Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОНННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДА САХА НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ | Васильева Яна Андреевна. Работа №206348

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Васильева Яна Андреевна
         В рамках национально-регионального компонента образования входит изучение культуры арктических народов циркумполярного мира, в том числе и культуру физическую.

         Изучение якутских национальных видов спорта, игр и развлечений в школах, расположенных на территории Якутии, следует обязательно. Развитие национальной физической культуры взаимосвязано с коренными условиями жизни, национальными особенностями каждого народа. Ознакомление с национальной физической культурой народов также является одним из действенных средств интернационального воспитания населения.

Якутские традиционные упражнения народных игр, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Национальные, подвижные игры и развлечения народа саха очень доступны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования, способствуют развитию всех основных физических качеств.

Анализ доступной литературы по национальным видам подвижных игр, показал, что этот вопрос недостаточно освещен, требует дальнейшего исследования, совершенствования и разработки. Тем более в суровых условиях нашего климата, игры приобретают особую актуальность, так как являются средством ликвидации «моторного голода», борьбы с гиподинамией и гипокинезией.

 Перед нами стоит проблема, как развить двигательные навыки, умения и укрепления здоровья детей на уроках физкультуры посредством использования традиционных народных подвижных игр.

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОНННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДА САХА НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ
Васильева Яна Андреевна
учитель физической культуры
МБОУ Эльгяйская СОШ им. П.Х. Староватова
Сунтарского района Республики Саха (Якутия)
Актуальность разработки:
В рамках национально-регионального компонента образования входит изучение культуры арктических народов циркумполярного мира, в том числе и культуру физическую.
Изучение якутских национальных видов спорта, игр и развлечений в школах, расположенных на территории Якутии, следует обязательно. Развитие национальной физической культуры взаимосвязано с коренными условиями жизни, национальными особенностями каждого народа. Ознакомление с национальной физической культурой народов также является одним из действенных средств интернационального воспитания населения.
Якутские традиционные упражнения народных игр, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Национальные, подвижные игры и развлечения народа саха очень доступны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования, способствуют развитию всех основных физических качеств.
Анализ доступной литературы по национальным видам подвижных игр, показал, что этот вопрос недостаточно освещен, требует дальнейшего исследования, совершенствования и разработки. Тем более в суровых условиях нашего климата, игры приобретают особую актуальность, так как являются средством ликвидации моторного голода, борьбы с гиподинамией и гипокинезией.
Перед нами стоит проблема, как развить двигательные навыки, умения и укрепления здоровья детей на уроках физкультуры посредством использования традиционных народных подвижных игр.
Цель разработки: Изучить влияние и воздействие традиционных народных подвижных игр на развитие физических качеств детей младшего школьного (7 – 9 лет) возраста.
Задачи разработки:
С помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических способностей путем проведения традиционных подвижных игр учащимися младших классов;
Разработать экспериментальную методику занятий с использованием традиционных подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры у детей 7-9 лет;
Экспериментально обосновать эффективность проведения традиционных подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности;
На основе полученных результатов разработать практические рекомендации
Методы исследования:
1.Анализ литературы;
2.Тестирование;
3. Методы математической статистики.
Гипотеза: предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий традиционными подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности
Научная новизна: использование традиционных подвижных игр народа саха как средство физического воспитания и внедрение их в учебный процесс учащихся 7-9 лет для повышения уровня общей физической подготовленности.
Теоретическая значимость: заключается в исследовании и разработке правильной методики обучения на уроках физической культуры.
Практическая значимость: разработана методика занятий с использованием традиционных подвижных игр на уроках физической культуры для детей 7-9 лет, способствующая развитию их физических качеств. Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в работе учителей физического воспитания.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой и ловкостью.
Народные традиции физического воспитания представлены в исследованиях В.И. Прокопенко, С.А. Пушкарева, Н.К. Шамаева, И.С. Портнягина, Н.Д. Неустроева, В.П. Кочнева и др. как уникальный пласт духовной и материальной культуры жизни народов Севера, как воспитание, функционирующее в соответствии с климатическими, природными, этническими, социальными особенностями. Они выдвигают на одно из первых мест физическое воспитание как базовое, как основа всего воспитательного и образовательного процесса.
Изучение научно – исследовательских трудов этнографов, краеведов показывает, что большинство якутских игр были простыми по содержанию и носили ярко выраженный состязательный характер – от их участников требовались сила, ловкость, умение. По мнению С.И. Николаева, у якутов характерными являются четыре вида состязаний: хапса5ай - борьба, различные прыжки, ытыы - стрельба и маамыкта - метание маута. В эти игры в основном играли мальчики. Девочки играли в более спокойные игры. Кроме того и мальчики и девочки играли в жмурки (харах симсиитэ), прятки (сасыhа оонньооhун) и т.д.
