Влияние освещённости кабинетов на зрение

Автор: Подкопова Людмила Вениаминовна

        Тема: «Влияние освещенности кабинетов на зрение школьников»

Введение

    Российское  государство  проявляет  неустанную заботу  о  здоровье учащихся, обеспечении  безопасных и высококачественных условий обучения, ликвидации профессиональных  заболеваний  и  производственного   травматизма.

    Дальнейшее  улучшение  условий  обучения  требует  улучшения  качества контроля  над  соблюдением  действующих  норм   по  технике безопасности.

      В  правилах, нормах, инструкциях, стандартах и других документах, установленных   в  законном   порядке,  изложены   требования  техники  безопасности, подлежащие   выполнению  в  процессе  проектирования,  строительства   и эксплуатации сооружений.

 

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо­лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,— это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Зрение – какая важная тема. Но также интересно, почему у некоторых моих одноклассников хорошее зрение, и на какой бы парте они не сидели, видят они хорошо, а почему, те, кто раньше хорошо видел, теперь носит очки? Может быть, дело в неправильной посадке или плохом освещении? Меня заинтересовала эта проблема, и я решила ею заняться.

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального зрения среди лиц разного возраста по стране представлен в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1.

Возрастная группа  

Процент лиц с недостатками зрения

Новорожденные  

5

Учащиеся средней школы  

20

Учащиеся институтов  

40

40 лет  

60

60 лет  

95

Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения  функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза.

У детей, обучающихся в 1 классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.              

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска,  вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт. Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

Цель работы

Целью работы было исследовать влияние освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Для этого мною были исследованы  на достаточность освещенности кабинеты в нашей школе.

Объекты исследования

Объектами исследования были кабинеты: № 32 – немецкий язык,  № 35 – математика; № 23 – географии; № 34 – химия, биология; № 26 – русский язык, № 24 – физика.

Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Цветовое  оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые).

Методика проведения работы

При изучении характера освещения кабинета я измеряла площадь окон, полового покрытия, рассчитывала коэффициент заглубления, чтобы составить полную картину естественной   освещенности. Для расчёта искусственной освещённости мне потребовались данные о том, сколько в кабинете лампочек, и какая у них мощность.  Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.

Таблица 2: типы освещения

 

Тип освещения

Характеристика

  1

Естественное

Освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

  2

Искусственное

Освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп – газозарядных,

люминесцентных или накаливания.

  3

Совмещённое

Освещение, при котором недостаточное естественное дополняется искусственным.

 

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

      1)  расположение здания и ориентация окон;

2)      достаточный коэффициент естественной освещенности

                З)  достаточный световой коэффициент (Ксв);

                4)  достаточный коэффициент заглубления (К).

 

 

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

 

1)      Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

 (частота окон).

2)      Размер простенков, высота расстояния от потолка до верхнего края окна;

3)      Окраска интерьера помещения;

4)      Расстановка и окраска мебели;

5)      Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников. 

 

                             Введение в исследовательскую работу:

 

         Сейчас  мы  постараемся   не  только  проверить   достаточность   освещённости    школьного  помещения,  но  и проанализировать результаты, и поговорим о том,   какие  меры  нужно  принять  для  устранения каких-либо  недостатков.

         Освещённость  школьного  кабинета – это  один  из  важных  факторов  среды, оказывающих  влияние  на  работоспособность  и  состояние  здоровья  детей  и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и  ученикам.

        Лампы дневного света - у них световой спектр ближе к естественному свету. 

     Но,  безусловно,  естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее  и укрепляющее  воздействие  на  организм,  повышает  общую  сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для  нормального роста и развития детей.  Световой  режим  нельзя  рассматривать  в отрыве от охраны зренья. В   школах  должно  быть  обеспеченно  естественное  и  искусственное освещение, отвечающее   современным  гигиеническим  нормам  и  правилам. 

     Это необходимое  условие сохранения общей  и  зрительной работоспособности и предупреждения  быстрого  утомления  глаз  и  расстройств  зрения.

     Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что  запылённость окон  снижает  уровень  естественного  освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи. Давайте вдумаемся в эти цифры, все ли окна  в кабинетах школы регулярно моются не  только с внутренней, и  с  внешней  стороны? Следит ли кто-нибудь за тем, замерзают  окна  в кабинетах или нет?

  И предпринимают ли какие-нибудь меры, ведь вдумайтесь, если даже в кабинете достаточно естественной освещённости, а окна на зиму замерзают, то  в худшем  случае  мы  можем  потерять  почти весь солнечный свет  равный примерно 80%,  а  если  к  тому же окна грязные, то  всего ничего останется для нас. На освещённость в школьном кабинете  влияет  и  растительность.

    Гигиенически  недопустимо ставить на окна цветы, украшать их декоративными изделиями (макраме и т.д. ), закрывать  плотными  шторами.

Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Недопустимо применение в интерьере тёмных цветов; а вот красный цвет можно использовать только в качестве сигнальных обозначений.

 Согласно исследованиям дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы. Желательный цвет стен в нашей школе трудно рассчитать, ведь у нас в одном кабинете занимаются как малыши (5класс), так и старшеклассники (11класс).Но ведь по  гигиеническим  нормам  для учеников  младших классов необходимы   «тёплые тона» (оранжевый  и жёлтый), для средних классов рекомендованы оттенки зелёного, а вот для старших классов «холодные тона» (голубой, серый).

А на окна лучше вешать тюль, она пропускает больше света, чем шторы (так, как она менее плотная, но каждый кабинет нужно рассматривать в отдельности, ведь если в кабинете превышены нормы естественной освещенности, то нужно вешать не тюль, а плотные шторы).

  Обои классной комнаты должны быть светлыми, не отвлекать внимание учащихся от занятий.  

Вообще, очень много факторов влияют на освещённость в классе.

И для каждого кабинета должно подбираться всё лучшее.

                             

Часть 1. Исследование кабинетов

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные, восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, информатики

 

Таблица: Ориентация окон   (нормы)

 

 Помещения

 

Ориентация окон   (для умеренной зоны)

 

оптимальная

допустимая

Классные

 комнаты

ЮГ, ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК

Не больше 25% на юго-запад и запад

Ориентация окон помещений относительно сторон света оказывает существенное влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентации окон.

 

 

Таблица №:  сводная таблица исследования кабинетов

 

 

Кабинет

Ориентация окон

Естественная освещённость

Искусственная освещённость

Коэффициент заглубления

Немецкий

Юго-восток

 

0,32

0,25

600 Вт/м2,

    1516,5 Вт/м2

0,7

Математика

Северо-Зап

0,17

0,25

1000,

       2340Вт/м2

0,4

География

Юго-восток

0,25

0,25

1200 Вт/м2,

       2160Вт/м2

0,5

Физика

Северо-Зап

0,24

0,25

1000 Вт/м2,

       2241Вт/м2

0,4

Русский

Северо-Зап

0,24

0,25

1200 Вт/м2,

    2257,65 Вт/м2

0,4

Химия

Северо-Зап

0,28

0,25

900 Вт/м2,

      1863 Вт/м2

0,4

 

Пояснение: в столбце искусственная освещенность первая цифра показывает фактическое освещение, а через запятую то количество искусственной освещённости, которая необходима; в столбце естественная освещённость первая цифра обозначает фактическую величину, а вторая величину, соответствующую гигиеническим нормам.  

 

 

ХОД ИСЛЕДОВАНИЙ:

 

1) Определить ориентацию окон всех классных комнат, сравнить полученные данные с гигиеническими нормами (табл. 1).

 

2) Определить  достаточный коэффициент естественной освещенности.

- определить площадь застеклённой поверхности  всех окон класса;

- определить площадь пола;

- подсчитать К и сравнить полученный результат с гигиеническими нормами.

