Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Автор: Ковалевой Гульшат Ахияровне

Героизм в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как мировоззренческий ориентир.

Сегодня дети большое количество свободного времени проводят за компьютерами, общаясь со сверстниками в социальных сетях или, играя в игры, где без особых сомнений истребляют своих врагов.

Все это приводит к эмоциональному оскудению, обнищанию и, в конечном итоге, к эмоциональной незрелости. Современным подросткам, к примеру, на уроках истории, где нужно рассуждать, выявляя причинно-следственные связи, давать оценку событию и поступкам, критически анализируя исторический источник, зачастую опираясь на личный опыт жизни в обществе, в большинстве своем не справляются с этой задачей.

Без чтения художественной литературы, а также вследствие отсутствия «живого, духовно-эмоционального» общения с окружающими словарный запас учащихся быстро становится скудным. И, в результате, им легче просто пересказать написанное в учебнике, отвечая на вопрос, нежели высказать свою собственную аргументированную точку зрения. Они не уверены, что смогут правильно выразиться, что их поймут окружающие. Очень часто, чтобы скрыть свое смущение, они высмеивают выступления своих одноклассников. Поэтому подача материала в частности на уроках истории и обществознания должна быть как можно больше эмоционально насыщена.

Эмоционально-незрелого человека намного легче подчинить своей воле, использовать в своих целях. Примером может послужить молодежь на Майдане, в рядах неонацистов и карателей. По мнению психолога Марии Косухиной, такие дети менее всех устойчивы к наркотикам, алкоголю, которые являются их «агентами независимости». Потому, что для самоутверждения им нужны «подпорки»: в данном случае – это унижение и даже физическое уничтожение других людей, чувство всемогущества и вседозволенности, власти.

Известные психологи Гордон Олпорт и Альберт Эллис утверждают, что мысли и эмоции неразделимы. У эмоционально-незрелой личности отсутствуют интерес к творческой деятельности, самоопределению, нет своей жизненной позиции и психологической гибкости [4,166], [11, 205].

Именно поэтому как никогда актуальна проблема воспитания эмоционально - устойчивой личности учащегося, способной выявить для себя верные мировоззренческие ориентиры и жизненные ценности, основанные на уважении к людям и любви к своей Родине, к своему народу. Ценностное переосмысление опыта прошлого, в частности опыта ВОВ 1941-1945 годов, где главными ориентирами становятся образы героев и утверждаемые их подвигами ценности, является наиболее оптимальным способом достижения этой цели.

Как ни абсурдно это звучит, но нам сегодня приходится защищать и чуть ли не оружием отстаивать «нашу победу» в страшной войне. Когда на государственном уровне переписывается история в угоду очередной политической доктрине очередного амбициозного политика, очень важно сформулировать правильное представление у учащихся о тех событиях.

На мой взгляд, недостаточно ограничиваться лишь фактическим материалом, датами, событиями, работой с картой. По собственному опыту могу сказать, что большая часть этой информации не задерживается в голове. Но если насытить этот материал эмоциональным компонентам, скажем, примером обычных солдат, внутренний мир которых буквально обнажается под воздействием страха смерти, испытываемого в бою. Если попытаться, рассказывая о каком-либо сражении, представить ее глазами солдата, совершившего героический подвиг или, наоборот, бегущего в панике в лес, увлекая за собой других, о буквально пережив этот бой вместе с его участниками, учащиеся не смогут его уже забыть.

Методика «погружения», идентификации себя с историческими героями, «оживления картин прошлого», реконструкция событий, на мой взгляд, имеет большое значение в процессе обучения истории.

В качестве дополнительной информации для уроков изучения ВОВ и классных часов по данной тематике предлагаю материал по формированию героического общественного сознания советского народа в период войны. Опираясь на историко-психологическое исследование Е.С.Сенявской, можно выделить три периода [9, с. 33].

Первый период: от 22 июня 1941 г. до победы в Сталинградской битве.

Для него характерно осознание реальности колоссальной угрозы.  Военная катастрофа вызвала состояние психологического шока. Поэтому в этот период имели место многочисленные факты сдачи в плен целых военных подразделений. Групповой страх вызывал уныние, обреченность, панику. Приказ № 227 от 28 июля 1942 года был издан как раз для борьбы с теми, кто в панике кричал об окружении и бежал в лес, увлекая за собой других.  Чувство страха как будто говорило солдату: «Ты погиб, тебя сейчас убьют. Спасайся, прячься, беги». Страх или тянул назад, или прижимал к земле, или не пускал вперед. Но по мере того, как шок проходил, росли горе и боль, вскипала ярость, взывавшая к мести, было достигнуто определенное равновесие сознания, произошла его стабилизация. Ахат Абдулхакович Ахметзянов, уроженец Ишимбайского района БАССР, был снайпером, участвовал в освобождении блокадного Ленинграда. Боль ленинградцев он чувствовал как острие ножа в собственной груди.  Страх начала войны ушел. «Теперь он – охотник на двуногих зверей. Солдаты вермахта и есть те самые звери, истребляющие мирных жителей». Главная цель этого периода войны – «Выстоять!» – была выполнена.

