Викторины и КВН " Времена года" ☼
Автор: Александрова Любовь Александровна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида» Радуга»
Викторины и КВН
«Времена года»
Составила : Воспитатель
Александрова Л.А.
г.Югорск
С самого раннего детства мы привыкли к тому, что есть весна, лето, осень, зима. Идёт время, меняются эпохи, но времена года неизменны. Хоть и поётся в песне Давида Тухманова и Игоря Шаферана «Три месяца лето, три месяца осень, три месяца зима и вечная весна», мы-то точно знаем, что за весной последует лето, осень и …всё повторится внов
Викторина «Времена года»
1. Чем обусловлена смена времён года?
Ответ: смена времен года обусловлена движением Земли по орбите вокруг Солнца и наклоном ее оси вращения к плоскости орбиты
2. Какие вы знаете времена года?
Ответ: весна, лето, осень, зима
3. С какого месяца начинается год и каким заканчивается?
Ответ: начинается январём, заканчивается декабрём
4. Какое время года больше всего любил А.С.Пушкин?
Ответ: осень
5. Кто автор музыкального цикла «Времена года»?
Ответ: Антонио Вивальди
6. Какое время года самое волшебное?
Ответ: зима (потому что зимой волшебный праздник Новый год)
7. Какое время года самое журчащее?
Ответ: весна (потому что весной звонче всего журчат ручьи)
8. Какое время года мы называем золотым?
Ответ: осень (потому что осенью идёт сбор зерновых «золотое зерно», а на деревьях «золотые» листья)
9. Какое время года самое солнечное?
Ответ: лето
10. Сам дней не знает, а другим указывает?
Ответ: это календарь
11. Что включает в себя понятие «год»?
Варианты ответов: год — это четыре календарных периода, 365 дней, 12 месяцев
12. Одинаковая или разная погода в эти четыре календарных периода?
Ответ: разная. Например, снег – зимой, тепло – летом
13. Отгадайте загадку:
Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков,
На каждом сучке
По четыре гнезда,
В каждом гнезде
По семь яиц,
А седьмое – красное.
Ответ: год, месяцы, недели, дни
14. Одинаковое ли количество дней в месяце?
Ответ: нет, количество дней в месяцах разное (28, 29, 30 и 31)
15. Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет?
Ответ: времена года
16. Как вы считаете, всегда ли зимой есть снег?
Ответ: нет, не всегда. Например, в Африке есть зима, но нет снега
Для справки: признаки времен года соотносятся с определёнными географическими широтами. В традиционном смысле мы говорим о средней полосе России
17. Отгадайте загадки о временах года:
Ходит сама – и снег, и лёд,
А уходит – слёзы льёт.
Ответ: зима
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Ответ: весна
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: летом
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Ответ: осень
18. Зимние загадки
Не снег и не лёд,
А серебром все деревья уберёт.
Ответ: иней
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно.
Ответ: лёд
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
Ответ: метель
19. Весенние загадки
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
Ответ: Сосульки
Спереди – шильце,
Сзади — вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце.
Ответ: ласточка
Белые овечки
Бегают по свечке.
Ответ: верба
20. Летние загадки:
Что в поле родится,
А в еду никак не годится?
Ответ: василёк
Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.
Ответ: ромашки
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем –
Огоньки собираем.
Ответ: земляника
21. Осенние загадки
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Ответ: рябина
В поле — метёлкой,
В мешке – жемчугом.
Ответ: зерно
Две сестры летом зелены,
К осени одна чернеет,
Другая – краснеет.
Ответ: чёрная и красная смородина
22. Вопросы по рассказу
«Четыре желания»
Автор рассказа: Константин Ушинский
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Как главный герой рассказа Митя относился к разным временам года?
Ответ: радостно, восторженно
Как вы думаете, почему?
Ответ: потому что каждое время годы по-своему прекрасно
23. Какое у вас любимое время года?
Ответы: зима, весна, лето, осень
Заключительное слово викторины
Все времена года одинаково важны и нужны для нас. Мы любим все четыре времени года и с нетерпением ждём их
Викторина для дошкольников.