 

3) Определить достаточность искусственного освещения.

   Искусственное освещение равно: удельная энергомощность лампочек       умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

   ФИО – это  число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

 

     4)  Подсчитать коэффициент заглубления. Он тоже влияет на общую освещённость      в кабинете. Коэффициент  заглубления  равен  высоте 

       верхнего  края  окна  над      полом делённого на глубину помещения.

 

            

 

Данные по измерению кабинетов:

Кабинет немецкого языка №32

 

ширина

длина

 Пол

3,9 метра

 8,65метра

окна

 

2метра

1,8 метра

 

     

 

      Отсюда, S пола =33,7 м 2

               S окон =10,8 м 2

 

 

     В кабинете три окна, значит исходя из того, что площадь одного окна ровна 3,6  метра, площадь всех окон равна10,8 м 2

 

     Кабинет физики №24:                        

 

ширина

Длина

Пол

6 метров

8,30метра

окна

2метра

2метра

Отсюда, S пола = 49,8 м 2

S окон = 12 м 2

 

 

 

Кабинет русского языка №26:

 

ширина

длина

    Пол

5,80метров

8,65метра

Окна

2метра

2метра

  Отсюда, S пола =50,17 м 2

    S окон =12 м 2

 

 

 

Кабинет химии №34:

 

Ширина

Длина

Пол

4,28метра

9,67метра

Окна

2метра

2метра

Отсюда, S пола =41,4 м 2

    S окон =12 м 2

 

 

Кабинет математики №35:

            

 

Ширина

Длина

Пол

6 метров

8,60метра

Окно

1,94метра

1,65 метра

 

       Отсюда S окон=9 м 2

                S пола=52,9 м 2

 

 

Кабинет географии №23:

 

 

ширина

длина

пол

5,83 метра

8,36 метра

окна

2 метра

2 метра

 

Отсюда, S пола =48 м 2

    S окон =12 м 2

 

 

 

Формулы расчётов:

 

К(световой) =Sокон /Sпола

 

 Гигиеническая норма 0,25.

А при расчётах коэффициента световой энергии я получила следующие результаты:

 

     Кабинет №32      К(световой) =10,8 м 2 /33,7 м 2 =0,32

     Кабинет №24      К(световой) =12 м 2/49,8 м 2 =0,24

     Кабинет №26      К(световой) =12 м 2/50,17 м 2 =0,24

     Кабинет №34      К(световой) = 12 м 2/41,4 м 2=0,28

     Кабинет №35      К(световой) =9 м 2/52,9 м 2=0,17

     Кабинет №23      К(световой) =12 м 2/48 м 2=0,25

 

 

   Искусственное освещение равно: удельная энергомощность лампочек       умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

   ФИО – это  число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

Кзаглубления  высота верхнего края окна над полом делённая на глубину помещения.

                                                           

Выводы к каждому кабинету:

 

Вывод к кабинету немецкого языка №32:

При норме достаточного коэффициента естественной освещённости ровном 0,25 в кабинете немецкого языка световой коэффициент равен  0,32.

Значит, в этом кабинете достаточная естественная освещённость превышает норму.

                               Хорошо это или плохо?

 Безусловно, хорошо. Но излишнее проникновение солнечных лучей нежелательно (свет сильно светит в глаза и мешает).

И всё же это хорошо, ведь естественная освещённость благоприятно влияет на самочувствие не только детей, но и учителей.

И даже недостаток искусственной освещенности может заполнить преобладание естественной. Но вот  утром, когда солнышко светит не ярко, нам  в кабинетах  просто необходимо  искусственное  освещение, в частности простые  лампочки  накаливания.  В кабинете  немецкого языка имеется  четыре  лампочки, с  белыми  плафонами,  мощностью 150Вт, горят все четыре.

