, педагог постарается сосредоточить внимание учащегося на охвате произведения в целом. В этот период занятий он воздержится от мелких замечаний, от жёсткой и суровой критики, от серьёзных изменений в постановке аппарата или аппликатуры. Иное дело средний период, который посвящается тщательному анализу фактуры и «вгрызанию» в неё. Внимание к деталям, обилие критических замечаний в это время крайне необходимо. Исправлять дефекты в постановке аппарата ученика, осваивать новые аппликатуры лучше всего в после экзаменационный период.

Организация и методы проведения урока у каждого педагога индивидуальны. Творчески мыслящий педагог постоянно их видоизменяет, развивает, совершенствует. Некоторые педагоги разделяют свои уроки на технические и художественные. Первые – изучение инструктивного материала, вторые – работа над художественными произведениями с помощью концертмейстера. Многие педагоги наряду с комбинированными уроками успешно пользуются формой «моноуроков», посвящённых целиком решению какой-нибудь одной задачи – интонации, фразировке, динамики и др.

Педагог всеми средствами должен стремиться создать в своём классе подлинно творческую обстановку. Уроки, проводимые им, должны быть понятными, разнообразными, интересными, трудно переоценить педагогическое значение той эмоциональной атмосферы, какую удаётся создать педагогу в своём классе.

С появление художественного материала начинается работа с концертмейстером. Встречи с концертмейстером должны быть систематическими, а не от случая к случаю или перед экзаменами. Работая с концертмейстером, ученик познаёт законы музыкального ансамбля. С этой же целью следует как можно раньше привлекать ученика к игре в камерном ансамбле (с педагогом, другими учениками).

Огромной вдохновляющей силой обладает концертная эстрада, не ограничиваясь только выступлениями на академических концертах. Педагогу следует систематически готовить концерты класса, участвовать в смешанных концертах, конкурсах. В таком классе нет места лени и скуке, в нём кипит творческая жизнь.

Созданию определённой эмоционально-психологической атмосферы в классе содействуют совместные занятия учащихся, когда каждый из них получает урок в присутствии всего класса. Фактор публичности повышает ответственность, способствует также к тщательной подготовке к уроку. Каждое замечание педагога, высказанное в присутствии других, приобретает особую силу воздействия. Немалую пользу получают ученики во время пассивного участия в работе класса. Они слушают игру товарищей, воспринимают замечания педагога. Опытные педагоги активно включают их в процесс обсуждения, советуются с ними, заставляют думать, вырабатывают своё мнение, учат профессионально мыслить.

Увлечь учащегося своей профессией, пробудить любовь к своему инструменту помогают рассказы педагога о выдающихся музыкантах, их искусстве и жизни, способность педагога раскрыть перед учеником перспективы его дальнейшего роста.

Уроки в классе по специальности должны осуществляться на основе разработанного индивидуального плана, составленного на полугодие. Чтобы занятия проходили плодотворно, каждый преподаватель при подготовке к уроку должен составить примерный план и определить главную задачу урока, исходя из индивидуальных особенностей ученика, степени его подготовленности и развития.

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x