Статья ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. Автор: Нецветаева Ирина Валерьевна

Автор: Нецветаева Ирина Валерьевна
Исследовательская работа


Автор: Нецветаева Ирина Валерьевна
Муниципальное образовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Васильевки
Исследовательская работа.
ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Выполнила: Нецветаева И. В.
учитель начальных классов.
2017-2019уч. год.
Содержание
Введение.
Основная часть.
2. 1. Определение понятия и этимология слова темперамент.
2. 2.Сагвиник.
2. 3.Холерик.
2. 4.Флегматик.
2. 5Меланхолик.
2.6 Свойства темперамента.
2.7 Влияние темперамента на успешность учебной деятельности
обучающихся.
3. Заключение.
4. Библиографический список.
Введение.
Актуальность темы.
Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.
Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.
К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Проблема
Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся? Мы задумались над вопросом. А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение.
Поэтому мы решили провести свое собственное исследование на тему Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.
Цель работы - выяснить влияет ли темперамент науспешность учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме в Интернете.
2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.
3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников.
4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников.
5. Поработать с табелями учащихся, содержащими оценки за предыдущие годы обучения в школе.
6.Систематизировать данные, сделать выводы.
7. Оформить исследовательскую работу.
8. Создать компьютерную презентацию.
Методы исследования:
1.Работа с литературными и Интернет – источниками.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4.Анализ, обобщение.
Объект исследования: обучающиеся 5а-7а класса.
Предмет исследования:типы темперамента обучающихся, табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что тип темперамента может каким-то образом влиять на успешность или неуспешность в обучении. Мы познакомились с несколькими статьями в Интернете, которые дают нам представление о типах темперамента, их основных чертах, влиянии на поведение, на деятельность. Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на ее выбор способов исполнения деятельности.Иначеговоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могутпо-разному добиваться одинаково успешных результатов.
2. Основанная часть.
В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств — интенсивности и скорости протекания психических процессов.
Темперамент — слово древнегреческое, и буквально оно обозначает надлежащее соотношение частей. Откуда такое странное название? Оказывается, начиная с Гиппократа (знаменитого древне греческого врача и философа, жившего в V в. до н. э.) считалось, что реакции человека на внешние события зависят от того, какой жидкости больше в его организме (соотношение частей — это и есть сочетание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь (сангвиник), человек становится в меру активным, живым и общительным. Его называют сангвиник. Когда в организме преобладает лимфа (флегма), это ведет к неспешности, невозмутимому спокойствию, медлительности, обстоятельности. Такого человека называют флегма тик. Если преобладает желчь (холе), что внешне проявляется в неуемной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливости, — это холерик. А когда преобладает так называемая черная желчь (на самом деле такой жидкости в организме нет, однако древние греки верили в ее существование) — человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком чутко на все реагирует. Его называют меланхолик.[1] Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий между людьми. Какие же психологические особенности присущи каждому из типов?[2]
Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Паспорт сангвиника.
Если вы:
1. Веселы и жизнерадостны.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивее в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.
15.Выносливы и работоспособны.
16.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17.Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Прибываете преимущественно в бодром настроении.
19.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается
Паспорт холерика.
Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Не выдержаны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5. Решительны и инициативный.
6. Энергичны
7. Находчивый в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятный и не обидчивый.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.
12. Неуравновешенны и склоны к горячности.
13. Агрессивны..
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Флегматик
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием
Паспорт флегматика.
Если вы:
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.
7. Сдержаны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10.Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11.Легко сдерживаете порыв.
12.Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.
14.Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17.Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19.Инертны, малоподвижный, вялы.
20.Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.
Меланхолик
Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Паспорт меланхолика.
Ели вы:
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.
10.Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11.Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12.Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14.Склонны к подозрительности, мнительности.
15.Болезненно чувствительны и легко ранимы.
16.Чрезмерно обидчивы.
17.Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18.Малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы меланхолик.
Свойства темперамента
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика— замкнутость и застенчивость; у флегматика— безразличие к людям, сухость; у сангвиника— поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие— другого.
При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам[3].
Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.
Мы провели свое собственное исследование на предмет влияния темперамента на успешность обучения в 5-7 классе.
Для определения типа темперамента мы выбрали самую простую методику.
Методика Определение типа темперамента[4]
Инструкция:Данная методика дает возможность узнать о некоторых особенностях вашей нервной системы – ее силе, подвижности, уравновешенности. Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает свой собственный образ поведения и записать его рядом с номером ситуации.
Текст методики
Ситуация № 1
1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может сменяться раздражением.
2. Настроение всегда ровное, спокойное.
3. Настроение обычно приподнятое, веселое жизнерадостное.
4. Настроение часто подавленное, часто грустит.
Ситуация № 2
1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.
2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны.
3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
4. Суетливое поведение, всегда торопиться, резкие жесты, часто говорит взахлеб.
Ситуация № 3
1. При неудачах стареется достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.
2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь браться за дело.
3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения проблемы.
4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
Ситуация № 4
1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может быстро бросить начатое дело.
3. Работает упорно, стремится довести начатое дело до конца.
4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.
Ситуация № 5
1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.
2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить их, поднять настроение.
3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.
Ситуация № 6
1. Делит с другими людьми и радость, и горе.
2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только близким друзьям.
3. Все свои чувства старается переживать в одиночку.
4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться им с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
Ситуация № 7
1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.
2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.
3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки сразу старается исправить.
4. Очень огорчается из-за любых замечаний, переживает.
Ситуация № 8
1. После выполнения работы долго чувствует себя усталым, не может взяться за другую.