Определяем  достаточность искусственной освещённости (И.О), которая может осуществляться  люминесцентными  лампами и лампами  накаливания. А  для того,  чтобы  в  данном  кабинете (не без малых погрешностей) определить достаточность  освещения,   необходимо  знать  удельную  энергомощность

    ( УЭМ)  для  этих  типов лампочек, (но люминесцентные  лампы  отсутствуют в нашей школе). Удельная энергомощность – это такое количество ватт,  которое  должно  приходиться на 1 метр2 площади  помещения.  Для  ламп  накаливания УЭМ равно  45Вт на 1 м 2 .Обычная  мощность  ламп  определяется типом  ламп. Специально для школ выпускаются люминесцентные светильники мощностью 40 и 80 Вт, они дают возможность обогащения светового потока биологически  активными  ультрафиолетовым  излучением. Мощность  ламп накаливания, применяемых в школе, должна быть не менее 300 Вт. Но в нашей школе нет таких лампочек вообще. И к этой теме мы ещё вернёмся.  

Так, как окна в этом кабинете выходят на юго-восток, что соответствует нормам,  значит, в  первой  половине дня здесь хорошая  освещённость. Что, конечно же, положительно влияет на учёбу, ведь в  основном  мы  занимаемся в первой  половине дня. И, правда, приятные лучи солнышка хорошо влияют на глаза, да и успокаивают нервы. Ребята из 5-ых классов тоже приходят на уроки немецкого языка,  и если во всех кабинетах будет так ярко светить солнце, то всем будет приятно в них находиться. Но, конечно, если солнце будет светить в глаза, то это будет создавать неудобства, именно по этому для каждого кабинета должны индивидуально подбираться шторы. Поэтому в кабинет немецкого языка лучше повесить плотные  шторы.

 Светло-голубой цвет стен хорошо сочетается со школьной мебелью. 

По гигиеническим нормам на 1м поверхности класса нужно 45Вт. Значит, для того чтобы осветить поверхность класса, площадь которого равна 33,7 м 2,

нужно 1516,5 Вт/м2

 (45Вт  ? 33,7 м 2 =1516,5 Вт/м2)

 Но это то количество ватт, которое необходимо, а что же на самом деле? А фактически мы имеем всего 600 Вт/м2

( ФИО = 4?150 = 600 Вт)

ФИО в кабинете немецкого языка в два с половиной раза меньше нормы.

 В два с половиной раза меньше нормы, не слишком ли много?  И нужно ли увеличить? Даже учитывая то, что естественная освещённость превышает норму, но, всё же проведя уроки  в кабинете можно понять, что освещённость в этом кабинете не нужно увеличивать, с другой стороны опять же утром естественного света мало.

Рекомендации:

Рекомендуется увеличить мощность каждой лампочки до 300Вт, для того, чтобы искусственная освещённость была приближена к норме.           

Даже неокруглённый коэффициент заглубления больше нормы, что положительно сказывается на общей освещённости, и это очень хорошо.Вообще, кабинет производит очень хорошее впечатление.

Много света (так как окна выходят на юго-восток). Шторы идеально подходят для класса (плотные), чтобы, когда необходимо, можно было уменьшить проникновение светового потока.

 Окраска мебели удовлетворяет гигиеническим нормам. Естественного  освещения достаточно, но искусственного недостаточно, поэтому его  нужно увеличить. Конечно, желательно поставить в кабинет люминесцентные лампы, кабинет сам по себе длинный и для него будет легче подобрать именно люминесцентные лампы, тем более понадобится совсем не большое количество. Осмотрев кабинет, я могу с точностью сказать, что гигиенические требования выполняются, окна чистые, кабинет проветривается. В кабинете часто цветут цветы, поэтому можно сказать, что атмосфера в кабинете приятная, успокаивающая.

В кабинете созданы все условия (кроме искусственного освещения) для создания спокойной рабочей атмосферы.

 

Выводы к кабинету математики № 35:

 Получается, что кабинет расположен так, что окна выходят на северо-запад. Значит, исходя из этого, мы можем предположить, что естественного освещения будет не хватать.