Якуты особое внимание уделяли к различным видам игр в обучении будущего воина. Это игры быа быhыы (разрезание веревки), халбас харата или халбас хара, дала мэндэтии (стрельба из лука), сэрии былдьаhар, мээчик сэриилэhэр
У северных якутов многие игры детей были связаны с охотой, оленеводством, промыслом. С XIX века среди якутских детей все с большей популярностью стали пользоваться русские народные игры, такие как городки (мохсуо), лапта.
В трудах более ранних исследователей о якутах, говорится, что дети Саха почти не играют подвижных игр. Как отметил В. Серошевский: Сложных, организованных детских игр у якутов мало. Они не знают ни мяча, ни бабок, ни свинки, ни других наших деревенских игр.
Но, как и у каждого народа у якутов была своя методика физического воспитания детей в семье, по которой на первый план выдвигались игры, закалка, физический труд. До революции якутские семьи располагались друг от друга на расстоянии 3 – 4км. Несмотря на эти расстояния, дети собирались группами и играли различные игры, чаще всего подражательного характера. Например, конные скачки, заячьи прыжки и т.д. Мальчики и девочки играли наравне друг с другом. С возрастом игры состязательного характера, такие как хапсагай, мас тардыhыыта, далла мэндэтии становятся чисто мужскими.
Особое место занимает исследования заслуженного артиста РС (Я), знатока традиционной культуры Саха А.С. Федорова. В своем собрании Игры предков он дал описания традиционных якутских народных игр состязательного характера.
Таким образом, подвижные игры у якутов в основном игрались в теплое время года. Зимой в основном игры проводились в юртах (балаганах). В якутских юртах жили по 2 – 3 семьи, чтобы, помогая друг другу прожить год (дюккачество). Их дети играли различные игры. Кроме этого, встречались в основном на облавной охоте, рыбной ловле неводом, уборочной страде, на сходках и праздниках. Такие встречи не обходились без состязаний и подвижных игр. На праздниках и в настоящее время проводятся якутские игры и состязания.
Возраст 7-9 лет характеризуется замедлением темпов роста, плавностью развития, постепенностью изменения структур и функций организма. Высшая нервная деятельность, двигательные функции достигают высокой степени развития и способствуют в этом возрасте овладению технически сложными формами движения, требующими точности, согласованности движения, быстроты, гибкости и ловкости. У школьников младших классов рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.
Педагоги отмечают большое образовательное значение традиционных подвижных игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре. В подвижных народных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, и быстро, и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре. В таких играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно будет исправлять.
Игры на местности, такие как Жмурки (Харах симсии), способствуют образованию навыков необходимых туристу, разведчику, следопыту.
Подвижные игры типа Хозяин (Тойон) с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательных функций руки пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста и школьников младших классов.
Велико значение народных подвижных игр на воспитании физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе. Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.
Игры с частными повторениями напряженных движений, с непрерывно двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивает выносливость. Например, разновидности Жеребята, (Кулунчуктар), Комаромахалка (Дэйбиир).
Игры, связанные с частым изменением направления движений, способствую воспитанию гибкости: Кто устойчивей (Халбас харата), Путаница (Булкуур), Снег и вихрь (Хаар уонна холорук), Чуткий (Сэргэх) и т.д.
При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Эльгяйской СОШ им. П.Х. Староватова Сунтарского района Республики Саха (Якутия)
Подвижные игры включаются почти во все уроки, кроме контрольных. Они проводятся главным образом в основной и заключительной частях урока.
Детям 7 -9 лет используются ранее знакомые игры. В них включаются более разнообразные движения, вводятся усложненные препятствия. По времени игры длительное, нежели в дошкольном возрасте.
Учащиеся уже имеют опыт игры в коллективе. В этот период появляется значительно больше игр командных. Широко привлекаются дети этого возраста к соревнованиям Веселые старты.
Проведены игры с быстрыми движениями, с прыжками, с лазанием и перелезанием. В связи с ростом физических возможностей использованы игры с кратковременными силовыми напряжениями (Бой петухов, перетягивание в парах). В них силовые напряжения кратковременны, притом руководителю легко следить за правильными приемами сопротивления, поскольку в состязании одновременно участвуют только двое.
Для развития быстроты и выносливости использованы игры, в которых дети находятся все время в движении (Невод). Проводить подобные игры рекомендуется не более 15 мин, чтобы не переутомить участников.
Как этап урока включены игры полосы препятствий, метания и другие движения, входящие в нормы Эрэл, чтобы помочь учащимся подготовиться к их сдаче.
В некоторых играх, рекомендуемых программой, водящие исполняют свои обязанности с начала и до конца игры (Невод и др.). Для таких игр надо подбирать наиболее подготовленных водящих. При выборе водящих хорошо пользоваться советами учащихся, которые знают силы своих товарищей и умеют быть самокритичными. Руководитель может предложить учащимся выбрать водящего, указав, какими качествами он должен обладать. Используются и другие способы выбора водящих.
