Статья Важность применения логоритмических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речевых нарушений у дошкольников с патологией зрения. Автор: Фондикова Ирина Валерьевна

Автор: Фондикова Ирина Валерьевна
Статья о необходимости применения логоритмических упражнений на логопедических занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения. Приведены примеры таких упражнений.


Автор: Фондикова Ирина Валерьевна

Важность применения логоритмических упражнений на логопедических занятиях при коррекции речевых нарушений

у дошкольников с патологией зрения

 

Фондикова И.В.

учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска № 82

 

Воспитанники МБДОУ г. Мурманска № 82 имеют различные нарушения зрения (косоглазие, амблиопия).

Ученые тифлопедагоги, тифлопсихологи (Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева)  при изучении своеобразия детей с нарушением зрения исходят из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального.

Они выделяют зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка.

Биологическое неблагополучие приводит к дисгармоничному развитию малыша.

Это может выражаться в неблагополучии в эмоционально-волевой сфере ребенка, отставании в физическом развитии: в частности, гипер- или гиподинамии, нарушении общей и мелкой моторики, дискоординации движений, частых соматических заболеваниях, слабом развитии дыхательного аппарата, речевых нарушениях. Последние являются неотъемлемой чертой ребенка с нарушенным зрением.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым, И.М. Догелем, И.Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

Логопедическая ритмика, (разработчики Г.А. Волкова, О.А. Крупенчук, И. Лопухина) – это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Применение логоритмических упражнений способствуют успешной коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения. Применяется:

- метод использования малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток), что способствует воспитанию детей в национальных традициях;

- метод усиления положительных эмоций с помощью «волшебных» слов: «Здравствуйте ладошки», «Ключик», «Если встретил ты друзей», «Я здороваюсь везде», «Доброе утро»;

- народные игры сопровождаемые музыкой и словами : «Гори, гори ярче». «Медведь и дети», «Найди друга» и др;

- музыкальные логоритмические этюды «Вап-па-дюрю-дюрю», «Делай как я», «Не зевай», «Две руки» и т. д.

- логопедические разминки («Идем в огород», «Гномы», «Каблучок», «Петушок», «Зайцы», «Пингины», «Медвежата», «Уточки, «Жук», «Гуси», «Лягушки», «Лошадки», «Барабан», и др.

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровье сберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи лого ритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:

развитие слухового и зрительного внимания;

развитие фонематического слуха;

развитие пространственной организации движений;

развитие общей и тонкой моторики, мимики;

развитие физиологического и фонационного дыхания;

развитие чувства ритма;

развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

развитие коммуникативных качеств.

Таким образом, эффект от логоритмических упражнений многократно усиливается при занятии с детьми с нарушением зрения, у которых этапы коррекции речевых нарушений гораздо длиннее, чем у их сверстников с нормальным зрением. Кроме того, с применением логоритмических упражнений у воспитанников наблюдается

с

нижение уровня заболеваемости детей.

о

владение навыками самооздоровления, ведения здорового образа жизни.

у

крепление функциональных возможностей

сердечно-сосудистой

, нервной и дыхательной систем, развитие координации, гибкости и пластики, укрепление костно-мышечной системы и др.

п

овышение речевой и двигательной активности детей.

 

 

Литература

 

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Логопедическая ритмика // Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. / Под. ред. Волковой Г.В. – Спб., 2005.

 

2. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика. – М., 1985.

 

3. Воронова А. Е., Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности., - Иркутск, 2002.

 

4. Новиковская О.А., Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – Спб., 2008.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x