"В стране звуков и букв"-программа дополнительного образования | Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка". Работа №148542
Автор: Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка"
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей (обучение дошкольников элементам грамоты)
Программа «В стране звуков и букв» составлена на основе авторской Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Программа опирается на федеральный закон «Об образовании».
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей:
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учетом их психофизиологических
особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1-й год- развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха.
2-й год- развитие звукобуквенного анализа, интереса и способностей к чтению.
Программа предполагает обучение веселым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладеть задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений ( упражнения для рук, ног туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для кистей и пальцев рук);
- формирование графических навыков.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б.Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б.Эльконин)
Способы и формы работы с детьми.
- дидактические игры, - фонематические упражнения, - работа с текстами, - театрализация, - рисование.
Рабочая программа по раннему обучению чтению на 2017-2018 учебный год составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»/ М.,Изд. «Ювента»; 2010г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5- 7 летнего возраста.
Рабочая программа составлена из расчета 1 раз в неделю продолжительностью не более 25- 30 минут (18 раз в год)
Календарно- тематическое планирование
1 год обучения
Программа на учебный год:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;
- закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита;
- учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
- учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
- продолжить знакомить с графическим изображением слова- прямоугольником ( моделирование);
- познакомить с условным изображением звуков: гласные- красный квадрат, твердые согласные- синий квадрат, мягкие согласные- зелены квадрат (моделирование);
- учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;
- учить писать слова с помощью графических изображений;
- учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;
- учить соотносить звук и букву;
- учить писать слова, предложения печатными буквами;
- учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
- способствовать развитию фонематического восприятия;
- учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
- познакомить с термином «предложение»;
- учить правильно пользоваться терминами «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- учить составлять предложения из двух, трех, четырех слов;
- учить записывать предложение условными обозначениями;
- способствовать развитию графических навыков;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
№ п/п
Тема занятия
Методические приемы
Сентябрь
Вводное занятие. Звук и буква «А»
Графическое изображение, написание буквы в клетке.
Звук и буква «О». Звук и буква «У»
Рисование крючков. Игра «Соедини правильно». Графическое изображение. Игра «Схема - слово».
Октябрь
Звук и буква «ы». Звук и буква «Э»
Написание буквы. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно». Графическое изображение. Игра «Слово- схема»
Написание и чтение слов «ау», «уа»
Игра «Звуки и буквы». Игра «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся»
Ноябрь
Звук и буква «Л», звук и буква «М»
Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема - слово»
Звуки и буквы «Н», «Р»
Чтение слогов, знакомство с предложением. Игры: «Закрась правильно» «Подскажи словечко».
Написание букв и чтение слогов.
Декабрь
Буквы «Я», «Ю»
Чтение слогов, слов и их графическая запись. Чтение слогов. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку»
Буквы «Е», «Ё»
Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.
Январь
Звук и буква «И»
Игры «Определи место звук в слове», «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно».
Звуки «К-КЬ», «Г -Гь»;
«Д-ДЬ», «Т -Ть»
Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Узнай, какой звук потерялся»
Февраль
Звуки «В-Вь», «Ф-Фь»;
«З-Зь», «С-Сь»
Чтение слогов, слов и предложений. Игры: «Закончи предложение», «Определи место звука в слове»
Звуки «х-Хь»,
«Б-Бь», «П- Пь»
Чтение слогов слов и предложений. Игры: «Соедини правильно», «Буквы рассыпались», «Закончи предложение»
Март
Звуки и буквы «Ж», «Ш».
«Ч»- «Щ»
Написание букв, чтение слогов. Фонетически разбор слов.
Игры «Подскажи словечко»
Звуки и буквы «Ц»,
«Й»
Чтение слогов, стихотворений. Игры: «Буквы рассыпались», «Предмет, слово, схема»
Апрель
Буквы «ь», «ъ»
Фонетический разбор слов Игры «Допиши слово», «Слово, схема», «Найди букву».
Закрепление пройденного материала
Игры: «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»
Май
Закрепление пройденного материала
Игровые упражнения: «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложение», «Подскажи словечко». Повторение пройденного материала, чтение стихотворений, знакомство с алфавитом.
Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года ребенок должен:
- знать буквы русского алфавита,
- писать значки букв русского алфавита,
- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»,
- определять место звука в слове в разной позиции,
- различать гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие звуки,
- пользоваться графическим изображением звуков (гласный- красный квадрат, согласный твердый- синий квадрат, согласный мягкий- зеленый квадрат),
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами,
- соотносить звук и букву,
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами,
- определять ударный слог, ударную гласную, обозначать соответствующим значком,
- проводить звуковой анализ слов,
- читать слоги, слова, предложения, небольшие стихотворные тексты,
- правильно пользоваться терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение»,
- составлять предложения из двух, трех слов и анализировать их.
Календарно - тематическое планирование
2 год обучения, программа на учебный год:
- расширять знания и представления детей об окружающем мире,
- учить проводить фонетический разбор слова,
- закреплять умение соотносить звук и букву,
- учить читать слова, стихотворения, тексты,
- учить разгадывать ребусы, кроссворды,
- учит писать слова, короткие предложения печатными буквами,
- познакомить с тетрадкой в линейку, научит способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму,
- способствовать развитию логического мышления,
- формировать умение понимать прочитанный текст,
- развивать интерес и способность к чтению,
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно,
- учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями,
Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Тема занятия
Методические приемы
Сентябрь
Звуки и буквы
Игровые упражнения (далее И/У) «Прочитай и допиши правильно», «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами»
Слова и слоги
Чтение пословиц. И\У - «Соедини правильно», «Кто в каком домике живет»
Октябрь
«Предложение, графические навыки»
Составления предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради. И/У «Прочитай и допиши правильно»
«В мире книг»
Чтение и отгадывание загадок, запись слов- отгадок, чтение пословиц, рисование Колобка
Ноябрь
«Осень»
Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени.
Рисование осенних листьев
«Домашние животные»
Разгадывание кроссворда чтение рассказа К.Д.Ушинского «Кот Васька». Рисование кошки. И/У «Допиши предложение»
Декабрь
«Сказки»
Чтение отрывка из рассказа Ю.Коваля, и/у «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки
«Зима»
Чтение загадок, рассказов о зиме, составление предложений по картинкам, рисование снежинок
Январь
« Новый год»
Чтение стихотворений, составление рассказов по серии сюжетных картинок, рисование елочных шаров, и/у «Напиши правильно»
«Транспорт»
Чтение загадок, рисование вагончиков, и/у «Напиши правильно», « Соедини правильно»
Февраль
«Природные явления»
Чтение пословиц, стихотворений о природных явлениях, соотнесение звука и буквы. И/у «соедини правильно»
«Лес»
Чтение рассказов, задок о деревьях. Рисование деревьев, желудей, грибов. И/у «Что перепутал художник»
Март
«8 Марта»
Чтение стихотворения Т. Шорыгиной, написание поздравлений для женщин и рисование для них букетов цветов
«Птицы»
Апрель
«Весна»
Чтение загадок, рассказа Н. Сладкова «Весенние радости», рисование подснежников, и/у «Соедини правильно»
«Ребусы», «Кроссворды»
Разгадывание ребусов и кроссвордов
Май
«Лето»
Чтение загадок и рассказов, пословиц, о лете, рисование ягод, и/у «Раскрась правильно», «Звуки и буквы»
«Скоро в школу»
Чтение стихотворений и пословиц о школе. И\у «Соедини правильно»
Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года ребенок должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму,
- ориентироваться в звукобуквенной системе языка,
- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв,
- записывать слова, предложения печатными буквами,
- разгадывать ребусы, кроссворды,
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст,
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая, узкая строка),
- рисовать предметы.
Учебно - методическое обеспечение:
Для педагога:
Программа
«От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядн
о-
методическое пособие, Е.В.Колесникова/
М.,Изд
. ЮВЕНТА, 2007г.
Е.В.Колесникова «Веселая грамматика для детей 5-7 лет, раб
.
т
етр
./М., Изд. ЮВЕНТА, 2008г.
Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/Сборник литературных произведений./
М.,Изд
. ЮВЕНТА, 2009г.
Для детей:
Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М., изд. ЮВЕНТА,2009.