Неоднократные повторения двигательных действий помогают развивать у учащихся способность экономно, быстро и целесообразно выполнять их в игровой обстановке.
Иногда знакомая игра пользуется в качестве разминки подготовительной части урока (после контрольных уроков в классе, на последнем уроке, когда учащиеся утомлены, и внимание их рассеяно).
В отдельных случаях малоподвижные игры проводятся в заключительной части урока, чтобы привести учащихся в относительно спокойное состояние и сосредоточить их внимание (Кто подходил?).
Для выявления скоростных способностей проведены следующие тестирования в начале и конце учебного года:
Бег 30 метров. Выполняется с высокого старта. В забеге принимают участие два-три человека. По команде На старт участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде Внимание наклоняются вперед и по команде Марш бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с помощью секундомера с точностью до 0,1 с.
Для выявления скоростно-силовых способностей
Прыжок в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся становится около линии, не касаясь ее носками, затем отводит руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, делает резкий взмах руками вперед и прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет.
Для выявления координационных способностей:
Челночный бег 3 х 10 метров. В забеге принимают участие один - два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде На старт участники выходят к линии старта. По команде Внимание они наклоняются и берут по одному кубику. По команде Марш бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также переносят его на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде Марш и выключают в момент, когда кубик касается пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.
Для выявления силовых способностей:
Подтягивание. Мальчики выполняют подтягивание из виса на высокой перекладине, девочки - из виса лежа на низкой перекладине (до 80 см). Мальчики и девочки подтягиваются хватом сверху. По команде Упражнение начинай производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять упражнение нужно плавно, без рывков. Тело не выгибать, сгибание ног в коленях и дерганье ногами не допускается. В этом случае попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет.
Для выявления гибкости:
Наклон вперед из положения сед. На полу мелом проводится линия А-Б, а к ее середине перпендикулярная линия, которая размечается через каждый сантиметр.
Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками 20-30 сантиметров, ступни вертикальны. Один или два партнера прижимают колени ученика к полу. Выполняется три разминочных наклона, а четвертый – зачетный, результат которого определяется по касанию сантиметровой разметки средним пальцем соединенных вместе рук.
Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывались:
среднее арифметическое значение (М);
стандартную ошибку среднего арифметического значения (m);
Исследование проводилось на базе Эльгяйской средней общеобразовательной школы имени П.Х.Староватова. В нем приняли участие учащиеся младшего школьного возраста. Мы их разделили на 2 группы:
- контрольная;
- экспериментальная.
Тесты были доступны всем.
Метод контрольного испытания проводили два раза: в начале и в конце эксперимента.
После обработки первого тестирования была внедрена методика для совершенствования физических качеств детей с помощью систематизированных игр и развлечений в экспериментальной группе. А в контрольной группе обучение проводилось по традиционной, общепринятой методике обучения.
В экспериментальной группе проводилось следующие упражнения:
Упражнения в ходьбе:
-муравей (кымырда5ас). Ходьба с касанием носка пяткой.
-крестики (кириэс). Ходьба перекрестным шагом.
-листочки (сэбирдэх). Ходьба по прямой линии с обязательным касанием пяток(носки в стороны).
-прямая дорога (кене суол). Ходьба на носках, руки вверх.
-крадущийся охотник (уемэр булчут). Имитация в ходьбе подкрадывающегося охотника.
-лыжник (хайыьардьыт). Ходьба широким шагом, движения рук вперед-назад (до уровня глаз).
-ходьба с притопом (битийии). Семенящая ходьба, руки на поясе.
-ходьба перекатом (енденнееьун). Ходьба перекатом с пятки на носок, поднимая при этом бедра, движения рук произвольные.
-олень (таба). Ходьба с высоким подниманием колена, руки скрестить над головой.
-стерх (кыталык). Ходьба с высоким подниманием колена вверх, одновременно плавно помахивая руками.
-уточка (кус). Ходьба в полуприседе, руки за спиной.
-гусь (хаас). Ходьба в полуприседе, руки на коленях.
-лошадка (ат). Ходьба на четвереньках. Упор на кисти и стопы.
Беговые упражнения:
-галоп (атара). Бег в шаге (шаг галопа).
-волны (долгун). Бег волной.
-пурга (буур5а). Бег с поворотами налево (направо) по команде.
Прыжковые упражнения:
-бег вприпрыжку (дьиэрэнкэй). Подскоки вверх с продвижением вперед, руки двигаются произвольно.
-прыжки вприсядку (чохчоохой). Прыжки полусидя, широко расставляя ноги врозь, руки на поясе.
-прыжки на корточках (чохчоохой). Прыжки в приседе с продвижением вперед.
-шахматы (саахымат). Прыжки через линию на правой, левой или на обеих ногах.
