устное народное творчество в развитии речевой активности детей с общим недоразвитием речи | Диженко Светлана Викторовна. Работа №240531
Автор: Диженко Светлана Викторовна
В статье описывается работа по развитию речи детей с общим недоразвитием речи с использованием русского народного творчества. Существует одна характерная особенность младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Поэтому в своей работе активно использую произведения народного творчества с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Статья проверена и отредактирована Людмилой Борисовной Баряевой.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей с общим недоразвитием речи.
Диженко Светлана Викторовна
Учитель-логопед Таймырского муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка».
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, в том числе ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи.
Отсутствие или нехватка времени у родителей на развитие и общение с детьми, а также не обращение внимания к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит к проблемам в развитии речи детей. К сожалению, ребенок больше времени проводит с электронными гаджетами, чем в живом окружении, общаясь со взрослыми и сверстниками. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте.
Особенностью произведений малых фольклорных жанров является: простота сюжета, занимательность, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровая форма. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Чем же они привлекают к себе внимание? Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Произведения фольклора гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствуют эмоциональным потребностям детей.
Существует одна характерная особенность младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. В своей работе активно использую произведения народного творчества с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Первыми фольклорными произведениями, с которыми я знакомлю детей, являются колыбельные песни, которые в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать».
Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Они получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Пестушки достаточно хорошо воспринимаются детьми с общим недоразвитием речи. Учу детей договаривать за мной, проговаривать вместе со мной текст пестушек. Для логопедической работы важно, что в колыбельных песнях и пестушках важное значение имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка с тяжелыми нарушениями речи, как показал наш практический опыт, радостное настроение. На первых порах дети с ОНР первого уровня речевого развития, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем они начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строк. Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). Потешкой или прибауткой я стимулирую отработку слогов, звукосочетаний, корректирую произносительную сторону развивающейся речи детей с ОНР.
Так, чтобы отработать звукосочетание, например, «ди», подбираю потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во – ди – и – чка! Во – ди – и – чка! Умой мое личико». В потешках встречается много ласкательных слов: пальчик, котик, гуленьки, личико. Часто они имеют диалогическую форму, что важно для развития диалогической речи детей с ОНР: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и др. Некоторые построены по типу обращения: солнышко-вёдрышко, выгляни скорее; водичка, водичка, умой моё личико. По типу сообщения: «Уж я Танечке пирог испеку, уж я миленькой большой испеку» и др.
Далее активно включаю в логопедическую работу с детьми прибаутки. Это веселые стихотворные истории с участием людей и животных похожие на короткую сказочку, которые рассказывала нянюшка или мама своему ребенку. В этой роли выступает логопед, работающий с ребенком с ОНР.
Тили-бом, тили-бом,
загорелся кошкин дом.
Бежит курочка с ведром заливать кошкин дом….
Сова,
совушка
,
сова,
Большая
голова,
На колу сидела
В стороны глядела,
Головой вертела.
Далее включаю в логопедическую работу с детьми группу произведений, которые некогда принадлежали фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры. Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
Божья коровка лети на небо
Там твои детки кушают конфетки.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание им позволяет ребенку с ОНР овладевать в ходе логопедической работы родным языком.
Активно использую с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР пословицы и поговорки. Поговорки - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем мире, понятные детям. Как показал наш практический опыт, обращенные к детям, пословицы, поговорки могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы.
Очень полезны для развития словесно-логического мышления детей с ОНР загадки. Сначала предлагаю детям простейшие загадки, которые характеризуют предметы, явления, а затем использую более сложные загадки. Эта форма фольклора всегда опирается на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Предлагаю детям для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок к их опыту и выражен в загадке довольно ясно. В разгадывании развивается смысловая сторона речи за счёт различения предметов по признакам и действиям.
В логопедической работе активно использую скороговорки или чистоговорки - это гимнастика для языка.
Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок. Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей с ОНР. Скороговорки предлагаются детям с ОНР после длительной логопедической работы по постановке и дифференциации звуков. Для каждого звука подбираю скороговорки. Например.
Во дворе трава. На траве дрова.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто-строгим соблюдением ритма. Посредством считалок дети делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Считалочки бывают смешными и не очень, длинными и короткими. У считалок есть две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий, которые дети с ОНР запоминают в ходе специально организованной логопедической работы.
Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей с нарушением речи, способствует тому, что речь детей становится эмоционально выразительной.
Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками, куклами, матрешками и т.д. При этом они закрепляют навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Устное народное творчество дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку с тяжелыми нарушениями речи овладевать родным языком. В ходе логопедической работы с детьми мы пришли к выводу, что активное использование малых фольклорных текстов с детьми с общим недоразвитием речи влияет на развитие их речи: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение интонировать голосом, активизируя звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний.
Таким образом, использую произведения народного творчества в работе по развитию речи детей с ОНР систематизировано для формирования у них первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору. Совместно с воспитателями включаем в комплексное планирование элементы устного народного творчества во все виды деятельности с детьми с общим недоразвитием речи.