Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Условия необходимые для успешной адаптации детей младшего возраста в ДОУ». | Костырко Наталия Николаевна. Работа №359770

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Детский сад – новый период в жизни ребенка. При поступлении ребенка в детский сад, в привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остается в не знакомом ему помещении; какое-то количество часов в день его родных нет рядом; он вынужден постоянно находиться в коллективе сверстников; ему необходимо слушать и подчиняться незнакомому до этого человеку; резко уменьшается количество персонального внимания; есть четкий режим дня . И поэтому каждому ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду.

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» д. Лупполово

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Условия необходимые для успешной адаптации детей младшего возраста в ДОУ».

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Костырко Наталия Николаевна

 

 

 

 

 

 

2025 г.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. При поступлении ребенка в детский сад, в привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остается в не знакомом ему помещении; какое-то количество часов в день его родных нет рядом; он вынужден постоянно находиться в коллективе сверстников; ему необходимо слушать и подчиняться незнакомому до этого человеку; резко уменьшается количество персонального внимания; есть четкий режим дня . И поэтому каждому ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду.

 

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением психических и физических сил. Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния.

 

При поступлении в детский сад адаптация у малышей проходит по-разному, и это понятно, ведь отрыв от матери, новая обстановка, нахождение долгое время с незнакомыми им ранее детьми и взрослыми могут спровоцировать тяжелый стресс, и как следствие этого привести к болезни.

 

В период адаптации в детей характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень сформированностинавыков самообслуживания. 

 

Так же у детей могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации :

- лёгкую;

- средней тяжести;

- тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок, как правило, не заболевает в период адаптации.

 

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

 

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно. В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Характер и длительность адаптационного периодазависит от следующих факторов:

- возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

 

- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

 

-  сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

 

- индивидуальных особенностей.Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

 

- условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.).

 

- уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

  Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить четыре группы необходимых условий:

1.Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:

   Зона познавательной деятельностиспособствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.

    Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

   Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

 

2. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, – двусторонний, процесс. Формами работы с родителями являются беседы, консультации, родительские собрания.

 

3.Третья группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.

4. Тесная связь с педагогом – психологом. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

 

Таким образом, поступление каждого ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Наша с вами задача облегчить период адаптации для каждого ребенка. Создать доверительное отношение и благоприятную обстановку.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×