Общеразвивающие упражнения:
-сова (мэкчиргэ). И.п стойка- ноги врозь, руки за спиной; 1-поворот головы направо, со звуком ьу-ьуу! ; 2- и.п 3-4- тоже влево.
-солнышко (кунчээн). И.п о.с. 1- наклон головы вправо; 2- и.п. 3-4- то же влево.
-гусь (хаас). И.п. стойка- ноги врозь, руки за спиной; 1- поднять голову вверх (вытянуть шею); 2-и.п.
-незнайка (билбэтчэй). И.п. стойка- ноги врозь, руки вдоль туловища. 1-одновременное поднимание плеч вверх. 2-и.п.
-колесо (келуеьэ). И.п. стойка – ноги врозь, руки в стороны; 1-4- круговые движения в лучезапястных суставах вперед; 5-8- то же назад; 9-12- круговые движения рук в плечевом суставе вперед; 13-16- то же назад.
-радость (уеруу). И.п. о.с. 1- поднять руки в стороны ладонями вверх; 2- и.п.
-украшение дерева (салама). И.п. стойка- ноги врозь, руки внизу с раскрытыми ладонями; 1- поднять правую руку вверх, ладонями вниз, с одновременным поворотом головы; 2-и.п. 3-4- тоже влево.
-узоры (оьуор). И.п. о.с. руки в стороны ладонями вниз. 1-4- на каждый счет подняться на носок, руки опустить ладонями вниз- в стороны; 5-8- руки к плечам; 9-14- руки поднять вверх, ладони сомкнуть.
-стерх (кыталык). И.п. о.с. 1-руки вверх в стороны, с одновременным подниманием бедра правой ноги вверх; 2-то же, левой.
-лучник (охчут). И.п. стойка- ноги врозь, руки вперед, кисти в кулак; 1-согнуть правую руку, локоть отвести назад до отказа; 2-то же левой рукой.
-лиса (саьыл). И.п. ноги вместе, руки за спиной. 1-сгибая правую ногу, отвести таз влево; 2- то же в другую сторону (имитация виляния хвостом).
-олень (таба). И.п. о.с. 1-руки скрестить над головой, широко расставив пальцы, выносом правой ноги сделать наклон вперед; 2-и.п; 3-4 то же, с другой ноги.
-сардана (сардаана). И.п сесть на пятки сделать наклон вперед, руки отвести назад. 1-стойка на коленях, ладонями вверх. 2-и.п.
-чорон (чороон). И.п. стойка- ноги врозь, руки вверх с раскрытой ладонью. 1-2- наклоны вправо ивлево.
-перетягивание палки (мас тардыьыыта). И.п. сидя ноги врозь, руки вперед. 1-2- наклон вперед; 3-4-наклон назад.
-шофер (суоппар). И.п. сесть, ноги врозь, руки перед грудью, держась в руль. 1-2-поворачивая руль, наклон вправо; 3-4- то же влево.
-самолет (кетер аал). И.п. стойка-ноги врозь, наклон прогнувшись, руки в стороны. 1-4-повороты туловища направо и влево.
-Ванька встань-ка (биэтэнкэ). И.п. сесть пол, коленями наружу, стопы сомкнуть, руки на бедра. 1-2-перекат направо; 3-4-налево.
-нога к ноге (атах тэпсии). И.п. о.с. руки на пояс: 1-правую ногу вперед; 2-в сторону; 3-назад; 4-и.п. 5-8- то же, левой ногой.
-птенчик (чыычаах о5ото). И.п. стойка- ноги врозь, руки вниз в стороны: 1-полуприсесть, одновременно взмахивая кистями рук вверх; 2-и.п.
-качели (хачыал). В паре. И.п. стоя лицом друг другу, держаться за руки; 1-2-поочередные приседания.
-на коленках (тобуктааьын). 1-выпад на правое колено, руки на колени: 2-и.п.
-прыжки журавля (кылыы). И.п. стойка-на правой, захват руками колени. 1-4-прыжки.
-иней (кырыа). И.п. упор сидя сзади, стопы вместе. 1-отведение стоп в стороны; 2-и.п.
-мячик (мээчик). В паре. И.п. 1-ый партнер приседает, 2-ой стоит лицом к партнеру. 1-ый выполняет подскоки на месте, 2-ой имитирует ведения мяча.
-травка (от). И.п. ноги вместе, руки вверх. 1- присесть, руки на на колени; 2-и.п.
-ножницы (кыптый). И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2-поочередное поднимание прямых ног вверх.
-охотничая собака (булчут ыт). И.п. упор лежа на коленях. 1-2-имитация влияния хвоста-повороты голеней в стороны с одновременным поворотом головы.
-кувыркание (куелэьийии). И.п. лежа на спине, руки вверх. 1-повернуться на живот; 2-и.п.
