Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей: тесная взаимосвязь | Мокеева Ирина Геннадьевна. Работа №357452

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Систематические занятия, направленные на развитие ловкости пальцев,  положительно влияют на формирование речи,  способствуя  улучшению артикуляции,  развитию фонематического слуха и  повышению  концентрации внимания.  Поэтому важно уделять достаточное внимание  играм и упражнениям,  стимулирующим развитие мелкой моторики,  с раннего возраста. Не забывайте, что своевременная помощь специалиста (логопеда, дефектолога)  необходима при наличии подозрений на задержки в развитии речи или мелкой моторики.  Комплексный подход,  объединяющий  развитие речи и мелкой моторики,  является залогом успешного речевого развития ребенка.

Мокеева Ирина Геннадьевна,

воспитатель высшей категории, МБДОУ ДС № 452 г. Челябинска

Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей: тесная взаимосвязь

Развитие речи у детей – сложный и многогранный процесс, зависящий от множества факторов.  Одним из ключевых аспектов, часто недооцениваемых, является развитие мелкой моторики.  Существует тесная взаимосвязь между ловкостью пальцев и способностью к членораздельной речи,  и игнорирование этого факта может привести к задержкам в речевом развитии.

Нейронные связи: фундамент речи и моторики

В основе этой взаимосвязи лежит нейрофизиологический механизм.  Центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в коре головного мозга довольно близко друг к другу.  Более того, многие нервные пути, обеспечивающие работу этих центров, переплетаются и взаимодействуют.  Развивая мелкую моторику, мы стимулируем активность в этих зонах мозга, тем самым создавая благоприятные условия для формирования и развития речевых навыков.  Активная работа пальцев рук активирует  зоны мозга, ответственные за артикуляцию, планирование и контроль движений языка, губ и челюстей.  Чем больше нервных связей образуется в этих зонах, тем эффективнее будет процесс овладения речью.

Этапы развития: параллелизм в совершенствовании

Наблюдая за развитием ребенка, можно заметить параллелизм в совершенствовании мелкой моторики и речи.  В младенческом возрасте первые попытки хватания предметов предшествуют появлению лепета.  Постепенно, по мере развития хватательных рефлексов и  способности манипулировать предметами, у ребенка обогащается словарный запас, усложняется грамматика.  Малыш, который уверенно держит ложку, карандаш или кубик,  с большей вероятностью сможет правильно произносить звуки и строить предложения.

Развитие мелкой моторики: этапы от хватания до письма

Ранний возраст (0-1 год):  от хватательного рефлекса до целенаправленного захвата предметов.  В это время важно предоставлять ребенку разнообразные игрушки, стимулирующие развитие хватания: погремушки, мягкие игрушки, предметы различной текстуры.

Ранний дошкольный возраст (1-3 года):  развитие точности движений.  Ребенок учится собирать пирамидки,  вставлять предметы в отверстия, рисовать каракули.  В этом возрасте полезны игры с конструкторами, мозаикой,  пальчиковые краски.

Дошкольный возраст (3-7 лет):  усовершенствование координации движений.  Ребенок учится вырезать ножницами,  лепить из пластилина,  рисовать,  зашнуровывать ботинки.  В этот период важно развивать  графические навыки,  предлагая ребенку раскраски,  рабочие тетради с заданиями на обводку,  рисование по точкам.

Школьный возраст (7 лет и старше):  подготовка к письму.  Ребенок учится правильно держать ручку,  писать буквы и цифры.  Необходимо следить за правильной посадкой и техникой письма.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика:  стихи и песенки с движениями пальцев рук.
Лепка из пластилина, теста:  развитие силы и ловкости пальцев.
Рисование:  развитие координации движений руки и глаза.
Конструирование:  развитие пространственного мышления и координации движений. Вырезание ножницами:  развитие точности движений и координации.
Работа с мелкими предметами:  мозаика,  бусины,  пуговицы.
Застегивание пуговиц, молний, шнурков:  развитие координации и мелкой моторики.

Прямое влияние развития мелкой моторики на речь проявляется в следующем.

Улучшении артикуляции:  более точные движения пальцев способствуют развитию мышц языка, губ и челюстей, необходимых для правильного произношения звуков.
Развитии фонематического слуха:  различение звуков речи тесно связано с развитием мелкой моторики.
Повышении концентрации внимания:  задания на мелкую моторику требуют усидчивости и сосредоточенности, что положительно сказывается на речевой активности.
Улучшении памяти:  запоминание движений и последовательности действий в играх способствует развитию памяти.
Развитии пространственного мышления:  умение манипулировать предметами в пространстве способствует развитию речи,  поскольку формируется понимание грамматических конструкций.

Таким образом, развитие мелкой моторики –  неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка.  Систематические занятия, направленные на развитие ловкости пальцев,  положительно влияют на формирование речи,  способствуя  улучшению артикуляции,  развитию фонематического слуха и  повышению  концентрации внимания.  Поэтому важно уделять достаточное внимание  играм и упражнениям,  стимулирующим развитие мелкой моторики,  с раннего возраста. Не забывайте, что своевременная помощь специалиста (логопеда, дефектолога)  необходима при наличии подозрений на задержки в развитии речи или мелкой моторики.  Комплексный подход,  объединяющий  развитие речи и мелкой моторики,  является залогом успешного речевого развития ребенка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×