2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.
3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не доведя его до конца.
4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.
Ситуация № 9
1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро их забывает.
2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.
3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.
4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это не заметно.
Ситуация № 10
1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.
2. Редко шутит, часто обижается на шутки.
3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.
4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно ли им это.
Ситуация № 11
1. Перед тем, как преступить к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.
2. Берется за любое дело. Может легко перестроиться.
3. Быстро намечает план работы и легко перестраивается при изменении условий работы.
4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый. Часто не знает, что делать дальше, если изменяются условия.
Ситуация № 12
1. Обладает острой впечатлительностью.
2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной среде.
3. Любит яркие впечатления, их постоянную смену, но проявляет активности в их приобретении.
4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.д.
Бланк ответов:За каждый соответствующий ответ - 1 балл. Подсчитайте сумму.
Ситуация
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
№ 1
3
2
1
4
№2
1
2
4
3
№3
4
1
3
2
№4
4
3
2
1
№5
2
4
1
3
№6
1
3
4
2
№7
3
1
2
4
№8
4
2
3
1
№9
2
4
1
3
№10
1
3
4
2
№11
3
1
2
4
№12
4
2
3
1
итого
Более глубоко этот вопрос представлен в Опроснике Ганса Айзенка. Но используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как результаты могут быть совершенно различными. По- этому, для получения более точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).
Мы также проанализировали результаты обучения ребят по табелям за несколько учебных лет.
Результаты исследования представили в виде таблицы:
№п/п
ФИ обучающегося
Тип темперамента
Успешность в обучении
11111111
Баранов Даниил
сангвиник
хорошист
Баранова Ольга
холерик
троечник
Васин Евгений
холерик, флегматик
троечник
Гаврилко Елизавета
флегматик
хорошист
Дудин Иван
флегматик
хорошист
Лысюк Виктория
меланхолик
троечник
Мельничек Маргарита
меланхолик
троечник
Решетникова Эльвира
флегматик
троечник
Ткачёва Дарья
флегматик
троечник
Тютякина Софья
флегматик, холерик
отличник
Фирсенко Юлия
флегматик
троечник
Мы также длительное время наблюдали за поведением наших одноклассников, (время было, вместе 3 года).
Таким образом, мы выяснили, что успешными в обучении на протяжении 3 лет являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого из них выработался свой индивидуальный стиль деятельности (совокупность характерных для того или иного человека приемов работы, учебы, общения, т. е. устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком),
Отличница Тютякина Софья (флегматик, холерик) отличается спокойствием, уравновешенностью, невозмутимостью, степенностью, рассудительностью, усидчивостью, но в случае необходимости может дать резкий отпор обидчику, нарушителю его спокойствия.
Именно эти качества оказывают влияние на его индивидуальный стиль деятельности, способствуют тщательному изучению учебного материала, его детальной проработке и усвоению на длительное время.
Баранову Даниилу и Барановой Ольги– обладатели взрывного сочетания типов темперамента – сангвиник и холерик. Этим ребятам присущи такие качества - чрезмерная подвижность, горячность, частая сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, они безалаберно растрачивают свои силы и быстро истощается, за дело берутся рьяно, но если возникает какая-то трудность, они сразу остывают и без сожаления с этим делом расстаются. Многие из перечисленных черт отрицательно влияют на результативность учебной деятельности, если что-то у этих ребят не получается, у них сразу пропадает интерес к любому виду деятельности и результат не всегда положительный.
У нас в классе много флегматиков , среди них три хорошистов и четыре троечника. То есть кому-то сангвинистические качества - работоспособность, быстрота, увлеченность, быстрая включаемость в работу, общительность, отзывчивость - помогают, а кому-то мешают учиться.
Холериков в классе два - . Ярко выраженный холерик- . Он очень неуравновешен, порывист, у него части меняется настроение. В силу воспитания, эти черты сглажены. Они оба очень вспыльчивы, энергичны. Не всегда эти качества помогают Коле в учебе.
Из шести флегматиков четыре хорошиста и два троечника. По-видимому, некоторые ребята проявляют упорство и настойчивость в работе, свою медлительность компенсируют прилежанием, а некоторые не утруждают себя – Не успели и ладно, не выучили и так сойдет. Причем совершенно спокойно к этому относятся – они же флегматики.
Меланхолик. Она у нас одна такая. Легко ранимая, склонная к постоянному переживанию различных событий, стеснительная, робкая. К сожалению, эти качества очень мешают , но она очень старается, работает над собой, у нее остались 3 только по алгебре и геометрии.
Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.
Так, например, для холериков характерна штурмовщина при подготовке к экзаменам. Чтобы начать заниматься, такому ученику нужна сильная мотивация, а она будет сильной в ситуации цейтнота, когда до экзамена осталось мало времени. Тогда он способен "раскачаться" и начать заниматься. Но он рискует не "раскачаться" вовремя, недооценить сложность экзамена и получить низкую оценку. Поэтому успешность учебы таких школьников нестабильна, у них нередко могут сочетаться очень высокие и очень низкие оценки.
Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классе, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся класса, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание, самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Заключение.
Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классе, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся 5-7а класса, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание, самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Библиографический список.
1. Никандров В. В., Психология, М., ТК Велби; Проспект, 2007 г.
http://www.treko.ru/show_
2.Методика Определение типа темперамента.http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
3.Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2005http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/
4.Психологическая характеристика темпераментовhttp://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/
5.Темперамент как типологическое свойство индивидаhttp://www.vashpsixolog.ru/
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x