-снег-снежок (хаар). И.п. о.с. 1-4-руки отвести в стороны и, медленно вращаясь, присесть; 5-8- то же, в другую сторону.
-пила (эрбии). И.п. упор сидя сзади, ноги вместе. 1-2-сгибание и разгибание ног на весу.
-ежик (дьуос). И.п. лежа на спине, руки в стороны. 1-одновременное поднимание туловища и бедра с захватом под коленями.
-ураса (ураьа). В паре. И.п. лечь на спину, макушками голова к голове, взяться за руки. 1-поднять ноги и коснуться стопами. 2-и.п.
2. Проведенные спортивные игры:
-прыжки через нарты (наартаны ойуу),
-перетягивание палки (мас тардыhыыта),
-борьба хапсагай (хапса5ай),
- якутские прыжки (ыстаңа, кылыы, куобах),
- метание арканом (маамыкта быра5ыы),
-эстафета с различными заданиями (командные).
3. Традиционные подвижные игры:
-Игры для развития координационных способностей:
Кто устойчивей (Халбас харата), Путаница (Булкуур), Снег и вихрь (Хаар уонна холорук), Сделай правильно (Сепке онор), Меткий охотник (Бэргэн булчут), Волшебное слово (Аптаах тыл), чуткий (Сэргэхчэй).
-Игры для развития скоростных способностей: Не дай запятнать себя (Таарыйтарыма), Волк и жеребята (Бере уонна кулунчуктар), Петушиный бой (Бетууктэьии), Сокол и лиса (Мохсоол уонна саЬыл), Кто быстрее (Ким тургэний?), Сокол и утки (Мохсоол уонна кустар).
-Игры для развития подвижности и ловкости:
Собери бусы (Хоруоңка тиьиитэ), Олени и волк (Табалар уонна бере), Рыбаки (Балыксыттар), Загон зайца (Күрэх), Капкан (Сохсо), Водопой из проруби (Ойбонтон уулааһын), Не упади в прорубь (ойбоңңо түһүмэ).
- Игры для развития силовых способностей:
Прыжки над жесткой травой (Хорон от урдунэн ыстаныы), Успей отскочить (Тэйэн ис), Бой быков (О5устар киирсиилэрэ), Замки (Кулуустэьии).
-Для воспитания скоростно-силовых способностей:
самобытные якутские упражнения: Буур (Прыжок в длину на одну метку, бег взапуски), Оңхойдорго суурдуу (Игра в лунки), Суосканы тэбии (Игра в жостки), Чохчоохой (прыжки в полуприседе); прыжки: северный тройной прыжок, национальные якутские прыжки: Кылыы -прыжки на одной ноге с продвижением вперед, назад, вправо, влево, поочередно на правой и левой ноге; Ыстаңа - прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед; Куобах - прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в стороны, назад; Чохчоохой (прыжки в полуприседе).
Отличия этих групп заключалось в следующем: в экспериментальной группе помимо основных нагрузок мы ввели дополнительные традиционные виды подвижных игр и упражнений для развития физических качеств. В зависимости от этапа подготовки дополнительные упражнения давались как в утренней зарядке на дому. Здесь учитывался психологической климат, настрой и теоретическая подготовка выполняемых движений, что существенное значение для развития физических качеств.
Контрольная группа обучалась по стандартной программе, от них не требовалось выполнение дополнительных нагрузок.
Сущность эксперимента заключалось в следующем: выявить более эффективный подход, метод и упражнения для развития физических качеств у детей 7-9 лет, провести тестирование в течение всего исследуемого времени. Сравнить результаты и сделать конкретные выводы для совершенствования физических качеств.
В конце педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с цель обоснования экспериментальной программы занятий традиционными подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов.
В результате первого тестирования в начале эксперимента физические данные, у учащихся контрольной и экспериментальной группы почти не отличаются. По первоначальному тестированию результаты экспериментальной группы превышали результаты контрольной группы не очень ощутимо. Но все-таки, в экспериментальную группу вошли те, кто занимаются в секции легкой атлетики. В течение практики в обучении экспериментальной группы использовались систематизированные игры и развлечения, таким образом, был разработан микроцикл тренировки экспериментальной группы. А контрольная группа занималась по обычной программе.
В конце эксперимента провели повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп. Здесь уже группы показали соответственно другие результаты. По данным тестирований результаты экспериментальной группы улучшились, а у контрольной группы улучшения результата не обнаружено.
Сводная таблица результатов тестирования:
Подтягивание
Контрольная группа
Номера учащихся
До
После
№1
3
3
№2
5
6
№3
7
8
№4
4
5
№5
6
6
№6
9
9
№8
3
3
№9
2
3
№10
1
1
№11
2
2
Среднее значение
4,2
4,6
Стандартное отклонение
2,529822
2,633122
Экспериментальная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
3
4
№2
7
9
№3
6
8
№4
5
6
№5
7
8
№6
10
12
№8
3
4
№9
11
14
№10
2
3
№11
4
5
Среднее значение
5,8
7,3
Стандартное отклонение
3,011091
3,622461
Прыжок в длину с места, см.
