«Условия необходимые для успешной адаптации детей младшего возраста в ДОУ». | Костырко Наталия Николаевна. Работа №359770
Детский сад – новый период в жизни ребенка. При поступлении ребенка в детский сад, в привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остается в не знакомом ему помещении; какое-то количество часов в день его родных нет рядом; он вынужден постоянно находиться в коллективе сверстников; ему необходимо слушать и подчиняться незнакомому до этого человеку; резко уменьшается количество персонального внимания; есть четкий режим дня . И поэтому каждому ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» д. Лупполово
Тема: «Условия необходимые для успешной адаптации детей младшего возраста в ДОУ».
Воспитатель: Костырко Наталия Николаевна
2025 г.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. При поступлении ребенка в детский сад, в привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остается в не знакомом ему помещении; какое-то количество часов в день его родных нет рядом; он вынужден постоянно находиться в коллективе сверстников; ему необходимо слушать и подчиняться незнакомому до этого человеку; резко уменьшается количество персонального внимания; есть четкий режим дня . И поэтому каждому ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду.
Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением психических и физических сил. Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния.
При поступлении в детский сад адаптация у малышей проходит по-разному, и это понятно, ведь отрыв от матери, новая обстановка, нахождение долгое время с незнакомыми им ранее детьми и взрослыми могут спровоцировать тяжелый стресс, и как следствие этого привести к болезни.
В период адаптации в детей характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень сформированностинавыков самообслуживания.
Так же у детей могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации :
- лёгкую;
- средней тяжести;
- тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок, как правило, не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно. В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
Характер и длительность адаптационного периодазависит от следующих факторов:
- возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
- индивидуальных особенностей.Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
- условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.).
- уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить четыре группы необходимых условий:
1.Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:
Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
2. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, – двусторонний, процесс. Формами работы с родителями являются беседы, консультации, родительские собрания.
3.Третья группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.
4. Тесная связь с педагогом – психологом. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.
Таким образом, поступление каждого ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Наша с вами задача облегчить период адаптации для каждого ребенка. Создать доверительное отношение и благоприятную обстановку.