Второй период – связан с тем, что Коренной перелом в ходе войны предопределил ощутимые перемены и в состоянии морального духа советских войск. Неудержимое стремление вперед – самая характерная черта этого периода.  Жгучая ненависть, отсутствие жалости к врагу – так описывает свои ощущения Клавдия Федоровна Серебрякова (1921-1997 гг.), уроженка Стерлитамакского района, БАССР. Она вспоминает, как увидела фотографию, на которой фашист был на фоне сожженной русской деревни. Она, вероятно, предназначалась для родных и была подписана так: «Смотрите, как мы научились усмирять русских дикарей». «Он гордился своими варварскими делами. Я должна  сполна расплатиться с ним» -  пообещала себе летчица [2, с. 89] .  Герой Советского Союза Николай Иванович Дегтярь (1916-1986 гг.) вспоминал: «Мстительное чувство нашло выход в холодной ярости, с которой я нажимал гашетки и рычаг бомбосбрасывателя… И злое торжество во фразе из наушников «Есть, еще один!» [2, с. 47] . «Ты – гражданин! У тебя есть гордость, гордость твоей семьи, нации. Чувство долга. Родина – в сердце! Хочешь жить – убей тех, кто пришел убить тебя и твоих товарищей. Вперед!» [2, с. 115]. Этот период хорошо отображает стихотворение жителя города Октябрьский РБ В.Платова:

«Он умирал у самого Берлина,

В конце войны. Вставал сырой рассвет.

Не столько больно было, сколь обидно!

Друзья дойдут, а он теперь уж нет.

Он был солдатом, в грозном 41-ом

Он верил, что придет сюда, придет.

Четыре года – на краю у смерти,

И у берлинских умирал ворот.

Как было умирать им неохота!

Больней, чем на своей родной земле.

…В последний, главный штурм пошла пехота,

В последний бой в великой той войне».

Для заключительного этапа войны характерным было ощущение близости победы. Чем ближе она была, тем большими были желание и надежда выжить, тем труднее было подниматься в атаку под огонь, тем обиднее были потери товарищей и друзей, страшнее возможность собственной гибели. Федор Алексеевич Алчинов (1918 г.р.) из Бакалинского района БАССР вспоминал начало 45 года: «Хожу по окопам, разговариваю с офицерами и солдатами, вглядываюсь в их лицо. Это уже не те солдаты первых дней войны, когда не хватало ни оружия, ни сноровки. Радость от ощущения близкой победы смешивалась с горечью – слишком огромными были потери» [2, с. 72]. Мавлют Шарафульязанович Файзуллин (1910-1983 гг.)из Аксаковского района БАССР именно в 1945 году, находясь уже в Берлине, отчетливо почувствовал, как это легко и обидно – умереть. Минута под дулом диверсанта, с которым он столкнулся при осмотре брошенного здания, показалась ему вечностью. Спасли товарищи и удача.

Рассказывая учащимся о ВОВ 1941-1945 годов, нужно подчеркнуть, что она оказала огромное влияние на духовный облик пережившего ее поколения. Что произошло   духовное, нравственное единение общества, без которого победить было бы невозможно. Что подобное единство духа и сегодня должно сплачивать нас перед всеми внешними угрозами и внутренними проблемами. А героическая борьба сегодня - это борьба за человеческое достоинство и за достойный человека мир: за культуру. Очень важно донести до учащихся, что современному россиянину необходимо поверить в свои силы и выбрать для себя единственно верный жизненный ориентир – преданность своей стране. Этому может способствовать «воскрешение духов великих предков», т.е. обращение к героизму дедов и прадедов, чтобы через идентификацию с ними воссоздать героический дух, почерпнуть духовные силы, вспомнить о том, кто он есть и зачем пришел в этот мир. Через это и будет рождаться идеал будущего и возрождаться культура России 21 века, объединяющая людей в более прочное единство.

Список литературы:

1.     Вахитов Ф. Настоящий герой // Ватандаш.2012.№10.С. 24-26.

2.     Комендантов И.С. Листая памяти страницы.- Уфа: РИЦ АНК «Башнефть», 2000.- 128 с.

3.     Момыш – улы Б. Психология войны.- Алма-Ата «Казахстан», 1990, 234 с.

4.     Олпорт Г.В.Становление личности. Избранные труды. – М.: «Смысл», 2002, 316 с.

5.     Разин С.Ю. Русская Революция и Великая Отечественная война в зеркале массового сознания/ Материалы межвузовской научно-практической конференции, приуроченной к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. 21-22 апреля 2010 года.

6.     Реброва И.В. Восприятие Великой Отечественной войны фронтовым поколением как объект исследования в академических изданиях // Социальные коммуникации: Вопросы истории, теории и практики / Сб. науч. ст. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2004. - С. 85-93.

7.     Сенявский А.С. Феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны и роль идеологии и пропаганды в его формировании/  Материалы Международной научной конференции "Коренной перелом в Великой Отечественной войне: к 70-летию освобождения Дона и Северного Кавказа" г.Ростов-на-Дону 6–7 июня 2013 г.

8.     Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. – Москва, 1995.

9.     Сенявская Е.С.Человек на войне.Историко-психологические очерки. М.,1997.

10.                       Серебрянников В.В. Социология войны.- М.: Научный мир, 1997.398 с.

11.                        Эллис А. Разум и эмоции в психотерапии. – М.: 1993.

 

 

 

 



Вахитов Ф. Настоящий герой//Ватандаш.2012.№10. С.24-26.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x