Контрольная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
109
110
№2
120
151
№3
150
129
№4
132
133
№5
148
148
№6
119
120
№8
139
139
№9
146
148
№10
112
114
№11
143
149
Среднее значение
131,8
134,1
Стандартное отклонение
15,5906
15,38
Экспериментальная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
112
155
№2
153
157
№3
129
133
№4
134
138
№5
149
154
№6
119
122
№8
141
143
№9
145
147
№10
113
115
№11
145
146
Среднее значение
134
141
Стандартное отклонение
15,09967
14,12641
Наклон вперед из положения сидя, см.
Контрольная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
3
4
№2
7
9
№3
13
14
№4
10
11
№5
5
5
№6
16
17
№8
13
13
№9
9
10
№10
14
15
№11
12
13
Среднее значение
10,2
11,1
Стандартное отклонение
4,184628
4,201851
Экспериментальная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
4
7
№2
7
10
№3
13
14
№4
12
15
№5
6
6,8
№6
17
20
№8
14
17
№9
9
13
№10
14
16
№11
13
15
Среднее значение
10,9
13,38
Стандартное отклонение
4,175324
4,281692
Бег на 30 м., сек.
Контрольная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
7,3
7,2
№2
7,1
7
№3
6,9
6,7
№4
6,8
6,6
№5
6,3
6,2
№6
6
5,9
№8
5,9
5,8
№9
5,8
5,7
№10
6,2
6
№11
6,5
6,4
Среднее значение
6,48
6,35
Стандартное отклонение
0,52451
0,516935
Экспериментальная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
6,8
6,5
№2
5,9
5,6
№3
6
5,8
№4
6,7
6,3
№5
5,7
5,4
№6
6,2
5,6
№8
5,8
5,5
№9
6,4
6
№10
6,6
6,3
№11
6,4
6,1
Среднее значение
6,25
5,91
Стандартное отклонение
0,389444
0,384274
Челночный бег 3х10м., сек.
Контрольная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
11,8
11,6
№2
11,1
11,1
№3
9,6
9,6
№4
11,3
11,3
№5
9,9
9,8
№6
9,5
9,4
№8
11,6
11,6
№9
11,1
9,9
№10
9,6
9,5
№11
9,8
9,7
Среднее значение
10,53
10,35
Стандартное отклонение
0,926223
0,925263
Экспериментальная группа
Фамилия, имя.
До
После
№1
11
9,7
№2
9,7
9,3
№3
11,6
11,2
№4
9,4
9,3
№5
11,2
9,8
№6
9,8
9,5
№8
9,3
9,1
№9
11,4
11
№10
11,1
9,8
№11
9,8
9,4
Среднее значение
10,43
9,81
Стандартное отклонение
0,903143
0,718718
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы показывает, что применение традиционных подвижных игр и упражнений для развития физических качеств учащихся, способствует к быстрому росту спортивных показателей. Здесь большое значение имеет чередование упражнений и игр, индивидуальный подход каждому ребенку.
Проведенные нами исследования показали, что внедрение систематизированных традиционных подвижных игр, упражнений в обучении детей повлияли на результаты повышения показателей уровня физических качеств у детей 7-9 лет.
Таким образом, наши исследования показывают, что внедрение систематизированных игр и развлечений положительно влияют на повышения состояния здоровья и улучшение результатов физического развития детей младшего школьного возраста.
Поэтому пришли к выводу, что необходимо внедрять различные систематизированные игры и упражнения в процессе обучения детей младшего школьного возраста для укрепления состояния здоровья, совершенствование физических качеств.
После проделанной нами исследовательской работы мы пришли к таким выводам:
В современных условиях развития общества возрастает значение возрождения культуры каждого народа. Особенно своевременным и необходимым является обращение к народной педагогике, к бесценному опыту традиционного воспитания подрастающего поколения в каждой национальной культуре, к народным играм.
Проведенные тестирования в начале и конце эксперимента:
Бег 30 метров для выявления скоростных способностей;
Прыжок в длину с места для выявления скоростно-силовых способностей;
Челночный бег 3 х 10 метров для выявления координационных способностей:
Подтягивание для выявления силовых способностей:
Наклон вперед из положения сидя для выявления гибкости:
показали улучшение физических качеств у детей и доказали, что воздействие народных игр на ребенка осуществляется комплексно.
3.Педагогический эксперимент и проведенные математические расчеты, показали достоверность полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах. Этот факт подтверждает гипотезу, о том, что использование традиционных подвижных игр наиболее эффективно влияет на улучшение физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, использование традиционных подвижных игр эффективно решает за короткие сроки улучшить результаты физических качеств у детей младшего школьного возраста.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При организации традиционных подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.
Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием традиционных подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру традиционных подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся младших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. Для студ. Фак. Физ. Культуры пед. Ин ( тов. ( М.: Просвещение, 1990. ( 287с.
Борохин М.И. Эффективность применения народных видов физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов Саха (Якутия) в физическом воспитании студентов Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.
Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. Пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. И дополн. ( М.: Физкультура и спорт, 1974.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. Просв., 1978.
Жуков М.Н. Подвижные игры, М,:2000.
Захаров С.И., Варламов М.И., Максимова Н.Е., и др. / Республиканский физкультурный комплекс нормативов Эрэл.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре 1-4 класс, М,:2003.-267с.
Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001.
Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. Пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.
Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1980.
Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989. – 159с.
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории, М,: 1991.-191с.
Сост. Кениман А.В. и др. Детские народные подвижные игры, М,:1995-224с.
Федоров А.С. Игры предков. Якутск. 1992.
Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск 1996
Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы воспитания в школах Севера / Учебное пособие/ Якутск 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Традиционные подвижные игры различной направленности:
Для воспитания скоростно-силовых способностей предложены самобытные якутские упражнения:
Дул5аларынан ыстаныы (По кочкам), Былаатынан таИыйсыы (Гонка с платком), Буур (Прыжок в длину на одну метку, бег взапуски), Оңхойдорго суурдуу (Игра в лунки), Суосканы тэбии (Игра в жостки), Чохчоохой (прыжки в полуприседе); прыжки: северный тройной прыжок, национальные якутские прыжки: Кылыы -прыжки на одной ноге с продвижением вперед, назад, вправо, влево, поочередно на правой и левой ноге; Ыстанга - прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед; Куобах - прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в стороны, назад; Чохчоохой (прыжки в полуприседе); прыжки через нарты: 8-й класс – высота 40 см, расстояние между нардами – 50 см; 9-й класс –высота 50 см, расстояние – 50 см.
Для воспитания скоростных способностей предложены якутские игры Мохсоол уонна саЬыл (Сокол и лиса), Ким тургэний? (Кто быстрее?), Мохсоол уонна кустар (Сокол и утки), Бэрэ уонна кулунчуктар (Волк и жеребята), Галоп лошадей; элементы Северного многоборья: различные виды бега с палкой; с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, махом прямых ног вперед, в стороны; на месте в максимальном темпе; на короткие дистанции – 60, 30 мю
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Национальные подвижные игры и физические упражнения: Былаатынан таһыйсыы (Гонка с платком), Иэс баайсыы, Ат ойуута (Галоп лошадей), Ат булан курэхтэИии (Скачки), Тонуу хаарынан хаамыы (По глубокому снегу). Для освоения и совершенствования навыков прыжков: Дул5ааhын (Прыжки по кочкам), Дьиэрэнкэй тэбии, Чохчоохой ойуу (Прыжки в полуприседе), Быа урдунэн ойуу (Прыжки через веревку). Для освоения навыков метания: Мээчигинэн оонньооИун (Игра в мяч), Булчуттар уонна кустар (Охотники и утки).
Мохсогол охсуhуута (Соколиный бой)
В эту игру играют парами. Игроки становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Левой рукой участники должны придерживать кончик правого уха, а правой рукой согнутую левую ногу. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть соперника так, чтобы тот встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих падает, толкнувший выходит из игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производят одновременно в паре.
Кулун тардыы (Перетягивание ремня)
Два участника принимают положение стоя на коленях с упором на ладони вытянутых рук, друг против друга. Проводится линия между соперниками, по обе стороны от которой на расстоянии 1,5 метра проведены две контрольные линии. Надев на шею ремень, который в начальном положении должен быть натянутым, по команде судьи участники плавно, без рывков начинают тянуть друг друга. Побеждает участник, перетянувший соперника за свою контрольную линию, или при срыве ремня у соперника. Состязание проводится по круговой системе с выбыванием после двух поражений. Участник, выбывший первым после двух поражений, занимает последнее место и т.д.
Сыал ытыы (Стрельба в цель)
Берется картонный диск диаметром 20-25 см (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое) и вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3-5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен обежать несколько раз с мячом и бросить его в диск (цель).
Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Детям старше 10 лет можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.
Бере уонна кулуннар (Волки и жеребята)
Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.
Огораживают чертою поле-пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.
Правило игры заключается в том, что волк ловит жеребят только за пределами пастбища.
Биир ордук (Один лишний)
Дети становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается как можно дальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: Пустите меня к себе. Ему отвечают: Нет, не пустим, иди туда… (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. В эту игру может играть любое количество детей. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.
Ытыы (стрельба из лука) и сейчас весьма популярен - продолжает он.