Тема: Времена года
1. Что наступает после зимы? (Весна)
2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
3. Самое жаркое время года. (Лето)
4. Самый короткий месяц в году. (Февраль)
5. Снежное время года. (Зима)
6. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
7. Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)
8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)
9. Кто всю зиму спит? (Медведи, ежи)
10. В какое время года заяц бывает серым? (Летом)
11. Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)
12. Самый первый месяц года. (Январь)
КВН на тему: «Времена года» (старшая группа)
Цели:
Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам; продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы.
Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
Формировать умение обобщать по существенным признакам.
Поддерживать интерес к явлениям живой природы.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед всей командой.
Материал, оборудование:
1) эмблемы для участников команд
2) дидактическая игра «Времена года» (Из серии «Развивающие игры»)
3) картинки, где художник перепутал все времена года
4) мяч
5) 2 мольберта
6) бумага для рисования
7) краски
8) кисти
Ход занятия:
Организуются две команды: «Подснежники» и «Снегири». Ведущий представляет жюри. После каждого конкурса подводятся итоги.
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.
1)
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Стали птицы песни петь
И расцвёл ПОДСНЕЖНИК
2)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синички прилетели,
А во вторник, посмотри:
Прилетели СНЕГИРИ!
1 – Й КОНКУРС. РАЗМИНКА.
Ведущий задаёт вопросы каждой команде.
- В какое время года собирают землянику? (Летом)
- Когда птицы улетают в тёплые края? (Осенью)
- Когда люди вывешивают скворечники? (Весной)
- В какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)
- Когда появляется лёд на реке? (Зимой)
- Когда на дубе появляются жёлуди? (Осенью)
- В какое время года дети пускают кораблики? (Весной)
- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебряным»? (Зиму)
- Когда заяц серый? (Летом)
- Когда люди собирают урожай? (Осенью)
- Когда в городе можно увидеть снегирей? (Зимой)
- Когда бывает ледокол? (Весной)
- Когда люди утепляют свои жилища? (Осенью и зимой)
- Когда день короткий, а ночь длинная? (Зимой)
- Когда бывает капель? (Весной)
- В какое время года бывает гололёд? (Зимой)
- Когда на деревьях появляются почки? (Весной)
2 – ОЙ КОНКУРС «НАЗОВИ ХУДОЖНИКА».
Ведущий читает стихотворения – загадки и просит детей назвать художников.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава (Весна)
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зелёная
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
3 – КОНКУРС.
Кто больше назовёт пословиц и поговорок о временах года.
ЗИМА.
Не велик мороз – да красен нос.
Зимний денёк – с воробьиный скок.
В зимний холод – каждый молод.
Зимой солнце, что мачеха: светит да не греет.
Снега надует – хлеба прибудет.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег зиме – кормилице, что тёплый кожух.
ВЕСНА.
Весна водой богата.
Кто весной трудится рад, будет осенью богат.
Апрель с водою, а май с травою.
Весенний день – целый год кормит.
Земля – тарелка; что положишь, то и возьмешь.
Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Ай, ай, месяц май: тепел, а голоден.
Весна да осень – на дню погод восемь.
ЛЕТО.
Худо лето, когда тепла нету.
Жатва – время дорогое; не кому тут нет покою.
Кто лето в холодке сидит, зимой наплачется.
Лето собирает, зима поедает.
Пришел июнь – разноцвет, отбою от работы нет.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
ОСЕНЬ.
В осеннее ненастье – семь погод на дворе.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Зёрна в колоске – не спи в холодке.
Осенний день прозевал – урожай потерял.
Не хвались в поле, едучи, а хвались с поля, везучи.
Осенняя пора – птица со двора.
4 – КОНКУРС.
Дидактическая игра «Времена года». (Из серии «Времена года».)
5 – КОНКУРС. КОНКУРС КАПИТАНОВ. «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?».
Дети получают картинки, на которых перепутаны времена года. Они должны найти пять ошибок художника.
6 – КОНКУРС. ИГРА С МЯЧОМ «БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ».
Иней летом… (не бывает), снег зимой… (бывает), мороз летом, ледоход осенью. Капель летом, листопад весной, метель осенью, заморозки весной, дождь летом, гроза весной, роса зимой и т. д.
7 – КОНКУРС. КОНКУРС ЧТЕЦОВ.
Чтение стихотворений о временах года (заранее выученных).
8 – КОНКУРС. КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ.
Нарисуем портрет Зимы и Лета.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.