   Так как нормой светового коэффициента является ? , но у нас получилось 0,17, значит, в этом кабинете недостаточный световой коэффициент.

Фактически мы имеем всего 1000Вт, но для этого класса необходимо 2340Вт, а имеется почти в полтора раза меньше.

       ( ФИО = (6 ? 150) +100 = 1000 Вт/м2)

       ( 45Вт ? 52 м 2 = 2340Вт/м2)

     Значит,  в классе не хватает как  естественного, так и  искусственного света.

     Рекомендации:

      В этом кабинете проводятся не только занятия по математике, но и по другим предметам. Например, у 9«б» класса часто проходят уроки черчения, отсюда      следует, что  обязательно  нужно  улучшить искусственную обстановку в этом кабинете, потому что недостаточная освещённость может отразиться на зрении детей. Что нельзя допустить, потому что в этом классе ( как и в других) имеются ребята с проблемами зрения.

 Мощность каждой лампочки рекомендуется увеличить до 300Вт, и  тогда

 ФИО будет составлять (6 ?300)  + 300 = 2100Вт.

 Именно тогда фактическая освещённость приблизится к гигиенической норме.

 

  Я считаю, что в определённые кабинеты, в которых сильная недостаточность естественного освещения, можно установить специальное освещение. Так как в этом кабинете  световой коэффициент составляет всего 0,17 , а должно быть по норме 0,25 , то мне кажется, что этот кабинет нуждается в специальных школьных светильниках.

При норме 0,5 получилось всего 0,4, это значит, что не могут окна такого размера осветить помещение, глубина которого 6 метров.

 

 Выводы к кабинету географии №23:

  Юго-восточная сторона это хорошо по гигиеническим нормам, значит, в кабинете должна быть хорошая естественная освещённость. Окна относительно  чистые. На окнах висит тюль, что не мешает проникновению солнечного света. Получилась норма, значит, в этом кабинете абсолютно точно рассчитано естественное освещение. Может быть, в это заслуга не только хороших окон, но и то, что окна кабинета выходят на юго-восточную сторону.

 

( 45Вт ?48 м2 = 2160Вт/м2) (ФИО = 150 ? 8 = 1200Вт.)

 

      Значит, для освещения кабинета географии нужно 2160Вт, а фактическое искусственное освещение равно 1200Вт, это почти в два раза меньше, чем требуется. Отсюда следует, что дети будут недополучать света утром. А ведь работа проводиться  и с картами, атласами, в этом кабинете, впрочем, как и во всех очень важную роль играет освещение.  

.    Рекомендации :

     Рекомендуется  увеличить  мощность  ламп  накаливания  до  300Вт,  тогда

     ФИО будет = 300 ? 8 = 2 400Вт

    И тогда  даже будет превышать норму, но можно сделать два выключателя, для того, чтобы 7 лампочек были присоединены к одному, а одна к другому. Или увеличить мощность семи лампочек, а одну оставить без изменения. Тогда ФИО будет равно

(7? 300) + 150 = 2250

Что, мне кажется, будет вполне нормально. 

При норме  0,5 Кз  (коэффициент заглубления) в кабинете математики он составляет 0,3 , что меньше нормы.

Это тоже влияет на общую ситуацию с освещённостью.

Это единственный кабинет (из проверенных), в котором норма естественного освещения составляет 0,25.

Но вот искусственное нужно увеличить. 

 

Выводы к кабинету физики №24:

Северо-западная сторона это не очень хорошо для кабинета физики.

Норма светового коэффициента почти ровна норме (0,24).

Искусственное освещение, которое требуется для данного кабинета недостаточно, ведь фактическое освещение составляет всего лишь 1000Вт/м2, а для этого кабинета нужно 2241 Вт/м2.

Желательно увеличить количество лампочек в кабинете.

 

Коэффициент заглубления в данном помещении равен 0,4 при гигиенической норме 0,5. В классе хорошо подобранны тона, шторы.

