Статья Влияние телевизионных программ на развитие агрессии у детей дошкольного возраста (5-6 лет). Автор: Роганова Елена Андреевна

Автор: Роганова Елена Андреевна
Замечено, что у агрессивных детей часто слабеет память; они не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются отношения с родителями и сверстниками [3].


Автор: Роганова Елена Андреевна

 

Влияние телевизионных программ на развитие агрессии у детей дошкольного возраста (5-6 лет)

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения стало весьма актуальным. На эту тему написано множество статей и книг, проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары. Как правило, агрессия не возникает неожиданно. Она может стать составляющей поведения человека в результате различных межличностных взаимодействий (общение со сверстниками, с родителями) или наблюдения за агрессивным поведением других людей. Наиболее подвержены усвоению моделей агрессивного поведения – дети. Наибольшую озабоченность у родителей и психологов, вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению.

Ребенок, проводящий у экрана телевизора всего 2 часа в день, видит в среднем свыше 17 актов агрессии. Данная информация не может оставить равнодушным ни родителей, ни педагогов, ни психологов. Взрослые часто не придают большого значения картинкам или текстам детских песенок, стихов, сюжетам компьютерных игр. В результате ребенок остается с потоком информации один.

Замечено, что у агрессивных детей часто слабеет память; они не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются отношения с родителями и сверстниками [3].

Несмотря на вышесказанное, проблема заключается в том, что многие родители и педагоги не знают, как справиться с агрессией детей.

Объектом нашего исследования выступит процесс возникновения агрессивного поведения детей дошкольного возраста .

Предмет работы: телевизионные передачи, как одна из основных причин возникновения агрессии у дошкольников.

Целью работы: является разработать психолого-педагогические рекомендации по снятию агрессии у детей дошкольного возраста после просмотра телепередач.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

Изучить понятие «агрессия» и причины ее возникновения;

Определить роль телевизионных программ в жизни дошкольника, и какую опасность они представляют;

Выявить способы предотвращения и предупреждения развития агрессии у дошкольников.

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это - произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и окружающих его вокруг людей, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и другие [1].

В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение сверстников и друзей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («Мне с ним интереснее играть» и т. п.) или его положительными качествами («Он хороший», «Она не обижает меня» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей [4].

Так же в этом возрасте дети склонны к агрессии, которая проявляется у них под влиянием различных источников окружающего их мира, в том числе и телевизионных передач содержащих сцены агрессии.

Агрессивное поведение - это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб [3].

Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет следующие формы :

Вербальная агрессия: демонстративный крик, жалобы, агрессивные фантазии, оскорбления дразнилки;

Физическая агрессия: физическое нападение, порча продуктов деятельности другого дошкольника, уничтожение чужих вещей, угрозы, запугивания, физическое нападение.

Физическая агрессия выражается в драках, разрушительном отношении к вещам. Дошкольники рвут книги, разбрасывают, поджигают и крушат игрушки, вещи. Иногда разрушительность и агрессивность совпадают, и тогда ребенок бросает игрушки в других. Такое поведение обычно мотивироваться какими-то драматическими событиями, потребностью во внимании.

Психологи и физиологи утверждают, что детям младше двух лет смотреть телевизор вообще не рекомендуется. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с негативным влиянием на центральную нервную систему, что может привести к чрезмерному возбуждению ребенка. Особенное влияние имеют рекламные ролики. Они привлекают и отвлекают детей быстро сменяющимися и яркими картинками, и в этот момент ребенка легко успокоить или накормить. Но вреда при этом бывает намного больше, чем пользы. Для детей старше 2 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30 мин. в день. Детям от 3 до 7 лет рекомендуется смотреть телевизор не более 40-50 минут в день [7].

Было проведено небольшое анкетирование, с целью выяснить какие передачи смотрят дети дошкольного возраста, сколько времени они уделяют, просмотрю телевизионных программ, какие чувства возникают у них в результате просмотра телевизионных передач.

Исследование проводилось на базе, МБДОУ №179 г.о. Самара в котором приняли участие одиннадцать воспитанников.

На основе результатов проведенного анкетирования, можно сделать некоторые выводы.

