Статья Виды компетенций, необходимые педагогу в условиях образовательной организации.. Автор: Спицына Светлана Валерьевна

Автор: Спицына Светлана Валерьевна
Виды компетенций, необходимые педагогу в условиях образовательной организации.


Автор: Спицына Светлана Валерьевна

Виды компетенций, необходимые педагогу в условиях образовательной организации.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональных педагогических компетенций.

Прежде, чем перейти к обсуждению вопроса профессиональных компетенций педагога ДОУ, рассмотрим понятие «компетенция». Профессор Ирина Алексеевна Зимняя отмечает, что понятие «компетенция» связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «atere» – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности». В образовательной среде понятие «компетенция» получило свое распространение во второй половине XX века. В настоящее время наиболее часто используется определение, предложенное профессором Андреем Викторовичем Хуторским: «Компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Наряду с понятием «компетенция» используется понятие «компетентность» – это качество личности, которое проявляется в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретённом в процессе обучения и социализации. Таким образом, иметь сформированную компетентность – значит обладать определенными знаниями, определенной характеристикой; владеть компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

В ФГОС высшего образования на направлению подготовки «Педагогическое образование» установлены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника в результате освоения программы бакалавриата. Рассмотрим перечисленные компетенции применительно к педагогу дошкольного образования.

Основными характеристиками общекультурной компетенции педагога ДОО выступают:

-  мировоззренческая культура (знание основ мировой и национальной культуры, духовных и нравственных основы жизнедеятельности человека, ценностные ориентиры),

социокультурные нормы (система правил поведения в обществе, общности, группе, поведение личности),

-  культура речи (знание родного языка и умения грамотно излагать мысли),

-  культура общения.

-  культура межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т. д.).

Общепрофессиональные компетенции предполагают, что педагог ДОО осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении социальных и профессиональных задач; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции предполагают, что педагог ДОО должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной; учебно-методической; социально-педагогической деятельности. Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

– умение планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

– умение создавать развивающую предметно-пространственной среду;

– обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей.

Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности педагога:

– знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

– умения формировать знания, умения и навыки у воспитанников в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

– умение планировать воспитательно-образовательную работу;

– умение проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности:

– знание примерных общеобразовательных программ и методик обучения и воспитания детей;

– умение планировать, проектировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

– владение технологиями психолого-педагогического исследования и мониторинга воспитания и обучения детей.

Кроме того, воспитатель должен уметь соединять основные и парциальные программы, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая выборочности в формировании тех или иных качеств ребенка, формируя целостность восприятия ребенком.

Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь интегрировать содержание всех образовательных областей, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий и событий исходя из воспитательных и образовательных задач.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

– умение оказать консультативную помощь родителям;

– создание условий для развития и социализации детей; – защита интересов и прав детей.

Данные критерии уточняются следующими показателями:

– знание основных нормативно-правовых документов о правах ребенка и обязанностях родителей по отношению к детям;

– умение вести не директивную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.

Таким образом, современный педагог системы дошкольного образования должен обладать необходимыми знаниями в области обучения и воспитания дошкольников, уметь проектировать и воплощать целостный педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности, знать нормативно-правовую базу ДОО, возрастные особенности детей, уметь вести педагогическую работу с родителями детей. Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования включает в себя большое количество аспектов, без которых невозможна образовательная деятельность.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах; обобщение собственного педагогического опыта.

      Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственных профессиональных компетенций. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Зиновенко

О.А., Егорова Ж.С. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII

Междунар

.

науч

.

конф

. (г. Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 106-109.

Корешкова

М.Н.,

Рыжевская

М.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №24. С. 464-466.

Кострова

Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. №12. Т.2. С. 102-104.

Ломакина Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: материалы

Междунар

.

науч

.

конф

. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 276-279.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень

бакалавриата

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x