Статья УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА . Автор: Цыганова Инна Васильевна

Автор: Цыганова Инна Васильевна
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ  

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Цыганова И.В.,  воспитатель

МАДОУ д/с «Берёзка», с.Зилаир

В современном дошкольном образовании наиболее востребованным становится  реализация права ребёнка на полноценное и свободное развитие, являющееся неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения. На этот факт указывают и результаты проведенного нами анкетирования родителей (законных представителей) детей, посещающих ДОО. Так, в ходе анкетирования, мы выявили, что наиболее важными и ценными для родителей является не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у малыша качеств, определяющих его успешную социализацию.

Нацеленность на формирование социальной успешности, позволяющей ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы, т.е. готовность ребенка к жизни в обществе, определена и в  одном из главных документов дошкольного образования – федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Главными условиями формирования успешной социализации детей в стенах ДОО считаем игровую деятельность, как ведущего вида детской деятельности, и создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды.

Итак, приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, происходит через игру, которая возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания ребенка. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов. Формирование игровых умений детей необходимо начинать с самого раннего возраста. Помня психофизиологические возрастные особенности детей этого возраста, когда малыши пытаются произносить слова и соотносить их с действиями и предметами, встает вопрос: как же играть с малышами в коллективе, который не умеет разговаривать? Ответ очень прост, но весьма важен - необходимо развивать мелкую моторику рук.

Важность развития мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психофизиологическими особенностями детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. С учетом этих позиций, работая в группе раннего возраста, большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики у детей,  так как именно в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать в ребенке стремление все потрогать, погладить, бросить, намочить, порвать, покрасить, даже попробовать на вкус, тем самым изучить свойства окружающих предметов и объектов. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, необходимо активизировать у детей сенсорные основы познания, обучать малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Ребенок с развитой мелкой моторикой более внимателен, наблюдателен, его мышление развито лучше, движения скоординированы, зрительная и двигательная память более развита, чем у ребенка того же возраста, не достаточно ловко владеющего собственной кистью руки. Развивая мелкую моторику,  мы уделяем внимание развитию и мотивационной сферы детей - это потребность в любознательности, познании мира и творчества, потребность в достижениях и их признании окружающими, что также является составляющими социальной успешности.

Таким образом, на основе развития мелкой моторики ребенка, в особенности на основе развития тонких движений мышц пальцев рук, происходит подготовка почвы для последующего формирования словесной речи, и что только к концу дошкольного возраста (к 7-8 годам), в основном завершается долгий и сложный процесс овладения ребенком речью. Помня это, понимаем важность правильной организации развивающего предметно-игрового пространства группы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Поэтому игровое пространство нашей группы составляют: разнообразные игровые тренажеры для пальцев и кистей рук, «Книга-развивай-ка» - любимые игры многих малышей, «Тактильные дощечки и мячики» с различным наполнением, лабиринты "Логика", пазлы «Сложи картинку», игры «Разноцветные прищепки». К самостоятельным действиям побуждают малышей развивающие пособия, типа «Леп-бук», «Кукла - тренажер «Одеваюсь сама»», «Тантамарески и пальчиковые дорожки», «Настенные тренажеры», «Бизи-Борд» и пр. Стараемся, чтобы все представленные пособия были доступны детям, использовались по внутреннему побуждению ребенка самостоятельно, а также применялись педагогом в организованной образовательной деятельности в индивидуальной и подгрупповой форме, проникали во все виды деятельности детей в течение всего дня пребывания его в детском саду: двигательная активность и игра, познавательно-исследовательская деятельность и игра, самообслуживание и игра, эмоциональное общение  и игра и пр. Используя игровые приемы и средства в образовательном процессе, следуем принципу доброжелательности, эмоциональной поддержки и радостной обстановки, положительной атмосферы сотрудничества с взрослым и сверстниками, поощрением любых выдумок и фантазий ребенка. Считаем, что только в этом случае игра будет полезна для социального развития ребенка.

Следующим, не менее важным условием успешной социализации детей считаем психолого-педагогическое сопровождение не менее важных участников образовательного процесса - родителей. Так, вошло в систему участие родителей не только в качестве зрителей системно проводимых в ДОО зрелищных мероприятий (праздников, развлечений и досугов), но и вовлечение их в образовательный процесс; проведение для родителей мастер-классов; встреч за круглым столом, где обсуждаются различные проблемные ситуации, обмениваются информацией об использовании различных приемов и методов социализации детей. В социальных сетях создана группа «Колобок», где педагоги информируют родителей о достижениях и успехах детей, родители задают педагогам вопросы, совместно обсуждают и находят пути решения проблемных ситуаций и пр. Родители группы понимают, что именно регулярность взаимодействия с педагогами ДОО и детьми является условием оптимизации успешной социализации детей.

