Внедрение современных педагогических технологий в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Автор: Миронова Татьяна Викторовна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Укрепление здоровья детей, повышение защитных сил детского организма и интереса школьников к собственному здоровью являются наиболее актуальными задачами. Эффективное решение этих задач возможно, благодаря разработке и реализации совместной программы действий по укреплению здоровья детей, координации деятельности медицинских и образовательных учреждений, участию родителей в этом вопросе.

Что же такое здоровье психическое и физическое?

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Я работаю в Центре «Дар» учителем индивидуального обучения, обучаю Сашу (12лет) и Алешу (14 лет). Причины домашнего обучения у данных учащихся различны. У Саши повышенный уровень тревожности, ярко выраженные признаки агрессии, слабо проявляются коммуникативные навыки, в обществе отличается социально-опасным поведением. У Алеши  основное заболевание – детский церебральный паралич, наряду с этим заболеванием наблюдается и умственная отсталость. Ввиду ДЦП Алеша передвигается медленно и может преодолевать незначительные расстояния при ходьбе, поэтому обучается индивидуально. Обучая Сашу и Алешу, я поняла, что для полноценной реализации образовательной программы необходим комплексный подход. Так и появилась идея создать социальный проект «Тропинка к себе».

Проект «Тропинка к себе» включает в себя два основных направления работы: образовательно-оздоровительное и опытно-экспериментальное. Цель образовательно-оздоровительного направления – создать комплексную систему  защиты  физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения. Опытно-экспериментальное направление предусматривает разработку и реализацию  на практике  модели защиты здоровья детей в условиях индивидуального обучения. Суть проекта – поиск наиболее  результативных методов работы по защите здоровья детей в условиях индивидуального обучения.

Объект исследования – процесс социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Предмет исследования – система комплексной защиты здоровья детей в условиях  индивидуального обучения.

Название проекта «Тропинка к себе» можно интерпретировать в нескольких вариантах.

1.Ребенок учится справляться со своими недугами и при этом адаптируется в обществе.

2.Родители, участвуя в работе над проектом, находят правильный подход к ребенку и помогают ему реализоваться в обществе.

3.Учитель находит правильные пути и возможности для защиты психического и физического здоровья ребенка и при этом совершенствуется сам.

По срокам реализации  проект «Тропинка к себе» - долгосрочный, он рассчитан до окончания  данными учащимися  9 класса. По масштабам – малый проект.

Ожидаемые результаты проекта  я рассмотрела на различных уровнях:

а) на уровне Центра «Дар»;

б) на уровне ученика;

в) на уровне родителей;

г) на уровне поселения;

д) на уровне личности.

 На уровне ученика я ожидаю снижение тревожности, повышение уровня социальной активности, укрепление здоровья, повышение защитных сил детского организма, успешной реализации образовательной программы.

В работе над проектом выделено пять этапов: информационный, подготовительный,  технологический, апробационный, аналитический.

Реализация  проекта началась с информационного этапа, во время которого была определена основная задача и методы работы с учащимися и их родителями по проекту, информирование родителей  и специалистов Центра «Дар» о начале проекта.

Затем последовал подготовительный этап, где был создан диагностический кейс (по согласованию со школьным психологом).

По завершении работы с диагностикой я утвердилась в правильности и необходимости работы по проекту и составила перспективный план для каждого учащегося в отдельности. План предусматривает работу с Сашей и Алешей до окончания 9 класса. Также мною был продуман Мониторинг, то есть система отслеживания изменений, происходящих с детьми, в ходе реализации проекта. Предусмотрены три варианта Мониторинга: отслеживание изменений педагогом; оценка собственных достижений самим учеником; отслеживание изменений, происходящих с детьми, родителями. Итоги подводятся четыре раза в год, в конце каждой учебной четверти.

С января был начат технологический этап, в ходе которого, для успешной реализации образовательной программы, я подбираю и начинаю применять  наиболее результативные методы и приемы, индивидуальные для каждого учащегося. Эти методы и приемы можно использовать во время урока, как физкультминутки или смена вида деятельности для снятия напряженности. Можно их использовать и между уроками для психологической разгрузки и как защиту физического здоровья.

Например, с Алешей, основная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. С Сашей, основная задача заключается в коррекции агрессивного поведения учащегося и социальная адаптация.

Одновременно с тем, что идет работа с детьми, ведется работа и с их родителями.

Виды работы с родителями:

1.тестирование;

2.индивидуальное консультирование;

3.вопросы для совместного обсуждения;

4.беседы;

5.памятки;

6.рекомендации.

По первым результатам работы  проекта «Тропинка к себе» снято видеоинтервью с родителями.

Следовательно, вместе с технологическим этапом начал свою работу и апробационный этап, это проявляется в апробировании с учащимися выше указанных методов и приемов.

В перспективе – изучение местной инфраструктуры, дальнейшее развитие коммуникативных навыков и самоопределение учащихся в социуме.

 

Список литературы

1.Андреенкова Н.В. Проблемы социализации  личности. Социальные исследования. Вып.3.М.,1970.

2.Бернс Р. Я – концепция и воспитание. Пер. с англ. М.,1968.

3.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество. Выл.9.Л., 1971.

4.Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

5.Кон И.С. Открытие Я. М.,1978.

6.Кон И.С. Психология  юношеского возраста. М., 1979.

7.Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x