Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников

Автор: Муртазина Лилия Закировна

Влияние восприятия музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников

 

 

 Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

     В новых ФГОС развитие эмоциональной отзывчивости сформулирована как важнейшая задача дошкольного образования.

  Развитию эмоциональной отзывчивости  способствуют все виды деятельности ребенка. Но огромную роль  в обогащении эмоциональной отзывчивости  ребенка играет музыка.

        Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является восприятие  музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства.  Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова). Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

  Над проблемой влияния восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников работали известные ученые - педагоги такие  как Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Р.М. Чумичева, Е.А .Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, Н.Л. Школяр, Н.А. Метлов, Э.Б. Абдулин, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Ражников и др.

  Проблеме эмоциональной отзывчивости через восприятия музыки  уделяли внимание отечественные и зарубежные психологи:   С.Л. Рубинштейн, Г.Ш .Шингаров, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и другие.

  Эмоциональная отзывчивость—это одна из главных музыкальных способностей. По определению Б.М. Теплова  «эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению».

  Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

    Развитие эмоциональной отзывчивости посредством восприятия музыки возможно при следующих условиях:

- активное взаимодействие воспитателя и  музыкального руководителя;

- оснащение развивающей среды группы, музыкального зала, соответствующим оборудованием и атрибутами;

- соблюдение правил восприятия музыки с детьми старшего дошкольного возраста: обязательное сохранение алгоритма слушания музыкальных произведений с детьми старшего дошкольного возраста:

- привлечение детей к слушанию музыки, создание у них настроя на восприятие;

- первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;

-  повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

- закрепление у детей представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем;

- создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в художественной, игровой, танцевальной деятельности.

  С целью выяснения состояния исследуемый проблемы в практике дошкольного учреждения нами  было проведено опытно-экспериментальное  исследование  процесса  развития эмоциональной отзывчивости дошкольника  через восприятие музыки  на  базе МБДОУ Детский сад №1 п. Переволоцкого  Оренбургской области.

Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, И.В. Груздовой.

  Анализируя результаты диагностических заданий контрольного  эксперимента, мы сделали следующие выводы.  Несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным видом искусства, нами были зафиксированы  средний  (60%)  и низкий (40%) уровни проявления эмоциональной отзывчивости. По данным диагностики мы сделали вывод, что дети  старшего дошкольного возраста выделяют лишь основные эмоциональные состояния, не соотносят услышанную музыку с собственными переживаниями. Кроме этого у них недостаточно развит словарь эмоционально-образного содержания музыки.

  На формирующем этапе эксперимента нами была проделана следующая работа: подобран комплекс  музыкального репертуара по слушанию и организована  «Музыкальная гостиная», в которой принимали участие дети, педагоги и родители. Экспериментальная работа была включена по плану в педагогический процесс детского сада .

  Темой нашей «Музыкальной гостиной» была : «Сказка в музыке живёт».      Данная тема на наш взгляд очень близка и любима дошкольниками, а это позволило ещё больше  заинтересовать детей. 

  Темами наших встреч с детьми были: «В гости сказка к нам пришла», «Волшебство оживших рисунков», «Приключение Бабы-яги и её подружки Бабки-Ёжки», «Картинки с выставки», « В гостях у  эльфов и  троллей», , «Волшебное превращение в новогоднюю ночь»,  и др.

  В ходе встреч детям предлагалось прослушать «интересные сказки, образы сказочных персонажей, образы природы в сказках, которые рассказывала  музыка».

  Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали  произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, произведения  Э. Грига «В пещере горного короля», «Танец эльфов», «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Большой интерес детей вызвали фрагменты из балетов П.И. Чайковского  «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»; С.С.Прокофьева  «Золушка», фрагменты  опер Римского- Корсаково  «Сказка о царе Салтане» и  М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

«Музыкальные гостиные мы проводили  в различных формах организации: вечера -  досуги,  игры-фантазии, «Угадай мелодию», концерты, «Слушаем и рисуем музыку», и др.

    В каждой встрече с детьми мы использовали различные методы развития музыкальной отзывчивости: беседы с детьми о музыке, художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Кроме этого использовали видео-фрагменты, дидактические игры, игры-фантазии, использовали метод контрастного сопоставления произведений,  метод сравнение произведений по характеру, жанру.

    Для проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проверить эффективность работы «Музыкальной гостиной».   

   Сравнивая результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, можно констатировать тот факт, что  произошли значительные изменения.  Увеличилось количество детей с высоким уровнем до  20%, со средним уровнем до 70%. Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню, свободно высказывали свои суждения о музыке; давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры;  делились своими эмоциональными переживаниями и  возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями, которые появлялись под влиянием созвучия мелодии и цвета.

  Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами музыкальной  выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей. Чувствовалась  эмоциональная отзывчивость дошкольников на прослушиваемые музыкальные произведения. Для ребят был характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности: рисование, танцевальное творчество и т.д.

  В рисунках дети отображали не только определенный сюжет, но и передавали свое настроение. Для этого использовали в основном цвет как ведущее эмоциональное средство. Некоторые дети отображали собственное эмоциональное состояние только посредством цвета, что свидетельствует о выделении детьми данных средств выразительности для изображения переживаний, о творческом характере детской деятельности.

   Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню, были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям. Помимо названных эмоциональных состояний для детей было характерно состояние удовольствия, радости от общения с произведениями, со сверстниками и педагогом.

   Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (от любопытства и заинтересованности к эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению).

  Организованная нами работа «Музыкальной гостиной» по восприятию музыки с применением разнообразных форм организаций и различных методов и приёмов  оказала положительное влияние на повышение уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной отзывчивости ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000

2.Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.

3.Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.

4.Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965.-256с.

5.Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.

6.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

7.Гогоберидзе А.Г. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.-ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.-656с.

8.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.

9.Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15

10.Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

11.Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2005

12.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. - 254 с.

13.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

14.Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;

15.Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.

16.Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

17.Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168с.

18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.-258с.

19.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.

20.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985.

21.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x