Влияние музыкально –дидактической игры на развитие детей с ОВЗ»

Автор: Бянкина Светлана Михайловна

консультация для педагогов

     В нашем детском  саду ведётся систематизированная работа по музыкальному воспитанию.

      Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

Нами разработана  программа для  детей  с  ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.  Ввести ребенка в мир музыки, обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации.

Задачи: 

 Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.

• Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.

• Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.

•Развивать творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.

•Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

•Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

         Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями. Основной формой   непосредственно являются музыкальные занятия, но не менее важна заинтересованность каждого ребенка в продолжение музыкального воспитания, т.е.  дома  с  мамой закрепление  музыкального  материала.

·        музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и   напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

·        замкнутые дети становятся более общительными;

·        развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

·        развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

·        в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

·        формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального  вкуса

     Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

     Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий.  Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

     Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

     Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова,  в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми.

     Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен,  что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

     Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя! И мы  радуемся  их успехам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.        Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-

развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.

2.        Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для

дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.

3.        Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии

/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4.        Скрыпник  И. Логоритмические занятия // Дошкольное

воспитание. – 1996. –№ 5–9.

 

6.        Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение .1987 г.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x