 

            Выводы к кабинету химии №34:

Окна кабинета выходят на северо-запад, что нежелательно.  Норма светового коэффициента превышает норму (норма 0,25) и составляет 0,28. Для этого класса это совсем неплохо, ведь он больших размеров по сравнению с остальными.

Но вот фактическое искусственное освещение почти в два раза меньше нормы. Для кабинета необходимо 1863 Вт/м2, а вот на самом деле 900 Вт/м2.

Рекомендуется, как и в предыдущих случаях, увеличить число лампочек. Ведь даже, несмотря на то, что естественная освещённость превышает норму утром, когда солнце ещё не светит ярко, нам необходима искусственная освещённость, а в таком случае (искусственная слишком мала) не удастся получить достаточной освещённости кабинета.

Коэффициент заглубления практически в норме, он составляет 0,4.

Класс очень светлый и тёплый, хорошо подобранны шторы.

 

Выводы к кабинету русского языка №26:

 

Уровень естественной освещённости практически равен норме, он составляет 0,24. Но вот искусственная освещённость портит картину, она почти в два раза меньше нужной, и составляет 1200 Вт/м2.

Рекомендуется увеличить количество лампочек.

 

2 часть. Уровень зрения в нашей школе.

 

 По данным ежегодной медицинской проверки учащихся  по  5,7,9,11 в нашей школе 23 человека имеют проблемы со зрением, из них:

                           5,9,11 классы - 11 человек

                           7 классы - 12 человек

                    

      Диаграмма №1: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2002год               

Влияние освещённости кабинетов на зрение

\s

                                                                              

 Вся школа (дети с недостатками зрения)-48 %

 Только 7-ые классы- 52%

 Возьмём проверку за 2004 год (чётные классы) и уже знакомые нам 7-ые стали 9-ыми, посмотрим на диаграмму (2), на которой 9-е классы 9 человек с нарушениями зрения, а по всей школе 13 человек и опять   самое большое количество приходится на эти классы.

Диаграмма  2:  о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2004год

\s

Влияние освещённости кабинетов на зрение


                 Вся школа - 31%. И уже 9-ые классы-69%

 

Но ведь не только в школе дети  могут  приобрести проблемы зрения, на это влияет и наследственность, и предрасположенность,  чтение лёжа, нарушение осанки, не соблюдаются гигиенические нормы, как, например: антропометрия, это несоответствие школьной мебели к росту ребёнка (стандарту). Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным, мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела, учебный процесс для ребенка — это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения. 

 

Часть 3. Заключение

Проведя исследование освещения школьных помещений, я пришла к выводу, что недостаток освещенности напрямую влияет на остроту зрения учащихся и учителей. У большинства учащихся зрение ухудшается в периоды с 1 по 3 класс и с 7 по 8 классы (по данным медицинского учреждения). Мы должны уже сейчас задуматься, как можно изменить обстановку, сложившуюся с освещением школьных помещений, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения у учащихся.

В связи с этим желательно использовать следующие цвета красок:

·                для стен учебных помещений – светлые тона желтого, беж, розового, зеленого, голубого;

·                для мебели (парты, столы) - цвета натурального дерева или светло-зеленого;

·                для доски – темно- зеленый, темно-коричневый;

·                для дверей, оконных рам - белый (отражает до 90% света).

Установлено, что при разном цвете доски и фона скорость различения символов замедляется в 1,5- 2 раза (сказывается цветовая переадаптация).

 

– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз

 

 

Приложение:

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1)         А.Смитт, К.Хондерсен, Изучаем физику.- М., «Росмэн»,

2)         Большая книга экспериментов.- М., «Росмэн».

3)         Епашников М.М. «Электрическое освещение» -Л., Просвещение.

4)         Долин П.А., «Справочник по технике безопасности»-М.

5)         Кузнецов Б.В.,«Историческая личность» -М.

6)          «Энциклопедия»,  М., «Росмэн»

7)          Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.

8)         Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970
.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x