Мишенью лучникам служила гибкая талина, воткнутая в пенек. Наши предки пользовались стрелой с вилообразным наконечником, с хорошо заточенным лезвием. Стрелок должен был срезать стрелой талину.
Еще одна спортивная игра - маамыкта, то есть метание маута – жесткого аркана из сыромятной кожи толщиной с мизинец, длиной не менее 20 м для ловли оленей.
Маут - рулон из кругов разного диаметра. Держа одну половину рулона в левой руке, правой кидают вдаль вторую половину, кончающуюся петлей-удавкой. Метание маута в Якутии широко распространено и в настоящее время, и чаще всего это состязание используют в быту оленеводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
План-конспект игровых занятий
Место проведения: физкультурный зал.Одежда и обувь: короткая спортивная форма.Физкультурный инвентарь: 3 волейбольных мяча, шнур длиной 6 м, маски для щуки и зайцев.Основные задачи:
1) воспитывать физические качества– ловкость и быстроту;2) обучать традиционным подвижным играм Ежик (дьуос) и Охотники и зайцы (булчуттар уонна куобахтар) для закрепления навыка метания в движущуюся цель;3) совершенствовать бег врассыпную с увертыванием в подвижной игре Караси и щука (собо уонна сордон).
Содержание занятий
Время проведения, мин.
Организационно методические указания
Подготовительная часть (10 мин.)
Построение в шеренгу. Равнение. Сообщение задач урока
1
Проверить интервал и построение в шеренгу точно по линии. Следить за осанкой
Поворот налево. Поворот кругом
30 сек.
Выполнять поворот точно по команде
листочки (сэбирдэх). Ходьба по прямой линии с обязательным касанием пяток.
30 сек.
Стараемся касаться пятки.
прямая дорога (Кене суол). Ходьба на носках, руки верх.
30 сек.
Руки точно в вверх, спина прямая.
лыжник (хайыьардьыт). Ходьба широким шагом, движения рук вперед назад.
30 сек.
Дыхание не задерживать. Соблюдаем дистанцию.
Ходьба на пятках, руки за спину
30 сек.
Ходьба с ускорением
30 сек.
Бег в чередовании с ходьбой
30 сек.
Бежать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию
Перестроение в полукруг
30 сек.
Основная часть (25 мин.)
Подвижная игра Запрещенное движение ()
Играющие встают в полукруг, руководитель находится перед ними. Он показывает движения, которые выполняют на зарядке, дети повторяют за ним. Перед игрой условливаются об одном или двух запрещенных движениях, которые занимающиеся не должны делать. Кто ошибется, делает один шаг вперед. Перестроение в круг
6
Следить за правильным выполнением упражнений. По окончании игры отметить детей, которые ни разу не ошиблись
Положить веревку по кругу
Подвижная игра Ежик (дьуос)
Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. Если мяч коснется ноги какоголибо игрока, тот становится ежиком и вместе с водящим старается осалить остальных путем передачи мяча. Игру можно закончить, когда все, кроме двухтрех самых ловких игроков, окажутся ежиками
10
Бросать мяч в голову запрещено– можно только от плеча и изза головы
Подвижная игра Охотники и зайцы
(булчуттар уонна куобахтар)
Начертить или выложить шнуром круг диаметром 5–6 м. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг– это зайцы, другая равномерно распределяется за кругом– это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев. Тот, в кого попали мячом, выходит из круга
10
Бросать мяч можно только в туловище и в ноги. Как только охотники попадут мячом во всех зайцев, дети меняются ролями.
Следует целиться точнее
Подвижная игра Караси и щука
(собо уонна сордон)
Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг– это камушки, другая– караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя щука вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камушки– приседают за кемнибудь из играющих, стоящих по кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2–3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается
5
Для повторения игры выбирают новую щуку и меняют местами детей, стоящих в кругу и образующих круг
Заключительная часть занятия (5 мин.)
Игра Угадай по голосу ()
Ребята становятся в круг вместе с руководителем, в центр круга выходит водящий, который закрывает глаза. Играющие идут по кругу, выполняя движения, которые им показывает руководитель, и говорят: Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!– делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: А как скажем: “Скок, скок, скок”,– эти три слова произносит только тот ребенок, на которого указал руководитель,– угадай, чей голосок? Водящий должен угадать, кто сказал: Скок, скок, скок. Если он угадал, узнанный становится ведущим
4
Игра малой подвижности на восстановление дыхания. Следить, чтобы дети точно выполняли движения в такт словам. Обязательно отметить детей, которые сразу отгадали … по голосу. Воспитывать чувство товарищества и коллективизма
Подведение итогов занятия
Задание на дом: повторить подвижные игры Ежик, Охотники и зайцы дома (на прогулке) с друзьями, родителями
1
Поблагодарить детей за активность в игре. Кратко отметить успехи каждого ребенка
HYPER13PAGE HYPER15
32
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×