Автор: Смольянинова Юлия Николаевна
Здоровье нации является величайшим достижением любого государства. Известно, что именно в раннем детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне появилась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР).
Автор: Смольянинова Юлия Николаевна
Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития
Смольянинова Ю.Н.
МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 4» г. Тамбова
Здоровье нации является величайшим достижением любого государства. Известно, что именно в раннем детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне появилась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Педагоги определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией развития, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
Мало данных об использовании современных технологий в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими задержку психического развития. Не разработаны специальные программы по адаптивному физическому воспитанию на основе современных двигательных систем (аэробики, ритмической гимнастики, современного бального и спортивного танцев). Разумно предположить, что использование этих средств в адаптивном физическом воспитании создаст благоприятные условия для протекания коррекционно-педагогической работы.
В специальных школах, в классах коррекционного обучения система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их физической подготовленности, работоспособности, активацию познавательной деятельности. Поэтому для учителей физического воспитания массовых школ важнейшая задача обеспечения воспитания физически крепкого молодого поколения должна реализовываться в сочетании с коррекционной направленностью.
Попытки включения аэробики в практику физического воспитания детей с задержкой психического развития без достаточного знания её особенностей, как правило, не достигают желаемых результатов. Однако научно обоснованной системы использования аэробики в качества общеразвивающего и коррекционного средства на занятиях физической культурой в классах и школах для детей с задержкой психического развития до сих пор не имеется. Отсюда становится очевидным противоречие между стремлением практики обогатить опыт детей новым содержанием за счёт включения аэробики в учебно-воспитательный процесс и низким уровнем эффективности этой работы в связи с отсутствием научно-обоснованной методики её использования в системе специального образования.
Возникшее противоречие, а также необходимость поиска новых средств и методов адаптивного физического воспитания, разработки новых технологий, построенных с учётом особенностей детей, имеющих задержку психического развития, обусловило актуальность данного исследования.
Педагогический эксперимент проходил в течение шести месяцев. Школьники, входившие в экспериментальную группу, занимались по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов и по разработанной программе аэробики, контрольная группа – только по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов.
В таблице 1 отражены показатели физической подготовленности исследуемых школьников контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.
Таблица 1
№ п/п |
Показатели |
Пол |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
t |
p |
||
|
|
|
M |
m |
M |
m |
|
|
1 |
Быстрота, 30 м, (сек) |
м |
5,2 |
0,1 |
5,22 |
0,07 |
2,37 |
0,01 |
|
|
д |
5,56 |
0,13 |
5,36 |
0,10 |
1,15 |
0,05 |
2 |
Координация, 3х10, (сек) |
м |
8,90 |
0,02 |
8,76 |
0,04 |
2,82 |
0,01 |
|
|
д |
9,45 |
0,04 |
9,35 |
0,02 |
2,07 |
0,05 |
3 |
Скоростно-силовые, (см) |
м |
175,2 |
2,43 |
183,25 |
2,05 |
2,5 |
0,01 |
|
|
д |
162,8 |
3,37 |
176,1 |
2,76 |
0,99 |
0,05 |
4 |
Гибкость, (см) |
м |
5,75 |
0,36 |
6,87 |
0,22 |
2,61 |
0,01 |
|
|
д |
9,5 |
0,61 |
11,5 |
0,61 |
2,28 |
0,01 |
5 |
Сила (кол-во раз) |
м |
18,25 |
0,55 |
21,37 |
0,80 |
3,2 |
0,01 |
|
|
д |
10 |
0,44 |
12,6 |
0,66 |
3,32 |
0,01 |
6 |
Выносливость (сек) |
м |
133,08 |
0,97 |
130,35 |
0,86 |
2,09 |
0,05 |
|
|
д |
141,28 |
0,42 |
139,71 |
0,68 |
1,96 |
0,05 |
Как видно из данных, представленных в таблице 1, между показателями физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп в представленных тестах наблюдаются статистически достоверные различия.
Таким образом, в результате педагогического эксперимента, показатели физической подготовленности школьников экспериментальной группы статистически достоверно возросли, в то время как показатели контрольной группы также изменились, но статистически достоверных различий не имеют. Это свидетельствует о том, что занятия аэробикой оказывают существенное влияние на улучшение физической подготовленности школьников с задержкой психического развития.
В таблице 2 отражены сравнительные показатели выполнения специальных двигательных действий и элементов аэробики исследуемых контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.
Таблица 2
№ п/п |
Показатели |
Пол |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
t |
p |
||
|
|
|
M |
m |
M |
m |
|
|
1 |
«Группировка» (балл) |
м |
0,068 |
0,009 |
0,16 |
0,01 |
6,05 |
0,01 |
|
|
д |
0,055 |
0,002 |
0,125 |
0,032 |
2,16 |
0,05 |
2 |
«Ножницы» (балл) |
м |
0,06 |
0,007 |
0,125 |
0,028 |
2,11 |
0,05 |
|
|
д |
0,055 |
0,009 |
0,10 |
0,02 |
2,07 |
0,05 |
3 |
Поворот на одной ноге (балл) |
м |
0,075 |
0,01 |
0,10 |
0,011 |
1,98 |
0,05 |
|
|
д |
0,083 |
0,011 |
0,15 |
0,015 |
3,3 |
0,01 |
4 |
Базовые шаги (балл) |
м |
7,5 |
0,18 |
10,12 |
0,35 |
6,59 |
0,01 |
|
|
д |
7,66 |
0,33 |
10,16 |
0,47 |
4,29 |
0,01 |
Исследуемые экспериментальной группы показали более высокий уровень выполнения элементов и базовых шагов, что выражено в более высоких бальных показателях. Это даёт основание считать, что экспериментальная группа успешно освоила технику выполнения специальных двигательных действий. По-прежнему у всех исследуемых контрольной группы наблюдались некоторые нарушения координации движений, однако у исследуемых экспериментальной группы они оказались менее выражены, чем у контрольной. Из таблиц видно, что, между показателями исследуемых школьников экспериментальной и контрольной групп наблюдаются статистически достоверные различия. Показатели физических качеств исследуемых учащихся экспериментальной группы значительно выросли, в то время как показатели детей контрольной группы также возросли, но достоверности различий не выявлено. Таким образом, представленные данные дают основание считать, что занятия аэробикой, проводимые со школьниками с задержкой психического развития, положительно влияют на их физическую подготовленность.