45% опрошенных дошкольников при ответе на первый вопрос называли такие фильмы как: «Звездные воины», «Трансформеры», «Человек Паук» «Охотники за приведениями» и другие. При ответе на вопрос, почему они смотрят именно эти фильмы, дети отвечали что там «дерутся», «убивают», «показывают крутые приемы». Отвечая на вопрос, какие чувства у тебя возникли после просмотра, что захотелось сделать, дети говорили, что им захотелось быть таким же «крутым» как главный герой, чтобы у них было «такое же крутое оружие», хотят быть «сильными».

Остальные 55% респондентов, называют любимыми такие фильмы и мультфильмы как «Том и Джерри», «Щенячий патруль», «Смешарики», «Фиксики», «Маша и Медведь» и так далее. Названные мультфильмы вызывают у детей положительные эмоции. Отвечая на вопрос, чем тебе понравился этот фильм, дети говорили, что там есть «веселые моменты», «добро побеждает зло», «там много приключений», главный герой «очень добрый и веселый, и я хочу быть похожим на него».

Так же был задан вопрос родителям о том, сколько времени дети уделяют просмотру телевизионных передач. В среднем просмотр телевидения у детей, в день, занимает от 30 минут до 3 часов в день.

Итак, можно сделать выводы о том что, данное исследование показывает что дети, дошкольного возраста, очень много времени уделяют просмотру телевизионных передач. Дети смотрят фильмы, которые несут как положительное влияние на психику ребенка, так и фильмы, которые содержат сцены зла и насилия. Чувства, которые возникают у школьников после просмотра любимого фильма или мультфильма, не всегда положительные и могут привести к возникновению агрессивного поведения.

Следовательно, родители должны ограничивать время, которое ребенок уделяет просмотру телевизора, и уделять больше времени для прогулок, чтения художественных книг, посещения культурных заведений которые несут положительные эмоции и влияют на развитие духовной культуры ребенка.

Для того чтобы это предотвратить, родителям необходимо следить за ребенком, за тем чем он занимается, больше времени уделять прогулкам на свежем воздухе.

Для того чтобы просмотр телевизора не навредил детям, родителям необходимо соблюдать следующие правила, так же их называют шесть правил «не навреди»:

1. Родители должны ограничивать время просмотра телевизора. Не стоит смотреть телевизор перед сном, если ваш ребенок слишком впечатлительный. Если же родители сделали просмотр программы «Спокойной ночи!», то это правило можно не соблюдать

2. Для того чтобы ребенок не успевал уставать от просмотра передачи, то лучше всего выбирать отечественные короткометражные мультфильмы, например: «Смешарики», «Пин-код», в этих мультфильмах показывают много полезного для детей. Так же можно выбирать и советские мультфильмы, так как они длятся не более пятнадцати минут. Так же, перед тем как показывать телевизионные программы ребенку, для начала необходимо их просматривать самим.

3. Будет полезно просить ребенка, чтобы он пересказывал о том, что он посмотрел, тогда это будет означать, что ребенок не просто так смотрел программу. Так же можно перечислять всех героев, обсуждать, чем они занимались. Комментарии родителей необходимы детям, потому что взрослые помогают сформироваться правильному жизненному восприятию. Очень важно объяснить ребенку, что происходящее в мультфильмах не всегда возможно в реальной жизни.

4. Необходимо отмечать все изменения в поведении ребенка.

5. Если ребенок уже знает о том, что такое мультфильмы и детские передачи, то не стоит запрещать ребенку смотреть телевизор [5].

Таким образом, соблюдая эти правила, уделяя больше времени своему ребенку, родители будут получать от него только положительные эмоции, забыв о том, что такое агрессия.

Стоит помнить о том что, всегда более развиты те дети, которые имели и имеют опыт интересного творческого общения с взрослыми в семье, а не те дети, которые получили и просто запомнили информацию с экрана!

Чтобы телевидение стало эффективным средством развития ребенка, необходимо знать какие программы смотрят дети и сколько времени они этому уделяют. И главное чтобы дети и родители не стали зависимыми от телевизора, и не заболели телеманией, а старались ценить живое, эмоциональное общение и стремились к нему.

Список использованной литературы:

Дубровина, И.В. Возрастные особенности психологического развития детей./ И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.:Акадмия,1999.- 120с

Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология./ Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.:Гардарики, 2000.-255 с

.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб.,1999.

Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.,— СПб.: Питер, 2009. — 304 с.

Смирнова, Е.О. Агрессивные дети. //Дошк

ольное воспитание. - 2003. -

№4. - с. 62-67

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:

Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-еизд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с

Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996. 51-55 с.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x