Статья Влияние способностей на самооценку личности младшего школьника. Автор: Кисличко Татьяна Романовна

Автор: Кисличко Татьяна Романовна
проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности младшего школьника. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, осознания учащимся самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. В связи с этим возникает необходимость развития способностей и талантов младших школьников для становления у него адекватной самооценки.


Автор: Кисличко Татьяна Романовна

Влияние способностей на самооценку личности младшего школьника

 

Аннотация: проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности младшего школьника. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, осознания учащимся самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. В связи с этим возникает необходимость развития способностей и талантов младших школьников для становления у него адекватной самооценки.

Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, способности.

 

В современном обществе приветствуется человек, обладающий регулятивными действиями: умением ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Согласно ФГОС НОО учащиеся общеобразовательных школ овладевают всеми типами и формами учебных действий.

По новому стандарту у младшего школьника должны быть сформированы не только регулятивные учебные действия, но самооценка, являющейся ядром самосознания личности.

Однако, учебное действие становится основой для развития самооценки учащегося в том случае, если он проявляет определенные способности при выполнении учебной задачи.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывает уровень сформированности способностей младшего школьника.

Актуальность исследования влияния способностей на самооценку младшего школьника заключается в том, что индивидуально-психологические особенности личности определяют успешность выполнения им деятельности, преимущественно учебной, которая не сводится только к приобретению соответствующих ФГОС НОО знаний, умений и навыков, а обуславливает легкость обучения новым способам и приемам деятельности.

На взаимосвязь влияния способностей на развитие самооценки личности младшего школьника также указывали такие педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.Н. Скаткин, Е.И. Савонько, Д.Б. Эльконин [1; 2; 5].

Л.С. Выготский отмечает, что способности младших школьников характеризуют индивидуальность личности ребенка, то есть его отличительные свойства [2].

От наличия данных свойств, по мнению Л.С. Выготского, зависит успешность учащегося в выполнении какой-либо деятельности [2].

Л.С. Рубинштейн считает, что способности предшествуют процессу научения, ускоряя и облегчая его. Однако, не сводятся к результатам научения [4].

В начале своего развития как личности ребенок дает оценку своим физическим качествам и возможностям, затем приходит к осознанию и оцениванию практических умений, поступков.

По мнению Р.С. Немова, самооценка в этом случае выступает в качестве регулятора поведения учащегося начальной школы, его активности в обучении, общении, самовоспитании и т.п. [3]

Становление самооценки связано с активными действиями младшего школьника, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Психологические исследования Р.С. Немова показывают, что самооценка младших школьников не самостоятельна, подвластна оценкам окружающих, особенно взрослых: родителей и учителей [3].

В связи с этим Р.С. Немов в своих исследованиях указывает на необходимость формирования самооценки детей младшего школьного возраста с помощью развития его способностей. Нужно помочь ребенку осуществить свои возможности в той области, в которой наметились особые успехи. Это скажется как на его общении, так и на эффективности в обучении [3].

Д.Б. Эльконин отмечает, что для эффективного развития способностей младшего школьника в контексте формирования самооценки необходим алгоритм действий, представленный на схеме 1 [5].

 

Развитие способностей младшего школьника в контексте формирования самооценки

Разработка учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания деятельности

 

 

Создание необходимого психологического настроя обучающихся

 

Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы

 

 

 

Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов

 

 

 

 

Схема 1. Алгоритм развития способностей младшего школьника в контексте формирования самооценки по Д.Б. Эльконину

 

Б.Г. Ананьев в своих исследованиях отмечает, что нет неспособных детей, склонности к определенной области деятельности имеет каждый ребенок [1].

В связи с этим Б.Г. Ананьев рекомендует содействовать раскрытию способностей и талантов ребенка как в школе, так и дома [1].

Младший школьный возраст чувствителен и чуток к отношению, внешним оценкам окружающих. Поэтому для учащихся начальной школы важно, чтобы поддерживали похвалой все его начинания и проявления талантов, способностей [1].

Это обеспечивает мотив деятельности, влияющий как на успехи в обучении, так и на формирование самооценки личности младшего школьника [1].

Важно помнить, что способности могут существовать только в процессе постоянного развития, что требует от человека постоянных упражнений в сложных видах деятельности.

На самом деле, способности младшего школьника проявляются по-разному и могут быть раскрыты при определенных обстоятельствах. Например, при внеклассной деятельности.

Когда же речь идет о степени сложности в освоении материала, то способности могут быть вовсе не причем: просто ребенка не научили трудиться, работать самостоятельно, задавили несправедливой критикой, не учли его индивидуальных особенностей и т.д.

С.Л. Рубинштейн в своих трудах подчеркивает важность восприятия своей оценки самим учащимся.

Младшие школьники с заниженной самооценкой внутренне не соглашаются с невысокими баллами, полученными за оценку учителем их деятельности. В связи с этим зачастую учащиеся сами создают конфликты, которые усугубляют ситуацию. Возникшее эмоциональное напряжение нарастает и усиливается волнение ребенка, он приходит в растерянность. Это неблагоприятно сказывается на проявление его способностей.

Как считает С.Л. Рубинштейн, развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно [4].

Таким образом необходимо отметить, что самооценка младшего школьника является основополагающей составляющей его формирующейся личности. Уровень сформированности самооценки младшего школьника оказывает непосредственное влияние на мотивацию ребенка к учебе, на его способность усваивать новый учебный материал и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность в себе.

 

Список литературы

 

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 2000. – 249 с.

Выготский Л.С. Детская психология. - М.: Педагогика, 2000. – С. 344

Немов

Р.С. Психология: Учеб. для студ.

высш

.

пед

. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М., 2000. – 393 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., Педагогика, 2001. – 457 с.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x