Влияние музыкальных занятий на ребёнка | Бояркина Татьяна Юрьевна. Работа №240290
Автор: Бояркина Татьяна Юрьевна
В статье описыватся, как вокал влияет на ребёнка и как можно бороться с заиканием на музыкальных занятиях
Вокал, как способ лечения заикания.
(Из опыта работы музыкального
руководителя Бояркиной Татьяны Юрьевны,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей города Ишима)
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Пение – это наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Вокал – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми.
Известно, что вокал является самым эффективным средством лечения заикания, устранения речевых дефектов, а также во время пения вырабатывается эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.
На своём примере, я бы хотела более подробно рассказать о влиянии вокала на заикание. Работая в детском саду, я веду вокальный кружок «РеМиДолька», с детьми 6-7 лет. На занятия ко мне ходят дети с дефектом речи (заикание). Начиная петь, у нас возникали небольшие трудности с исполнением, и тогда мы начали активно работать над устранением проблемы.
Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную и художественную культуру. Сольное исполнение и в ансамбле помогает преодолеть робость, зажатость, страх на сцене, и выработать такие качества, как уверенность и целеустремленность. А это уже первый залог к достижению нужного результата.
В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.
Нашу работу мы начали с академического вокала. Такого рода пение подразумевает плавное звуковедение, правильно поставленное дыхание, пропевание всех гласных. Для постановки дыхания мы использовали на занятиях как различные музыкальные распевки, так и простые распевки-инсценировки, они очень хорошо запоминаются и нравятся детям:
«ПЕТУШОК»
На одном выдохе произносим: «КУ-КА-РЕ-КУ».
«МАШИНА - делаем вдох, «наливают бензин» и начинаем движение вперёд, при этом делая губами: «тр-р-р», "кар-р" и ой-ой-ой.
«ЕЖИК» - изображаем движениями рук колючего ежика, как он бежит, напевая песенку "ф-ф-ф...", «фуфты-фуфты-фуфты-фу».
«ЛЕВ» - изображаем рычание льва.
«ПАРОВОЗ» - двигаемся, изображая паровозик и подпеваем слоги "чух-чух".
«ДУДОЧКА» - делаем вдох носом, а выдох – ртом.
Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на тарелочку с горячим супом. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох.
Необходимо, чтобы данный процесс проходил в спокойной обстановке и вдох и выдох были равномерными не только во время пения, но и в речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть одуванчик», «задуть свечку».
Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Важно, чтобы дети брали дыхание организованно, все вместе, перед началом исполнения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т.д., реагируя на дирижерский жест. Необходимо объяснить и показать, как взятое дыхание в распевках «расходовать» равномерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.
Первоначально детям предлагаются песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивается. Затем переходим к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком.
Во время исполнения песни у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи.
Занятия и выступления влияют на эмоциональную сферу ребенка, меняют настроение ребенка, позволяют почувствовать себя здесь и сейчас у моря, среди цветов, друзей зверюшек, таким образом отвлечься от болезни. Оживляя эмоциональную сферу, восстанавливается иммунобиологический процесс, и дети реже болеют. Давно известно, что большое количество негативных эмоций снижает иммунитет ребенка, а с помощью хорошей песни, игры, доброжелательной обстановки эмоциональный тонус повышается.
Кроме того, с помощью пения развивается экспрессия ребенка: дыхательная, речевая, двигательная, мимическая. Развиваются музыкально-сенсорные навыки:
«внешний слух» - способность слышать вокруг себя звуки,
«внутренний слух» - способность слышать музыку внутри себя, чувство ритма, чистота интонации, динамика,
звуковысотный слух, укрепляются мышцы органов дыхания и голосового аппарата, улучшает здоровье, укрепляет легкие, повышает качество пения.
На собственном примере, могу сделать вывод – регулярно занимаясь вокалом, дети с нарушением речи начинают забывать о своей проблеме во время исполнения песен. Основной трудностью для тех, кто заикается, является произношение в слове первого звука. При пении же слова как бы связаны друг с другом и сливаются с музыкой. На занятиях каждый слушает, как поют другие и старается попасть в такт. При этом ненужные акценты речи сглаживаются.
На протяжении полугода дети выступали на утренниках и различных мероприятиях, им приходилось побороть свой страх, обрести уверенность в себе. Наблюдая, я заметила, что с каждым разом волнение и заикание уменьшилось.
Нам удалось добиться улучшения. Удивительным образом в речи заикание стало заметно меньше, а исполнении песен и пропало вовсе.
В завершении хочу сказать, благодаря чудодейственному воздействию музыки у людей не только улучшается настроение, но и здоровье. Музыка творит чудеса.
Литература:
1. Андронова Л.З., Арутюнян М.А. Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания. Дефектология. - М.: 1984.
2. Андронова Л.З., Яхно В.П. Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании. В кн. Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации. - М.: 1986.
3. Андронова Л.З., Арутюнян М.А., Александровская А.С. О влиянии пения на заикание. Дефектология. - М.: 1987.
4. Буланов В.Г., Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности. - Екатеринбург, 2003 . – 13–16 с.
5. Емельянов В.В., Развитие голоса. Координация и тренинг. – Бородулино.: 1996 г.