 


Автор: Цыганова Инна Васильевна

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Цыганова И.В., воспитатель

МАДОУ д/с «Берёзка», с.Зилаир

В современном дошкольном образовании наиболее востребованным становится  реализация права ребёнка на полноценное и свободное развитие, являющееся неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения. На этот факт указывают и результаты проведенного нами анкетирования родителей (законных представителей) детей, посещающих ДОО. Так, в ходе анкетирования, мы выявили, что наиболее важными и ценными для родителей является не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у малыша качеств, определяющих его успешную социализацию.

Нацеленность на формирование социальной успешности, позволяющей ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы, т.е. готовность ребенка к жизни в обществе, определена и в одном из главных документов дошкольного образования – федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Главными условиями формирования успешной социализации детей в стенах ДОО считаем игровую деятельность, как ведущего вида детской деятельности, и создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды.

Итак, приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, происходит через игру, которая возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания ребенка. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов. Формирование игровых умений детей необходимо начинать с самого раннего возраста. Помня психофизиологические возрастные особенности детей этого возраста, когда малыши пытаются произносить слова и соотносить их с действиями и предметами, встает вопрос: как же играть с малышами в коллективе, который не умеет разговаривать? Ответ очень прост, но весьма важен - необходимо развивать мелкую моторику рук.

Важность развития мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психофизиологическими особенностями детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. С учетом этих позиций, работая в группе раннего возраста, большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики у детей,  так как именно в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать в ребенке стремление все потрогать, погладить, бросить, намочить, порвать, покрасить, даже попробовать на вкус, тем самым изучить свойства окружающих предметов и объектов. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, необходимо активизировать у детей сенсорные основы познания, обучать малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Ребенок с развитой мелкой моторикой более внимателен, наблюдателен, его мышление развито лучше, движения скоординированы, зрительная и двигательная память более развита, чем у ребенка того же возраста, не достаточно ловко владеющего собственной кистью руки. Развивая мелкую моторику,  мы уделяем внимание развитию и мотивационной сферы детей - это потребность в любознательности, познании мира и творчества, потребность в достижениях и их признании окружающими, что также является составляющими социальной успешности.

Таким образом, на основе развития мелкой моторики ребенка, в особенности на основе развития тонких движений мышц пальцев рук, происходит подготовка почвы для последующего формирования словесной речи, и что только к концу дошкольного возраста (к 7-8 годам), в основном завершается долгий и сложный процесс овладения ребенком речью. Помня это, понимаем важность правильной организации развивающего предметно-игрового пространства группы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Поэтому игровое пространство нашей группы составляют: разнообразные игровые тренажеры для пальцев и кистей рук, «Книга-развивай-ка» - любимые игры многих малышей, «Тактильные дощечки и мячики» с различным наполнением, лабиринты "Логика", пазлы «Сложи картинку», игры «Разноцветные прищепки». К самостоятельным действиям побуждают малышей развивающие пособия, типа «Леп-бук», «Кукла - тренажер «Одеваюсь сама»», «Тантамарески и пальчиковые дорожки», «Настенные тренажеры», «Бизи-Борд» и пр. Стараемся, чтобы все представленные пособия были доступны детям, использовались по внутреннему побуждению ребенка самостоятельно, а также применялись педагогом в организованной образовательной деятельности в индивидуальной и подгрупповой форме, проникали во все виды деятельности детей в течение всего дня пребывания его в детском саду: двигательная активность и игра, познавательно-исследовательская деятельность и игра, самообслуживание и игра, эмоциональное общение и игра и пр. Используя игровые приемы и средства в образовательном процессе, следуем принципу доброжелательности, эмоциональной поддержки и радостной обстановки, положительной атмосферы сотрудничества с взрослым и сверстниками, поощрением любых выдумок и фантазий ребенка. Считаем, что только в этом случае игра будет полезна для социального развития ребенка.

Следующим, не менее важным условием успешной социализации детей считаем психолого-педагогическое сопровождение не менее важных участников образовательного процесса - родителей. Так, вошло в систему участие родителей не только в качестве зрителей системно проводимых в ДОО зрелищных мероприятий (праздников, развлечений и досугов), но и вовлечение их в образовательный процесс; проведение для родителей мастер-классов; встреч за круглым столом, где обсуждаются различные проблемные ситуации, обмениваются информацией об использовании различных приемов и методов социализации детей. В социальных сетях создана группа «Колобок», где педагоги информируют родителей о достижениях и успехах детей, родители задают педагогам вопросы, совместно обсуждают и находят пути решения проблемных ситуаций и пр. Родители группы понимают, что именно регулярность взаимодействия с педагогами ДОО и детьми является условием оптимизации успешной социализации детей.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x